Чт. Окт 1st, 2020

Несколько слов об Иржи Менцеле

Несколько слов об Иржи Менцеле

Выдающийся кинематографист, представитель чешской «Новой волны» Иржи Менцель ставит фильмы преимущественно о прошлом – давнем и недавнем.

Он стал одним из чешских режиссёров, пришедших в 1960-е годы в национальный кинематограф, творческое сообщество которых получило название «Новая волна» (по аналогии с французским названием). Они почти не обращались к историческим событиям, поэтому большинство из них вполне заслуженно называли «поколением без памятников». Исключением явился, пожалуй, только Иржи Менцель.

В своих произведениях Иржи Менцель рассказывает о простых людях, в нормальную, размеренную жизнь которых вторгаются трагические события исторического масштаба. Но сам Менцель весьма своеобразно интерпретирует этот «контекст»: история страны в его фильмах скорее смешна, нелепа и абсурдна, нежели страшна.

В двадцать восемь лет режиссёр удостоился чести, которая многим художникам не выпадает и за всю жизнь: он получил премию «Оскар» в номинации «Лучшая режиссура» за свой фильм «Поезда особого назначения», увидевшим свет в 1966 году. Действие происходит во время Второй мировой войны.

Герой картины – простой парень, только что окончивший школу. Он работает на железнодорожной станции и присоединяется к ополченцам. Но главным для него оказывается не подпольная борьба, а те волнения, которые посещают всякого молодого человека в такой ситуации: найти свою любовь и обрести счастье. В финале фильма герой погибает от случайной пули. Однако должна сказать, что сам фильм всё равно оставляет некое светлое впечатление.

В 1969 году Менцель закончил съёмки другой своей картины – «Жаворонки на нитях». Фильм этот сразу же попал под запрет цензуры и потому смог найти своего зрителя только в 1990-м, после падения в стране коммунистического режима. «Жаворонки на нитях» – это двое влюблённых. На их пути возникают, казалось бы, непреодолимые преграды: парень и девушка являются узниками одного из лагерей, где в начале 1950-х годов правящая тогда в стране коммунистическая власть перевоспитывала «нетрудовой элемент».

И в этом фильме Иржи Менцелю не присущ обличительный пафос. Он искренне любит своих героев, но саркастически посмеивается над режимом, вот почему эта его лента сразу же надолго оказалась «на полке».