Руководство авиакомпании, пассажиры самолёта и многие пользователи социальных сетей проявили одобрение по отношению к действиям экипажа, назвав их героями, однако эксперты выразили разные мнения на этот счёт. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что информация о награждении членов экипажа ему не известна на текущий момент.
Выбора не было. Экипаж A320 рассказал свою версию ЧП под Новосибирском
Аварийная посадка самолёта Airbus A320 авиакомпании Уральские авиалинии на пшеничном поле под Новосибирском стала главной новостью в России. В ожидании расследования инцидента члены экипажа почти не дают интервью и уклоняются от комментариев, однако некоторые детали событий стали известны широкой общественности. Версия непосредственных участников происшествия представлена в материале ural.aif.ru.
Всё было в порядке
Перед полётом в Сочи мы прошли проверку у врача, провели традиционный брифинг, а также проверили техническое состояние самолёта и бортовой журнал, — сообщил командир воздушного судна (КВС) Сергей Белов. – Всё было в норме. Объём топлива был достаточен для полета протяжённостью 5 часов 25 минут, а расстояние до Омска по нашим расчетам составляло 3 часа 25 минут. Соответственно, запас топлива превышал два часа. По всем показателям полёт шел без проблем, но при подходе к Омску мы столкнулись с сильным порывистым ветром…
По словам Белова, экипаж вместе с вторым пилотом оценили необходимые параметры для посадки, и диспетчер разрешил заход на полосу 07. Однако в процессе выпуска шасси произошел отказ зелёной гидросистемы.
Да, мы отрабатываем на тренажёрах различные нештатные ситуации, включая этот отказ, — заметил командир. – Но я не мог точно спрогнозировать, как будет вести себя самолёт в реальной ситуации. Поэтому более целесообразным решением оказалось направиться в новосибирский аэропорт Толмачёво. Там полоса на 110 метров длиннее и шире на 15 метров, чем в Омске. Это было обдуманное решение, мы не сомневались в своих действиях.
Один бок немного закоптился
Пассажирка из Омска по имени Мария рассказала, что действия экипажа были профессиональными, а эвакуация прошла гладко.
Другая пассажирка опубликовала в социальных сетях видео приземлившегося самолета.
Нам объяснили, как вести себя в экстренных ситуациях; когда самолет приземлился на поле, мы быстро отошли от него. Пожара не было, но один из бортов самолёта немного закоптился, — прокомментировала она запись.
Еще один пассажир по имени Алексей отметил в Telegram-канале Осторожно, новости, что пилоты отлично справились своей задачей и посадили самолёт мягко и аккуратно.
В пункте временного размещения пассажиров их осмотрели медицинские работники. На рентген было направлено несколько человек с предварительными диагнозами ушибов; у двух пассажиров зафиксировано повышение артериального давления, а у другого — обострение бронхиальной астмы, сообщил областной Минздрав.
Полную галерею можно посмотреть
в отдельном репортаже
Росавиация проинформировала, что в регионе оперативно создан штаб для ликвидации последствий инцидента. В Омск вылетел спасательный самолёт Ан-26 с поисковой командой. К пункту временного размещения были направлены автобусы для перевозки пассажиров в Новосибирск. Генеральный директор Уральских авиалиний Сергей Скуратов пообещал, что каждому пассажиру будет выплачено по 100 тысяч рублей.
Причина аварийной посадки
Правительство Омской области, ссылаясь на транспортную прокуратуру, сообщило, что инцидент произошел из-за проблем с гидравликой. По информации, возникли опасения насчёт отказа тормозов, поэтому было принято решение о посадке в Новосибирске, где полоса длиннее.
По словам генерального директора Уральских авиалиний, при заходе на посадку в аэропорт Омска у самолёта произошел отказ зелёной гидросистемы, ответственной за выпуск спойлеров (тормозных щитков на самолете) и закрылков; его отказ может увеличить расстояние для безопасной посадки.
Для достижения большей надёжности, командир принял обоснованное решение приземлиться на резервный аэродром в Новосибирск.
К сожалению, сильный ветер, низкая высота полёта и выпущенные створки шасси (которые невозможно было убрать) значительно увеличили расход топлива, и летчики поняли, что их запас авиационного керосина не обеспечит безопасный заход на посадку в Новосибирске, — пояснил Скуратов.
Он также отметил, что командиру удалось успешно приземлить самолёт на площадке, которая была выбрана на маршруте. Самолет приземлился без крупных повреждений и остался на шасси.
Причина катастрофы – халатность экипажа. Командир SSJ-100 получил срок после гибели пассажиров
Командир самолета Superjet, потерпевшего катастрофу при жесткой посадке в Шереметьево в 2019 году, Денис.
После происшествия Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства о безопасности полётов и контролирует эту работу.
Чтобы выяснить причины и обстоятельства серьёзного авиационного инцидента с самолётом Уральских авиалиний, Росавиацией сформирована комиссия, которая уже выехала к месту происшествия, — сообщила пресс-служба Росавиации.
Инцидент будет расследовать Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Свою команду для выяснения обстоятельств отправили и Уральские авиалинии.
Пассажиры: Я напрягся… Все молились
Когда мы вылетели из Сочи — подо мной шумело шасси, я очень напрягся. Подходим к Омску — снова шум, какие-то странные звуки, — рассказывают пассажиры сайту Ом1.ru. Затем прозвучала информация: „В Омске плохая погода, поэтому вынуждены посадить самолёт в Новосибирске“. А потом посреди полета сообщили о необходимости совершить аварийную посадку.
Все молились, затем радовались — что говорят пассажиры экстренно приземлившегося самолёта
Всего двоим пассажирам понадобилась медицинская помощь, по данным Минздрава Новосибирской области.
Два взрослых с предварительными диагнозами ушибы были направлены в центральную районную больницу для рентгенографического исследования. Ещё у двух пассажиров зафиксировано повышение артериального давления, у одного человека пронаблюдался приступ бронхиальной астмы. Им оказали помощь на месте происшествия. С остальными пассажирами работает команда психологов.
Губернатор Андрей Травников, который только вчера снова победил на выборах в качестве главы Новосибирской области, поручил главе Убинского района Олегу Конюку оказать помощь пассажирам самолёта, который приземлился в сельской местности. Для временного размещения пассажиров был создан пункт в местном Доме культуры.
Фото, видео и история Аэробуса, севшего в поле под Новосибирском
Известно, что направлявшийся из Сочи самолёт Airbus A320 уже 19 лет на службе; он был выпущен в 2004 году. Ранее судно принадлежало арабским авиакомпаниям: Air Arabia (2004-2011); Air Arabia Maroc (2011-2013).
С 2013 года самолёт эксплуатируется Уральскими авиалиниями, у него есть действующий сертификат лётной годности, который действителен до 31 декабря 2024 года.
Появились первые видео с пассажирами, приземлившегося в поле самолёта под Новосибирском
Первые фотографии и видеоматериалы с изображением авиалайнера, приземлившегося на поле после экстренной посадки, были опубликованы МЧС, а также счастливыми пассажирами. На снимках видно, что самолёт приземлился на поле бурной спелой пшеницы.
Поправлено уголовное дело о происшествии с аварийной посадкой самолёта, и прокуратура начинает проверку.
Что стало с пилотами?
После аварийной посадки самолёта пилоты Сергей Белов и Эдуард Семёнов были временно отстранены от полётов. Каждый месяц они писали заявления на отпуск без содержания и жили на накопления. В апреле 2024 года командир экипажа Сергей Белов подал заявление об увольнении по собственному желанию. Эдуард Семёнов же стал работать таксистом и грузчиком, так как ему необходимы деньги — он является отцом троих детей.
Капитан Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семёнов По словам Белова, у него всё ещё есть шанс вернуться к полётам, но к нему уже подходили и предупреждали, что пройти проверку в Центральной врачебно-лётной экспертной комиссии будет крайне сложно. Он не желает увольняться и устраиваться в другую авиакомпанию, поскольку для этого ему потребуется повторное прохождение медкомиссии и тренажёр полётов, где необходимо продемонстрировать свои знание и навыки управления воздушным судном. Чтобы сделать это в другой компании, нужно будет заплатить 200 тысяч рублей, что для него является неподъёмной суммой.
В течение всего года после инцидента главный вопрос заключался в судьбе крупного лайнера. Его собираются разобрать или утилизировать? Лайнер, тем не менее, стал местной достопримечательностью — туристы начали к нему приезжать, а предприимчивые жители начали продавать магниты с изображением самолёта. Некоторое количество магнитиков заказал и глава Убинского района Олег Конюк. Он предложил перенести самолёт в райцентр, чтобы установить его рядом с краеведческим музеем. Вокруг экспоната можно было бы организовать виртуальную выставку с фотографиями и видеоматериалами очевидцев. Самолёт, тем временем, продолжал находиться на поле, окружённый двухметровым забором и круглосуточной охраной. В течение всего времени авиакомпания Уральские авиалинии выплачивала компенсации местным фермерам.
Уральские авиалинии вскоре объявили, что законсервировали лайнер на зиму и отложили принятие решения о его судьбе до лета. В августе стало известно, что самолёт не станет музейным экспонатом. Он был застрахован, и согласно условиям страхового договора, будет разобран на запчасти. 6 сентября 2024 года, спустя почти год после аварийной посадки, началось разборка Airbus на части. Об этом сообщили в пресс-службе авиакомпании Уральские авиалинии. Инженерно-технический состав уже приступил к демонтажу агрегатов с самолёта. Работы будут проводиться поэтапно в соответствии с технологиями демонтажа каждого элемента.
Детали, находящиеся в исправном состоянии, подлежат повторному тестированию и проверке, после чего могут быть использованы по назначению. Поврежденные элементы самолёта будут отремонтированы или утилизированы. Бывший генеральный директор и член правления Уральских авиалиний Сергей Скуратов заявил, что процесс демонтажа самолёта займет много времени и завершится не раньше весны 2025 года.
Фото: Telegram-канал авиакомпании Уральские авиалинии
Самолет
Что известно о самолёте Airbus A320–214 с бортовым номером RA73805? По данным сервиса Flightradar, этот авиатранспорт совершил первый полёт 19 лет назад. Первым владельцем самолета стала авиакомпания Air Arabia, которая через 7 лет передала его своей африканской дочерней структуре Air Arabia Maroc. Уральские авиалинии приобрели Airbus в 2013 году. Известно, что сертификат летной годности, выданный в ноябре 2022 года, действителен до декабря 2024 года.
Авторы Telegram-канала Aviaincident обнаружили сообщение о неисправности самолета с таким же бортовым номером, как у самолета, приземлившегося в новосибирском поле. Согласно информации из паблика, в январе 2023 года экипаж докладывал о проблемах с генератором. Лайнер также выполнял рейс Сочи — Омск, и тогда командир решил вернуться на место стоянки.
Генеральный директор Уральских авиалиний Сергей Скуратов не ответил на вопрос о последнем плановом или внеплановом обслуживании Airbus. Он прокомментировал ситуацию в общем ключе.
— У нас 52 Эйрбаса. Все 52 в эксплуатации. Все 52 самолета проходят планово-техническое обслуживание в полном объеме. Техническая служба авиакомпании имеет все необходимые сертификаты для обслуживания самолётов данного типа. Мы никогда не допустим в эксплуатацию непригодных запасных частей. Все запасные части сертифицированы, и я отвечаю за это своей репутацией, — подчеркнул он.
Скуратов также указал, что около 70–75% чистой прибыли компании уходит на техническое обслуживание самолётов.
Похожие случаи
Сюжет для «Ёлок»
13 лет назад, также в сентябре, самолёт Ту-154М авиакомпании Алроса с бортовым номером RA-85684 летел из Удачного в Москву, но через 3,5 часа после взлета потерял электропитание. Техническая неисправность привела к отключению навигационных систем и электропривода топливных насосов. Командиры Евгений Новоселов и Андрей Ламанов осознали, что не смогут приземлиться в Москве или добраться до запасного аэродрома.
Пилоты решили посадить Ту-154М на территории Республики Коми — в заброшенном аэропорту Ижма, на взлетной полосе, которая была долгое время выключена из эксплуатации и не предназначалась для самолётов такого типа. После посадки самолёт прокатился за пределами взлетно-посадочной полосы на сотню метров и угодил в лес. К счастью, никто не пострадал, а повреждённый самолёт был отремонтирован и вернулся в эксплуатацию.
Спустя 8 лет после аварийной посадки Ту-154М совершил свой последний полёт, перелетев из Мирного в аэропорт Толмачево. Именно в Новосибирске самолёт оставили в качестве музейного экспоната. Эта история даже легла в основу одного из сюжетных линий фильма «Ёлки-2».
Кукурузное чудо
Уральские авиалинии уже сталкивались с похожим инцидентом. 15 августа 2019 года самолет Airbus А321 вылетел из Москвы в Симферополь. Как только он поднялся в воздух, в двигатель попала стая чаек. В результате этого оба двигателя отказали, и самолёт начал устойчиво снижаться. Пилот Дамир Юсупов принял решение приземлить самолёт на кукурузное поле в Подмосковье. На борту находилось 226 пассажиров и 7 членов экипажа; многие получили травмы, а второй пилот Георгий Мурзин был госпитализирован с ушибом грудной клетки. К счастью, никто не погиб.
После происшествия командиру Дамиру Юсупову было присвоено звание Героя России, и он вернулся к полётам в сентябре 2019 года после прохождения всех необходимых медицинских обследований.
История чудесного приземления стала основой художественного фильма Сарика Андреасяна «На солнце, вдоль рядов кукурузы». Фраза «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы» была произнесена бортпроводником Дмитрием Ивлицким, указывая пассажирам путь во время эвакуации.
Хронология событий, связанных с аварийной посадкой данного лайнера в новосибирском поле, доступна для ознакомления в онлайн-трансляции, организованной корреспондентами NGS.RU, в том числе с места происшествия.
Лётчики, которые посадили лайнер в кукурузное поле после столкновения с птицами, по праву считаются героями, несмотря на то что некоторые считают, что эти пилоты неправомерно рисковали жизнью пассажиров; ведь у них была возможность безопасно приземлиться в Омске, возможно, под давлением руководства компании, чтобы избежать перерасхода топлива. На самом деле, мы до сих пор зависим от устаревших самолётов, которые часто закупаются у стран с низким уровнем развития, и продолжаем их эксплуатировать.
Решить проблему с поручением президента требуют и эксперты, касающиеся списка отечественных машин для чиновников.
Также внимание общественности привлекли новости об красавицах из Гонконга, которые жаждут романтических приключений. Как сообщает журналист MSK1.RU, он стал объектом внимания мошенницы из Китая и разобрал мошенническую схему.