Нину Маслову отчислили из МХАТа из-за ее неподобающего поведения. Тем не менее, сама актриса утверждала, что истинной причиной такого решения стал ее отказ сотрудничать с работниками КГБ, что отражает трудные времена, в которых она жила, и давление со стороны власти на творческих людей.
Нина Константиновна Маслова
Нина Константиновна Маслова — известная актриса советского театра и кино. Она прославилась благодаря своим запоминающимся эпизодическим ролям в культовых фильмах советского кинематографа, многие из которых стали классикой.
Имя Нины Масловой знакомо каждому, кто жил в СССР, и многим поклонникам советского кино. Ее популярность и любовь зрителей пришли благодаря ярким, хотя и не главным ролям, которые она сыграла. Успех в ее профессиональной карьере, как и в личной жизни, не всегда был стабильным, но этот факт не помешал Нине идти по жизни с улыбкой и играть на сцене с гордо поднятой головой.
Будущая актриса появилась на свет 27 ноября 1946 года в латвийском городе Рига. С счастьем ее судьбы не сложилось уже в раннем детстве — родители развелись, когда ей исполнилось лишь пять лет. Детские годы Нины нельзя назвать идеальными, так как отношения с одинокой матерью не были легкими, однозначно царила недопонимание. Взрослея, актриса признавалась в разговорах с журналистами, что в юности ощущала себя ненужной и нежеланной.
В школе девочка не проявляла ярких успехов: её больше привлекала уличная жизнь, чем учёба. В возрасте одиннадцати лет она впервые попробовала алкоголь, интерес к которому постепенно становился все более сильным. Однако о карьере актрисы в тот момент не мечтала.
После получения школьного диплома Нина уехала покорять столицу, и это была не столько ее осознанная инициатива, сколько стремление за любимым человеком. В столице её встретили радушно. Нина поступила в институт гидромелиорации, но через два года, сдав летнюю сессию, покинула его по совету преподавателей, которые заметили её яркую индивидуальность, посоветовав попробовать себя в театре.
Таким образом, в 1965 году, сдав вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ без лишних усилий, Нина стала студенткой этого престижного учебного заведения. Но через два года обучения ей пришлось покинуть МХАТ из-за отчисления, которое было вызвано её отказом предоставлять информацию о своих сокурсниках и преподавателях в КГБ. Однако к тому времени Нина уже поняла, что жизнь без театра и кино — не её судьба, и вскоре успешно поступила во ВГИК на курс к известным педагогам Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову.
Свои студенческие годы Нина провела с пользой, и в 1971 году получила диплом о высшем образовании, после чего ей предложили работу в Театре-студии киноактера.
Фильмы
Первый опыт в кино Нина получила ещё во время учёбы. Одной из ранних её работ стала главная роль в короткометражной экспериментальной фильме «Желаем успеха», который был снят с использованием технологии вариоскопии, позволяющей менять финальный результат через монтаж. Это был оригинальный опыт, который познакомил актрису с миром кино.
После этого педагог Нины, Сергей Герасимов, пригласил её в свою киноленту «У озера», где актриса сыграла небольшую, но важную роль. В этой картине она смогла работать с такими профессионалами, как Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин.
1971 год стал знаковым в её карьере благодаря роли в фильме «Русское поле», где главные роли исполнили Владимир Тихонов и Нонна Мордюкова. Маслова сыграла влюблённую девушку, что не только стало показательным для её актёрского таланта, но и совпало с началом её любовной истории с Владимиром на съемочной площадке.
Истинная популярность пришла к Нине после выхода на экраны картины «Большая перемена», где режиссёр Алексей Коренев собрал яркий актерский состав, включающий известные имена нескольких поколений. Сюжет фильма, хоть и был простым, покорил сердца зрителей по всей стране, и актёры, включая Маслову, оказались под обаянием народной любви. Нина сыграла Вику Коровянскую — умную и красивую девушку, которая знала всё о всех.
Поклонники запомнили её также и после выхода комедийного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в 1973 году, в котором она сыграла роль царицы, покоряемой героем Юрия Яковлева на банкете. Этот короткий, но яркий эпизод с фразой «Марфа Васильевна, я» стал крылатым и вошёл в историю советского кино.
Спустя два года Маслова вновь оказалась в центре внимания — она сыграла в фильме «Афоня», где главную роль исполнил Леонид Куравлев. Эта комедия получила приз на девятом кинофестивале во Фрунзе и нашла отклик в сердцах зрителей разных поколений.
В середине 1980-х Леонид Гайдай вновь пригласил Нину Маслову в свою новую работу — «Опасно для жизни!». На площадке актриса снова встретилась с Борисом Брондуковым и Леонидом Куравлевым. Хотя состав в очередной раз собрал множество звезд, этот проект не имел такого же успеха, как «Иван Васильевич», поскольку Гайдай решил экспериментировать с сюжетом, настроив его на более поучительный тон, нежели комедийный.
Фильмы с актрисой Ниной Масловой
Кинокарьера Нины Масловой началась в студенческие годы, когда она сыграла главную роль в экспериментальном короткометражном фильме «Желаем успеха», снятом с уникальной технологией вариоскопии, которая позволяла вносить изменения в финальный монтаж.
Затем её наставник Сергей Герасимов доверил актрисе небольшую роль в фильме «У озера», где она работала с такими актёрами, как Василий Шукшин и Наталья Белохвостикова.
В 1971 году Нина приняла участие в культовой драме «Русское поле», где ей доверили важную роль девушки, влюбленной в персонажа Тихонова Филиппа Угрюмова. Не только актёрский талант, но и крепнувший на съемках роман между Ниной и Владимиром способствовали достоверности её исполнения, когда она изображала свою любовь на экране.
Популярность к актрисе пришла благодарю комедийной мелодраме «Большая перемена», где режиссёр Алексей Коренев собрал талантливую команду актёров разного поколения. Сюжет, возможно, и не отличался неожиданными ходами, но тем не менее, пленил миллионы зрителей, у которых остались в памяти характеры, сыгранные такими актёрами как Наталья Богунова, Александр Збруев и сама Нина Маслова, когда она сыграла Вику Коровянскую — умную и красивую девушку, которая знала всё о каждом.
Закрепила свою популярность Нина благодаря комедии «Иван Васильевич меняет профессию» в 1973 году, где она исполнила роль царицы: светской львицы, которой безуспешно пытался покорить герой Юрия Яковлева на пиру. Этот короткий, но яркий эпизод с её фразой «Марфа Васильевна, я» стал крылатым.
Через два года удача снова улыбнулась Нине: Георгий Данелия взял её на роль в комедии «Афоня», где Ленид Куравлев исполнил главную роль. Фильм завоевал специальный приз на IX Всесоюзном кинофестивале и оставил теплый отклик в сердцах зрителей разных поколений.
В середине 80-х Нина вновь вернулась к сотрудничеству с Гайдом, это был фильм «Опасно для жизни!», где встретилась с Ленидом Куравлевым и Борисом Брондуковым. Несмотря на наличие интересного сюжета и звездного состава, лента не достигла такой славы, как её предшественник «Иван Васильевич». Режиссёр решил не использовать привычные комедийные приёмы, а предложить более серьезную концепцию.
В дальнейшем Нину Маслову также приглашали на съемки, но её роли стали менее значительными. В трагикомедии «Две стрелы. Детектив каменного века» под руководством Аллы Суриковой, снятой по пьесе Александра Володина, она сыграла любовницу главного персонажа, роль которого исполнял Сергей Шакуров.
Времена перестройки принесли затишье в ее карьере и личной жизни. Предложения о съёмках стали поступать реже, а дружеские связи ослабли. Оказавшись без средств к существованию, Нина стала искать утешение в алкоголе, пока не услышала от врачей страшный диагноз: ей оставалось жить всего несколько дней.
Несмотря на мрачные прогнозы медицинского персонала, возможно, благодаря вере и упорству, Нина Маслова столкнулась с улучшением состояния здоровья и сумела преодолеть зависимость. К началу 2000-х актрису вновь стали звать в фильмы, о её таланте вспомнили и зрители.
В мелодраме «Русская рулетка. Женский вариант», сценаристом и режиссером которой выступил Виталий Павлов, Нина Маслова сыграла пенсионерку-актрису Тону, а в черно-белой нуарной драме Станислава Говорухина «Weekend» ей досталась роль портье. Премьера данной картины состоялась на Сочинском кинотавре летом 2013 года.
Личная жизнь
Личная жизнь Нины Масловой была полна неудач: её замужества заканчивались расставаниями, и детей у неё никогда не было.
Первым мужем актрисы стал болгарин, с которым она познакомилась во время учёбы в ВГИКе. Попытки Нины переехать к нему в Болгарию встретили трудности с оформлением документов, а в результате болгарский супруг встретил другую женщину. Эта ситуация оказалась для Нины довольно горькой.
Она также имела роман с сыном Нонны Мордюковой. Эти отношения оборвались, когда на съемки «Русского поля» приехала беременная супруга Владимира Тихонова, Наталья Варлей. Нина не захотела разрушать семью.
Вторым супругом Нины стал чиновник, с которым её познакомила Нонна Мордюкова. Однако и этот брак оказался кратковременным и не выдержал даже полгода. Маслова не любит вспоминать о своих других браках, утверждая, что все они были похожи и изобиловали конфликтами и нестабильностью.
Тем не менее, для передачи «Жизнь и судьба» Нина сделала исключение и рассказала о коротком браке с музыкантом Александром. Она вышла за него замуж во время съемок «Большой перемены», что опровергло слухи о её романе с Савелием Крамаровым. Эти отношения не сложились, но Маслова и её супруг остались хорошими друзьями. В тот период она искала не любовь, а отца, которого у неё никогда не было. Вскоре последовал развод.
Нина Маслова в фильме Большая перемена
В 1972 году Нина определилась с ролями и была утверждена в четырехсерийный художественный телефильм «Большая перемена». Изначально она пробовалась на роль Люськи (её сыграла Ирина Азер), которая постоянно посещала танцы.
— Однако режиссёр Алексей Коренев спросил: «Зачем тебе Люська? Мне так нужна девочка на первой парте. Эта роль не написана, но я тебе обещаю, что её будут помнить все», — вспоминала Нина в эфире телеканала Ностальгия.
Нина согласилась и теперь не проходит и дня, чтобы кто-то не вспомнил её роль Виктории Коровянской, которая «не хочет работать и всё про всех знает». В магазинах, на улице и в других публичных местах её постоянно цитируют: «Что ты мне глазки строишь? А что тебе, кооператив строить?»
В 1973 году Нина сыграла ещё более значимую роль — царицы Марфы Васильевны Собакиной в фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Её фраза «Марфа Васильевна, я» тоже вошла в ряды известных цитат отечественного кино. Зрители смеялись над этой фразой, не подозревая, что сама актриса в это время переживала тяжелые моменты в жизни: за месяц до съёмок её ударил будущий супруг, оставив ей большой синяк под глазом.
— Я обращалась в клиники, чтобы удалить синяк, но врачи лишь посоветовали ждать. Синяк прошел, но я продолжала думать, что у меня все еще покраснение, и потому у меня всегда был слегка усталый взгляд. — Нина смеётся, вспоминая об этих днях.
Нина Маслова в фильме Афоня
Ещё одну запоминающуюся роль Нина играла в фильме «Афоня» Георгия Данелии, который вышел в 1975 году. Её героиня, красавица Елена Орлова (Элен) из квартиры номер 139, до сих пор покоряет сердца мужчин. В 1996 году Нина Маслова вернулась к этой роли в программе «Старые песни о главном-1».
Корабль моей судьбы шел ко дну
После роли царицы Нина сыграла в фильме «Афоня» как красавица из 38 квартиры. Сантехник Афоня, которого сыграл Леонид Куравлев, влюбился в её героиню и ради неё установил новую высококачественную сантехнику, предварительно придумав историю о его поломке, чтобы доставить её в домашний уют к Елене.
После этих ярких ролей у Нины начался творческий и личный застой. Она работала в Театре киноактера и много гастролировала со спектаклями по всей стране. Возможностей у неё было достаточно, и она не чувствовала себя забытым артистом.
Однако, личная жизнь актрисы не сложилась. У неё было два брака, о которых она не хочет вспоминать. У Нины не было детей, но в финансовом плане она чувствовала себя обеспеченной. Заплатив гонорарами за фильмы и спектакли, она смогла купить кооперативную квартиру и всегда принимала много гостей. Однако, по воспоминаниям актрисы, в компании друзей она часто превышала нормы потребления алкоголя. И вот в 50 лет пришёл кризис: ухудшилось здоровье, закончилась работа, а друзья, готовые разделить с ней радость, укрылись, когда жизнь стала сложной. Нина Константиновна переживала, что её «корабль жизни шёл ко дну». Проблемы со здоровьем были критическими; даже врачи прогнозировали, что ей осталось жить совсем немного.
Нина оказалась один на один со всеми трудностями и искала способы сбежать от возникающей депрессии. Её спасением стала вера, и она нашла утешение в приходе.
Крещеная с детства, Нина забыла о своей вере и о том, что значит приходить в церковь, пока не столкнулась с бедой. Её жизнь вновь обрела смысл.
Болезнь чудесным образом отступила
В одном из интервью Нина рассказала о дне, который изменил её жизнь.
«Прихожу в храм, а там очередь на исповедь. Я думаю: ну всё, не судьба. И просто плачу, — вспоминала Маслова. — Вдруг священник заметил меня и подошёл, взяв за руку. С того момента всё изменилось, я почувствовала помощь свыше». Началась новая жизнь, в которой Нина стала воцерковляться, исповедоваться и причащаться. Её здоровье начало улучшаться — она не умерла ни через месяц, ни через год, и даже десять или пятнадцать лет спустя.
Маслова вновь оказалась востребованной актрисой, начала сниматься в картинах «Благословите женщину», «Ангел на дорогах», «Капитанские дети», «Русская рулетка. Женский вариант», «Тайна темной комнаты», «Опасные каникулы», «Салон красоты».
В свои 76 лет Нина Константиновна удивляет молодость и свежесть, и, что поразительно, до сих пор её узнают на улице, хотя с момента выходов культовых фильмов с её участием прошло более полувека.
Нина Маслова сейчас
На март 2022 года Нина Маслова редко появляется в новых проектах. Последний раз она была на экранах в 2020 году, когда ее пригласили как гостя в передачи «Суперстар. Возвращение», где актриса поделилась впечатлениями о съемках культового фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Важно отметить, что на момент написания (март 2022 года) Нине Константиновне больше 70, однако она выглядит прекрасно, удивляя всех своих поклонников.
В конце 2021 года Нина Маслова появилась на обложке издания «Собеседник», где дала обширное интервью и рассказала интересные истории из своей жизни.
Как следует из интервью, актриса продолжает отмечать церковные праздники и по-прежнему является глубоко верующим человеком.
Интересные факты
- Наиболее известными фильмами с участием актрисы стали работы «Афоня», «Большая перемена» и «Иван Васильевич меняет профессию».
- Голосом Нины Константиновны озвучены персонажи в фильмах «Анатомия любви», «Похождения красавца-драгуна», «Профессия: репортер» и «Д’Артаньян и три мушкетера».
- Нина Маслова никогда не отмечает Новый год.
- Актриса всегда отличалась добротой и вежливостью, что высоко ценили как её друзья, так и коллеги, включая Нонну Викторовну Мордюкову.
Касательно своей алкогольной зависимости:
Актриса рано познакомилась с алкоголем. На пике своей популярности она завела не самую лучшую привычку, что едва не стоило ей жизни. В перерывах между съёмками Нина часто оставалась наедине с бутылкой. Это привело к тому, что, когда ей исполнилось 50, она узнала о страшном диагнозе, который предрекал скорую смерть. Чтобы спастись от зависимости, Нина обратилась к священнослужителям, которые убедили её избавиться от алкоголя. После достижения пятидесятилетнего возраста актриса ни разу не прикасалась к спиртному.
О расставаниях с мужчинами:
В большинстве конфликтов и ситуаций Нина спустя годы винит себя. Она понимает, что создание крепкой семьи с детьми было невозможным не только из-за характеров выбранных ею мужчин, но и из-за её алкогольной зависимости. Алкоголь не давал ей жить полноценной жизнью, тем самым мешал найти своего человека.
Несмотря на все переживания, Нина не спешит обвинять судьбу. Она наслаждается одиночеством и ценит время, которое теперь может посвящать только себе.
Об отношениях с родителями:
С самого раннего детства у Нины не складывались отношения с родителями. Она практически не общалась с отцом, который покинул семью. Мать часто повышала голос на девочку и не раз могла и поднять руку, а отчим предпочитал проводить время с бутылкой алкогольных напитков. Всё детство актриса ощущала себя ненужной и нежеланной.