19 февраля 2008 года ушел из жизни певец Егор Летов. Официально причиной его смерти была названа остановка сердца. Тем не менее, позже появилась альтернативная версия, согласно которой причиной стала острая дыхательная недостаточность, возникшая в результате отравления спиртным.
13 лет без Егора Летова: смотрим редкие фото и видео лидера Гражданской обороны, сделанные в Тюмени
В этот день мы предлагаем вспомнить или узнать о том, когда и по каким причинам музыкант приезжал в Тюмень, а также о том, как он проводил время с местными жителями во время похода и каким образом его запомнили его тюменские поклонники.
Тюменец Роман Неумоев, фронтмен рок-группы «Инструкция по выживанию», хорошо знал Егора Летова. Он даже выпустил книгу под звучным названием «Рок в Сибири», где упоминает о совместных приключениях двух музыкантов, которые в конце 80-х решили путешествовать по стране.
— Да чем же мне помог тогда Егора Летов в беге от тюменской действительности летом 1988 года? Да, в первую очередь, от скуки! Я не мог больше терпеть эту проклятую жизнь в душной хрущёвке на первом этаже дома №58 по улице Рижской. Меня всё это утомило. Я собрал рюкзак, положил туда палатку и спальник, запаса две пластмассовые фляги с водой, теплую одежду, небольшое одеяло и вышел на трассу Тюмень — Свердловск в компании Егора. В кармане у меня было всего 100 рублей.
Мы вышли на трассу около 11 утра. Егор не взял с собой много вещей; у него за спиной висел небольшой рюкзачок, который был прикрыт старым дорожным плащом. Следует отметить, что в те времена Егор уже придерживался определенной аскезы. Он постоянно носил одни и те же черные штаны и майку, а также черную водолазку. Он практически не умывался. Вероятно, даже не мылся.
Во время путешествия мы развели костёр и установили палатку. Однако, как только на нас набросились сумерки, мы с Егором ощутили нарастающий страх. Мы выдержали до 4:30 утра, после чего спешно свернули палатку, собрали рюкзак и выбежали из леса на трассу, где нас вскоре подбросила мчащаяся машина. Так началось моё первое свободное путешествие в компании с Летовым, — вспоминает Роман.
После этого они, через Свердловск, Челябинск, Уфу, Пензу, Рязань и Москву, наконец добрались до Киева, а оттуда — в Крым. Тюменский рокер вернулся домой поездом, будучи отдохнувшим и освежённым. И, несмотря на это, он все еще продолжал тайно ненавидеть свою квартиру на Рижской.
Судьбоносная встреча и рождение движения Русский Прорыв
В середине февраля 1994 года на сцене тюменского ДК Нефтяник выступал Егор Летов. Это выступление стало первым концертом музыкально-политического движения Русский Прорыв и дебютным концертом Гражданской обороны в масштабном турне по России и Украине.
Выступление организовал тот самый Роман Неумоев из «Инструкции по выживанию». Сохранилось раритетное видео с этого концерта, и мы предлагаем посмотреть его прямо сейчас.
Источник: Роман Неумоев/Vk.com
— На следующий день после фестиваля я пришел в квартиру, где собрались участники выступления. И что же я вижу? В первую очередь, свежевымытого Летова, который сидит, наслаждается чаем и теребит бородку, как деревенский дьячок. Однако, когда он оглядывается своими ясными зелеными глазами, то в нем чувствуется нечто ангелическое: высокий лоб, тонкие черты лица и огромный лучистый нимб. Он напоминал картину, которую обычно таскают поезда немые, — так описывал Егор Летова его преданный тюменский поклонник Алексей Михайлов.
Музыка
Группа «Посев» записывала свои песни на магнитоальбомы. Творческий процесс происходил в квартирах на примитивной аппаратуре, из-за чего звук становился глухим, дребезжащим и нечетким. В дальнейшем, даже обладая доступом к качественной звукозаписывающей технике, Егор не отказался от привычного квартирного метода, сделав «гаражный» звук своей фирменной фишкой.
Уникальность кустарного звучания — характерного и для поздних произведений Гражданской обороны — во многом была обусловлена музыкальными увлечениями лидера обеих групп. В интервью Егор не раз указывал на влияние американского гаражного рока 1960-х годов, а также на творчество исполнителей, работающих в стилях экспериментального, панковского и психоделического рока.
Группа «Посев» прекратила своё существование в 1984 году, и в то же время появился проект «Гражданская оборона», также известный как ГО или ГрОб. Егор продолжал работать в любимом гаражном стиле и открыл независимую звукозаписывающую студию «ГрОб-рекордс».
Студия находилась в квартире омской хрущёвки, и на средства, полученные от концертов, Егор выпускал альбомы Гражданской обороны и других групп, связанных с сибирским панк-роком.
Выпущенные альбомы, подпольные концерты и распространение записей с рук наряду с уникальным стилем исполнения и нецензурными текстами, насыщенными глубоким смыслом, обеспечили Гражданской обороне огромную популярность среди советской молодежи. Композиции Летова отличались небывалой энергетикой, запоминающимся ритмом и самобытным звуком.
Согласно словам коллег, Егор доказал, что играть рок можно без виртуозного владения сложными аккордами или гениального использования барабанной установки. При этом сам Летов никогда не считал себя частью панковского движения; он всегда был против всего — системы, устоявшихся стереотипов, самого себя. Этот нигилизм и критичность текстов стали образцом для последующих советских и российских панк-групп.
Спецслужбы и психиатрическая больница
На старте своей музыкальной карьеры Егор активно интересовался политикой и был принципиальным противником коммунистического строя. Хотя он никогда открыто не выступал против советской власти, политический и философский контекст его песен был настолько пронизан этим духом, что соответствующие органы не могли не обратить внимание.
Егору неоднократно делали пугалки сотрудники КГБ, требовавшие прекратить деятельность группы. Поскольку Летов отказался, в 1985 году его отправили в психиатрическую лечебницу. В психиатрическом учреждении музыканту применялись жестокие методы лечения, он был подвержен воздействию сильнейших нейролептиков, которые активно влияляли на психику пациента. Егор сравнивал это с лоботомией. Чтобы не потерять способность к созиданию, он начал писать; вместе с стихами он создавал и прозу.
К счастью, заключение продлилось всего четыре месяца. Выбраться из психбольницы помог брат Сергей, который угрожал опубликовать в западных СМИ информацию о том, как в СССР расправляются с для властей неудобными музыкантами.
Биография Егора Летова
Егор Летов (настоящее имя Игорь Федорович Летов) — символ неформальной молодежи и культовой группы «Гражданская оборона», рок-музыкант, поэт и икона сибирского андеграунда, который возник в России в 1980-е годы. Он был младшим братом саксофониста-импровизатора Сергея Летова. В числе его наиболее известных работ — альбомы «Некрофилия», «Поганая молодежь», «Прыг-скок», «Хорошо!!», «Реанимация», «Звездопад», «Зачем снятся сны?». Кроме «Гражданской обороны» Егор также принимал участие в таких проектах, как «Егор и Опи***невшие», «Коммунизм», «Посев», «Цыганята», «Я с Ильича», «Янка», «Великие октябри», «Христосы на паперти», «Поп-механика» и многих других.
До распада Советского Союза Егор был радикальным антисоветчиком, а после стал сторонником концепции правильного социализма, примкнув к национал-патриотам и участие в проектах таких как Эдуард Лимонов и Александр Дугин, которые находились в оппозиции когда-то президенту Борису Ельцину.
Детство и юность
Будущий «крестный отец» отечественного панк-рока появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске. Его отец, потомок крестьян с Северного Урала, служил в армии и прошел Великую Отечественную войну, а к концу 80-х стал секретарем одного из райкомов компартии. Мать, также являвшаяся потомком казачьего рода Мартемьяновых, работала врачом. Их знакомство прошло в Семипалатинске, где в 1956 году родился их первенец — сын Сергей. Игорь провел свое детство в неблагополучном спальном районе Омска, в котором проживало множество бывших заключённых, и случаи насилия были довольно распространены. В детстве он увлекался футболом и был страстным поклонником команды ЦСКА, а в более зрелом возрасте стал фанатом лондонского клуба Челси. В одной из интервью журналу Rolling Stone он заявил, что считает футбол не просто спортом, а истинным экстремальным искусством. С ранних лет Игорь проявлял интерес к литературе, читая произведения таких фантастов, как Станислав Лем, братья Стругацкие, Рэй Брэдбери, Роберт Шекли и Клиффорд Саймак. С годами его увлечения расширились за счет творческих наследия Николая Гоголя и Фёдора Достоевского (при этом Виктора Пелевина он однажды назвал «очень плохим писателем»).
Музыкальная предрасположенность к обоим братьям была унаследована от их отца, который когда-то был запевалой в армейском строю. Официального музыкального образования Игорь не получил, и он самостійно учился играть, изначально на ударных, а затем – на бас-гитаре. Он наслаждался музыкой Beatles, Led Zeppelin и Shocking Blue, которые приносил с собой брат. Несколько времени Игорь занимался с учителем фортепиано, но вскоре педагог вынес ему неутешительный вердикт: у него ни слуха, ни каких-либо других музыкальных способностей. Споры с старшим братом, самоучкой-саксофонистом, были постоянными. Игорь был недоволен отсутствием у Сергея стремления к широкой популярности, и это вызывало разногласия между ними. В конечном итоге это привело к приостановке их музыкальных совместных занятий, после чего Игорь вернулся домой в Омск. Окружающие считали, что Сергей слишком сильно давит на брата и пытается привить ему свои взгляды, чего старший брат всегда отрицал.
Дома Игорь зарабатывал, рисуя плакаты и макеты наглядной агитации для местных предприятий, подрабатывал на стройках и работал дворником.
Преследования
Хоть открыто против советской власти артист и не выступал, его антипатия к коммунистическому строю была известна. Протестный подтекст всегда был заметен в его текстах, который прятался под панковским равнодушием. С ростом популярности группы, сотрудники спецслужб стали проявлять к нему все больший интерес.
Поначалу его в основном пугали устными предостережениями, но Летов продолжал выступать с прежними убеждениями. Когда КГБ потребовал закрыть группу и её основателя, на что Егор ответил решительным отказом, его принужденно отправили в психиатрическую больницу. Ситуация, сопоставимая с теми, что показаны в кино, развернулась там, где к мятежному музыканту применялись жестокие методы лечения: ему кололи сильнодействующие препараты, изменяющие психическое состояние пациента. Эти препараты фактически лишали Летова разума, и он оказался на краю сумасшествия. Чтобы сохранить способность мыслить, он начал писать и лирические произведения, и прозу.
Пробыв около четырех месяцев в этом медицинском «аду», артист наконец смог обрести свободу. Это удалось благодаря брату Сергею, который пообещал властям сообщить за границу о том, как в СССР расправляются с непокорными музыкантами.
Личная жизнь
Егор Летов жил яркой, насыщенной событиями жизнью. По воспоминаниям друзей, он обладал множеством различных интересов и был склонен к резкой смене взглядов. Изменить его мнение могли даже фильмы или книги, но при этом музыкант всегда занимал доминирующее положение в кругу знакомых.
Снимков артист не так уж много в сохранилось — как правило, на них он представлен или в процессе выступления, или же дома с любимыми котами, которых он обожал за их независимость и непокорный дух. Котилки Тиха, Степа и Петрик попали на редкие снимки артиста, хранящиеся в фан-группах поклонников Егора. Кроме того, он был большим любителем литературы: из каждой поездки он всегда привозил целые чемоданы книг.
Как и полагается рок-звезде, в личной жизни Летова были романтические связи. Он вступал в законный брак один раз и дважды находился в гражданском союзе, но детей у них не появилось.
К концу 80-х годов он начал встречаться с Янкой Дягилевой, которая стала не только его гражданской женой, но и музой. Их совместное творчество принесло созданные пластинки и множество квартирников.
Янка умерла при загадочных обстоятельствах. Официальная версия утверждает, что девушка утопилась, однако многие говорят о возможном убийстве. После смерти Янки, Егор женился на её подруге Анне, которая также участвовала в создании некоторых альбомов «Гражданской обороны».
По мнению отца музыканта, именно Анна была его истинной любовью. Однако, пара рассталась из-за частых скандалов, вызванных ревностью. В конце 90-х годов Егор стал жить с бас-гитаристкой ансамбля Натальей Чумаковой.
Смерть
До самого конца своих дней Егор, постоянно бросая свет на новые идеи и музыкальные проекты, скоропостижно скончался вечером 19 февраля 2008 года в Омске в возрасте 43 лет.
Согласно официальным данным, причина смерти была озвучена как остановка сердца, однако позже появилась информация о том, что музыкант умер от острого респираторного дистресс-синдрома, вызванного отравлением алкоголем. Близкие отмечали, что в последние месяцы жизни Егор злоупотреблял спиртным.
Артиста похоронили в родном Омске, рядом с могилой его матери. На гражданскую панихиду пришло множество людей, включая поклонников из Москвы и Петербурга. Спустя два года после его смерти на месте захоронения был установлен памятник в виде мраморного куба с изображением креста первых христиан.
В 2018 году имя Летова было присвоено частному аэропорту малой авиации в Омске. А через год старший брат рокера безвозмездно передал квартиру Егора (улица Петра Осминина, 5) под музей. В 2021 году именем музыканта был назван сухогруз NS Energy, зарегистрированный в судоходном реестре Либерии.
Поклонники культового музыканта выпустили множество трибьютов Гражданской обороны.
Граффити в честь Летова в Петербурге. Фото: Global Look Press
Интересные факты
Сергей Летов утверждал, что его младший брат был очень больным человеком, якобы до 16 лет пережившим 14 клинических смертей. В армию музыканта не взяли по состоянию здоровья.
С знакомыми описывали Егора как многостороннюю личность, легко меняющую свои взгляды. Он мог быть подвержен влиянию книг или фильмов, но всегда занимал активную позицию в окружении знакомых.
На одном из концертов в Воронеже состоялась единственная встреча Летова с лидером панк-группы «Сектор Газа» Юрием Хоем. Тот удивился внешнему виду Егора, поскольку ожидал увидеть крупного пропитанного алкоголем мужчину, а Летов выглядел совершенно иначе.
О творчестве Виктора Цоя лидер «Гражданской обороны» вспоминал без особого восхищения, но при этом признавал, что ему нравились ранние песни петербургского музыканта, такие как «Алюминиевые огурцы» и «Я посадил дерево».
Одной из творческих задумок Летова, которая не была реализована, был проект фильма по роману Хулио Кортасара «Игра в классики».