Чт. Окт 1st, 2020

Тоска Райнера Вернера Фассбиндера

Тоска Райнера Вернера Фассбиндера

Фассбиндер — это режиссер из тех, которых за всю историю кино единицы. Несмотря на отсутствие каких-либо дипломов и беспорядочность собственной жизни, он за короткий период смог создать 43 картины. Одновременно он успевал писать сценарии (по его сценариям снято 46 фильмов), монтировать и даже сниматься в кино.

Этого человека можно назвать даже не реактивным, а прореактивным. Настоящий мотор кинематографа, он мог создавать в год по несколько картин.

Началось все не так оптимистично. Первые фильмы Райана Вернера были осмеяны журналистами и критиками. Его талант не признавали, но он продолжал двигаться вперед, невзирая на все препятствия. Изначально он был в съемочной группе и оператором, и режиссером, и сценаристом. Весь основной процесс производства картин ложился на его плечи.

Интересно, что самый громкий успех последовал в жизни Фассбиндера после самого скандального падения. Один из фильмов режиссера, «Любовь холоднее смерти», был раскритикован так, что многие его коллеги после этого ушли бы из профессии.

Однако Фассбиндер был, казалось, одержим кино. Он сумел за неполные 2 недели (9 дней) создать новый фильм, который сегодня помнят как начало взлета его карьеры. Это был фильм «Катцельмахер». Причем Фассбиндер ухитрился не только снять кино, но и сыграть в нем. Оценить его актерское мастерство можно, посмотрев картину.

Разнообразие жанров, в которых работал Райнер Вернер, поразительно. Однако во всех его картинах можно найти основную тему — протест против манипуляций человеком, против использования его чувств, мыслей, настроений. Наверное, это как-то связано с эпохой, в которую жил режиссер. Он родился в послевоенной Германии, в 1945 году. Это было тяжелое время для страны, которую обвиняли во всех мыслимых и немыслимых преступлениях.

Фассбиндера называли антисемитом и антифеминистом. Однако он был всего лишь патриотом своей страны. Кроме того, его героини достаточно разнообразны. Он мог показать неприглядность светского общества и внутреннюю пустоту светских дам. Однако, вместе с тем, он выводил на сцену и глубокие, интеллектуальные образы представительниц прекрасного пола.

Фассбиндер работал так, словно боялся не успеть. Что двигало режиссером, по сей день остается загадкой. Может быть, это была великая тоска по прошлому или мечта о лучшем будущем, а, может, и просто боль. Он прожил 37 лет, из которых 14 лет отдал служению кинематографу.