Краткий обзор американской музыкальной культуры первых десятилетий XX века - Культура - LadyGroup
Главная - Культура - Краткий обзор американской музыкальной культуры первых десятилетий XX века

Краткий обзор американской музыкальной культуры первых десятилетий XX века

Краткий обзор американской музыкальной культуры первых десятилетий XX века

С началом XX века в истории США многие исследователи связывают небывалый уровень развития музыкальной культуры. Активная творческая деятельность американских композиторов в различных областях музыкального искусства во многом была обусловлена расцветом исполнительства, начавшемся в конце XIX – начале XX столетия. Это стало возможным благодаря появлению большого числа специализированных музыкальных учебных заведений, исполнительских коллективов – хоров, духовых и симфонических оркестров (руководителями которых стали выдающиеся дирижёры А. Тосканини, С. Кусевицкий, Л. Стоковский), достигших к началу века высокого профессионального уровня и способных соперничать с европейскими коллективами.

По мнению Дж. Страбла (Struble J.M. The History of American Classical Music. New York, 1995. P. 123), широкий спектр разнообразных художественных традиций (академическая музыка, афроамериканский и другие виды фольклора, музыкальный театр с преобладанием бродвейских шоу) давал большие возможности для развития национальной композиторской школы и формирования национальных музыкальных традиций. Понятие национального начала в американской музыке широко и многозначно, поскольку обусловлено неповторимыми особенностями культуры страны, имеющей многонациональные корни.

Новое поколение американских композиторов, таких, как Копланд, Харрис, Томсон, Сигмейстер, Кауэлл и, в частности Гершвин, стремились к претворению в профессиональном творчестве различных пластов народной музыки – духовных гимнов, баллад, ковбойских песен, джаза, блюза, спиричуэла, музыки кантри, – в качестве основы национального музыкального стиля.

Для обозначения различных пластов музыкальной культуры США музыковед У. Хичкок ввёл термины cultivated (с англ. – «культурный») и vernacular (с англ. – «диалектный») (Hitchcock H.W. Music in the United States. A Historical introduction. New Jersey, 1988. P. 53), по мнению учёного, наиболее точно отражающие специфику американской музыки начала XX столетия.

Первый обозначает музыку, основанную на европейских традициях, второй – формы и жанры народной американской музыки, к которой Хичкок относит разные типы не только фольклора, но также церковной и бытовой музыки. При этом типичной особенностью американской музыки он называет не только сосуществование различных местных традиций vernacular, но и их синтез в так называемом «плавильном котле» который характеризуется множеством стилевых истоков – сельской и городской бытовой музыки, народной музыки чёрных (спиричуэл, блюз, джаз) и белых американцев (духовная и светская музыка).

Таким образом, как отмечает В. Конен, одной из главных тенденций в развитии американского композиторского творчества становится «самостоятельность исканий, продиктованных реальным слуховым опытом собственно-американской музыкальной среды» (Конен В. Пути американской музыки. М., 1977. С.332).

Такую музыкальную среду в первые десятилетия XX века формировала, в том числе, традиционная музыка, которая представляет собой пёструю картину, отражающую множество культурных традиций, среди которых исследователи, как правило, выделяют три ведущих – англоамериканскую, индейскую и афроамериканскую.

Англоамериканский фольклор главным образом развивался в среде рабочих, ремесленников и фермеров – первых переселенцев с Британских островов. Наиболее характерные черты англоамериканской музыкальной культуры отразились в жанрах баллады и ковбойской песни, а также в стиле кантри (Музыкальная культура США XX века. Учебное пособие. Ответственный редактор Переверзева М.В. Науч.-издат. центр «Московская консерватория». Москва, 2007. С. 30).

Основу богатой и своеобразной музыкальной культуры индейцев при всём многообразии жанров и стилей составляла сольная и хоровая песня. Музыкальная культура индейцев имела устную форму бытования и была тесно связана с системой верований, обычаями и ритуалами, с обожествлением сил и явлений природы (Музыкальная культура США XX века. Учебное пособие. Ответственный редактор Переверзева М.В. Науч.-издат. центр «Московская консерватория». Москва, 2007. С.53).

Третью культурную традицию воплощала музыка, сформировавшаяся в среде афроамериканцев и нередко называемое исследователями «Чёрным Ренессансом» (в других источниках – «Негритянским Ренессансом». Он был обусловлен широким распространением таких жанров афроамериканской духовной музыки, как спиричуэл и госпел.

Джазовое искусство, несомненно, представляет собой одно из самых значительных и самобытных явлений в музыке ХХ века. Совмещение в нём разных исторически сложившихся форм музыкального творчества – устного и письменного, фольклорного и профессионального, разнообразные пересечения многих национальных традиций, школ, направлений порождают среди исследователей споры о «подлинности», отличительных качествах, сущности, роли и места этого искусства в музыкальной культуре ХХ века.

Как указывают исследователи, джаз возник в результате длительного взаимодействия и взаимовлияния различных пластов афроамериканской и европейской музыкальных культур, таких, как регтайм, блюз, спиричуэл, бытовая музыка для духовых оркестров – бэндов.

Происхождение термина jazz (первоначально jass), который утвердился в 1910-е годы, имеет несколько версий, одна из которых отсылает к африканским корням, другая говорит о происхождении этого слова от французского jaser («болтать»). Первый документальный факт употребления понятия «джаз» в отношении музыки историки датируют 1913 годом, когда это слово было использовано в статье одной из газет Сан-Франциско.

«Диксилендами» называли первые джазовые ансамбли, состоявшие из белых музыкантов, которые подражали стилю игры негритянских исполнителей. Понятие «диксиленд» также обозначает стиль в джазе, связанный преимущественно с танцевальной музыкой. В 1915 году слово jass вошло в название оркестра «Джасс-бэнд Тома Брауна из Диксиленда» («Tom Brownґs Dixieland Jass Band»).

Не утихают дискуссии о том, к какому роду музыки следует относить джаз, какой степени он близок к «академической» классике и популярной развлекательной музыке, какова мера усвоения джазом черт профессионального, элитарного искусства.

Специфичность джаза, на наш взгляд, определяется тем, что своим происхождением он обязан синтезу европейского искусства с негритянским фольклором. С одной стороны, эволюция оркестрового джаза на протяжении века происходила во взаимодействии с европейской профессиональной культурой, которая обогатила язык джаза, расширив его выразительные возможности.



С другой стороны джаз примыкает к бытовой, популярной музыке и исконному фольклору, неизменно сохраняя африканские художественные элементы. На наш взгляд, джаз занимает пограничное положение в иерархии видов музицирования, при котором все попытки его описания под свойственными академическому музыковедению или фольклористике «углами зрения» неизбежно обедняют описываемый предмет.

Сравнительно быстрая эволюция от фольклорных форм к сложным композиционным структурам, родственным академической музыке европейской традиции, наложила отпечаток на особенности формирования оркестрового стиля и его направлений в джазовой музыке.

Под влиянием ряда социально-исторических причин джаз довольно быстро обрёл статус профессионального искусства. Тогда же стремление оркестровых джазовых музыкантов обрести свой индивидуальный стиль повлекло за собой и кардинальные изменения джазовой стилистики – усложнение языка с возрастанием роли авторской, зафиксированной в нотном тексте аранжировки, напрямую предвосхищали появление в более позднюю эпоху композиции, насыщенной индивидуально-исполнительским началом.

В 1920-е – 1930-е годы многие молодые американские композиторы стремились к развитию жанров симфонической музыки. Особое внимание уделялось программной симфонии, сюжетно связанной с важнейшими общественно-историческими событиями страны, а зачастую просто основанной на эпизодах из американской жизни.

Среди таковых назовём симфонии с участием солистов и хора (Р. Харриса), оркестровые пьесы с участием чтеца (А. Копланда, Э. Сигмейстера) и другие. Также у молодых американских композиторов были популярны жанры симфонической поэмы, увертюры, фантазии. Необходимо отметить, кроме того, важное место, которое занимает в истории американской музыки первых десятилетий XX века так называемая «Великая традиция» (Great Tradition), связанная с развитием симфонических жанров классико-романтической музыки (cultivated) и различных видов национального фольклора (vernacular).

В отношении представителей «Великой традиции» нередко используется понятие «американизм», обозначающее ориентацию композиторов США на национальные виды народной и профессиональной музыки своей страны, а также темы и сюжеты из жизни американского народа.