Ольга Свиблова: Мне дан дар — восхищаться даром других

В 2011 году Ольга Свиблова была отмечена как одна из 100 самых влиятельных культурных деятелей по версии журнала Journal des Arts. В это же время ей был присвоен орден командора Итальянской республики за значимые достижения для этой страны. Кроме того, в 2017 году Ольга Свиблова была награждена орденом Почетного легиона во Франции, что подчеркивает ее значимость в сфере искусства.

Ольга Львовна Свиблова

Ольга Свиблова – известный искусствовед, профессор, доктор наук, а также режиссер-документалист. Она является основателем и директором Мультимедиа Арт Музея, а также академиком Российской академии художеств и заслуженным деятелем искусств.

Ольга появилась на свет в Москве в 1953 году. Ее отец работал инженером в Курчатовском институте, в то время как мать преподавала немецкий язык в университете. Ранние годы Ольги прошли в коммунальной квартире, и хотя условия проживания были не самыми идеальными, она вспоминает их с теплотой. Большой двор, где она играла с соседскими детьми, стал источником её детских радостей, не говоря уже о собаках, которых она просто обожала.

Заботой о внучке в семье занималась бабушка со стороны матери. Ольгу окружали забота и любовь, и она практически не испытывала ограничений. Такой атмосферой способствовала формированию независимого и свободолюбивого характера. Дедушка девочки, комбриг Косматов, сначала сражался на стороне белых, а затем стал генералом Красной Армии. Он жил в Средней Азии с 30-х годов XX века и скончался там в 1942 году, избежав репрессий.

Ольга Львовна Свиблова

В детстве Ольга перенесла туберкулез костей, что затрудняло её физическое состояние, однако она полностью выздоровела благодаря занятиям фигурным катанием. Тренировки как на льду, так и дома способствовали укреплению ног, и к началу школьной жизни заболевание уже осталось в прошлом. Ольга поступила в специализированную физико-математическую школу, но впоследствии выбрала биологию как направление своей дальнейшей учебы.

К моменту её учебы в институте семейные обстоятельства были непростыми. Отец, хотя и выдающийся инженер и изобретатель, страдал от вредных привычек. Мать работала на нескольких работах и была основной кормильцей семьи.

Поступив в университет, Ольга вскоре поняла, что выбранная специальность ей не интересна. Она подала документы на перевод и была переведена на психологический факультет Московского государственного университета. В 1987 году она завершила аспирантуру.

Однако увлечение психологией не стало помехой для её других интересов. В середине 80-х годов XX столетия Ольга заинтересовалась неформальными течениями, и вскоре её привлекло современное искусство. Она быстро адаптировалась в творческой среде и вскоре начала участвовать в организации выставок и мероприятий.

Тем не менее, у Ольги была и официальная работа: сначала она трудилась психологом в НИИ, затем решила немного поработать дворником и в качестве музе вдохновляла своего талантливого мужа. Однако неофициальная деятельность начал приносить плоды, и Ольга нашла себе призвание в кураторстве выставок произведений искусства.

Профессиональная деятельность

Официальным стартом её профессиональной карьеры на новом поприще стала организация выставки молодых художников в 1987 году. Однако до этого Ольга уже успела завершить свой первый документальный проект, посвященный архитектору Мельникову.

В 1987 году она выпустила фильм «Кривоарбатский переулок, 12», который посвящен уникальной архитектуре этого места. Картина молодого независимого режиссера Свибловой удостоилась приза на специализированном фестивале в швейцарской Лозанне.

Это интересно:  Зачем ресторану хостес

Ольга Львовна Свиблова

После этого Ольга создала еще один фильм – «Черный квадрат», который был посвящен русскому андеграунду в период с 1953 по 1988 годы. Эта лента получила широкое признание как у зрителей, так и у кинокритиков, была отмечена призом кинокритиков на Каннском кинофестивале, а также главной наградой фестиваля в Чикаго.

Её следующая режиссерская работа, фильм «В поисках счастливого конца», также была тепло встречена критиками и зрителями. Этот фильм о современных реалиях русского искусства стал лауреатом первой премии в Центре Жоржа Помпиду во Франции.

Последняя работа Ольги Свибловой, фильм «Дина Верни», вышел в 1995 году. Эта картина о знаменитой танцовщице, галеристке, музее великого Майоля и известной коллекционерше русской живописи была отмечена на фестивале документальных фильмов ЮНЕСКО в Париже и показала глубокое понимание темы.

В начале 90-х годов XX века Свиблова начала заниматься подбором и покупкой произведений искусства для частных коллекций. Она проводила часть времени во Франции, на родине своего мужа, но при этом мечтала о создании в России центра современного искусства. В 1996 году мечта осуществилась: был основан Московский дом фотографии, директором которого является Ольга и по сей день. Сейчас он переименован в МАММ (Мультимедиа Арт Музей), и в сентябре 2022 года музей закрылся на реставрацию.

Ольга Львовна Свиблова

С зданием на Остоженке связано большинство проектов Ольги Свибловой. За годы работы в музее здесь прошло более 1500 выставок фотографов с мировыми именами, такими как Энн Лейбовиц, Хельмут Ньютон и Георгий Петрусов. В стенах музея демонстрировались картины и арт-объекты самых известных художников и культурных деятелей современности. Свиблова задала тон современному искусству, всегда тонко чувствуя изменения в культурных веяниях.

К началу 2000-х годов репутация Ольги как искусствоведа и организатора выставок была уже высока. С ней охотно сотрудничали как крупные международные музеи, так и мировые звезды живописи, скульптуры и фотографии.

Свиблова инициировала традицию проведения Фотобиеннале в МАММ каждые два года, чередуя их с фестивалями «Мода и стиль в фотографии». Эти мероприятия неизменно собирают аншлаги и привлекают внимание как российских, так и зарубежных ценителей искусства. В 2006 году при музее открылась Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко.

Ольга Львовна Свиблова

В 2016 году на базе МАММ был запущен сайт некоммерческого проекта «История России в фотографиях», который собирает и оцифровывает как музейные, так и частные фотоколлекции, датируемые с 1860 по 1999 годы. Фото принимаются от всех желающих, и проект также реализован в виде изданий с коллекциями снимков, оформленных по годам.

Ольга была приглашена курировать российский павильон на Венецианской биеннале в 2007 и 2009 годах, что подтверждает её статус одного из ведущих экспертов в области современного искусства. Она также является членом Общественной палаты Российской Федерации и активно участвует в обсуждении важных вопросов, отстаивая интересы художников и других представителей творческой интеллигенции.

Про детство

Мы жили в замечательной коммунальной квартире, в которой не было полноценной ванной, то есть она была, но ею пользовался кто-то другой. В нашем доме было много детей и жила женщина, жена милиционера, по имени тетя Клава, настоящая русская женщина из чудесной деревни, которая кормила нас своим грудным молоком, так как у нее родилась дочка, и молока было так много, что его было некуда девать. Во дворе находился сарай, и всегда были с нами дворняжки, которых я просто обожала. Я даже мечтала вырасти и стать пастухом для собак.

Это интересно:  Зачем ресторану хостес

Во время фестиваля молодежи и студентов я заболела туберкулезом, и ноги стали отказывать. Врач рекомендовала мне есть кислую капусту, которую я с тех пор ужасно не переношу, и заниматься спортом. В Марьиной Роще меня водили тренеры на искусственный лед с обеих сторон – мои ноги были абсолютно диагональными и подкашивались. Дома мама ставила меня на табуретку и, держась за палку, требовала: «Сделаешь пять ‘пистолетиков'». Затем шесть, а потом и сорок – она выбивала из меня результаты. Я плакала, а она повторяла: «Не сделаешь – с табуретки не слезешь». И до сих пор я уверена, что в детей нужно что-то вбивать.

Про учение

Чтобы поступить на психологический факультет, нужно было сдавать биологию.

Мама выделила мне деньги на занятия с частным преподавателем и целый год ходила без зимнего пальто. Я влюбилась в биологию – цикл развития кольчатых червей показался мне более красивым, чем музыка сфер. И именно тогда я решила поступать на биофак. На первом курсе я проводила эксперименты по полиплоидии с бобовыми – у меня была великолепная теоретическая модель, которую должны были подтвердить бобы. Однако бобы проросли совершенно не так, как я ожидала, и для меня это стало настоящей трагедией. Но я поняла, что жизнь всегда права. В конечном итоге я перевелась на психфак, где училась у выдающихся ученых и профессоров, таких как Блюма Вульфовна Зейгарник, Гальперин, Лурия, Эльконин и Леонтьев.

О биеннале

Искусствовед Ольга Свиблова — о хайпе, TikTok и чутье Андрея Малахова

Билл Каннингем, Ава Черри и Дэвид Боуи. Вечеринка премии Грэмми.

Сейчас стартовала 12-я биеннале «Мода и стиль в фотографии». Одним из проектов этой биеннале является выставка легендарного нью-йоркского фотографа Билла Каннингема. Он не только писал, но и фотографировал, фиксируя пульсацию между высокой модой на подиумах и жизнью на городских улицах. Ему также была интересна жизнь звезд. Он запечатлевал Барышникова, Уорхола, Стрейзанд, Миннелли в моменты, когда они покидали софиты. Обычный человек стремится увидеть свет софитов. Внутри каждого человека может жить звезда. Но иногда людям просто хочется быть обычным человеком и купить шаурму.

О маркерах времени

Мода выступает серьезным маркером времени. Она, как и современное искусство, — это телескоп, направленный в будущее. Мы можем видеть, что произойдет завтра. Например, известный российский художественный коллектив AES+F в 1996 году реализовал Исламский проект, а после трагических событий 11 сентября весь интернет начал обсуждать их произведение, в котором статуя свободы была закрыта исламской чадрой. Все восприняли это как предчувствие. И это действительно так и было! Просто тогда не существовало такого художественного дискурса.

Искусствовед Ольга Свиблова — о хайпе, TikTok и чутье Андрея Малахова

Материнство. Антонио Бандерас / Mamm-mdf.ru.

Антонио, прости меня. Я так хотела его увидеть, но в день открытия выставки в Москве меня не было (выставка проходила в МААМ в 2016 году – Примечание редакции). Люди пришли, и у нас была перекрыта Остоженка. Все хотели, если не прикоснуться, то хотя бы взглянуть на него. Антонио сделал замечательные фотографии, но это не тот класс, который он демонстрирует как актер. Через неделю там никого не осталось. Обмануть людей не получится, так работает этот рынок.

Как пригласить Ольгу Свиблову на лекции

Бюро «Мой Спикер» является официальным представителем Ольги Свибловой. Мы предлагаем услуги по заказу её участия в частных мероприятиях любого формата. Чтобы получить информацию о доступных датах и возможности проведения мероприятия с участием режиссера и искусствоведа в вашем городе, свяжитесь с менеджером нашего бюро. Специалист ответит на все интересующие вас вопросы и предоставит исчерпывающую консультацию по планированию деловых событий.

Это интересно:  Зачем ресторану хостес

Ольга Свиблова обладает глубокими знаниями в области искусства и отлично презентует себя в кадре, предоставляя высокий уровень ораторского мастерства, что позволяет ей выступать в качестве модератора, ведущей или лектора. Менеджер поможет обсудить все детали и уточнить условия сотрудничества, включая стоимость гонорара. Заказывая услуги Ольги Свибловой через наше бюро, вы гарантированно получите качественное мероприятие с её участием в вашем городе.

Заказ спикеров в агентстве

Бюро «Мой Спикер» предоставляет не только услуги ведущих тренеров и модераторов, но также профессиональную помощь и поддержку. Вы можете пригласить опытных ораторов на конференции, обучающие программы, круглые столы, форумы и выставки. Профессионал не только повысит значимость вашего мероприятия, но и станет его активным участником. В настоящее время существует множество агентств, предлагающих услуги спикеров, но мы рекомендуем обращаться к проверенным специалистам. Как понять, что вы имеете дело с настоящими профессионалами, а не с посредниками, которые не могут гарантировать результат? Надежные специалисты всегда предложат вам:

  • Наличие обширной базы специалистов различных областей
  • Оперативное выполнение всех этапов – от переговоров до реализации проектов
  • Предоставление полного обеспечения райдера и подготовка площадки
  • Подбор специалистов по разным направлениям и на любые бюджеты.

«Мой Спикер» соответствует перечисленным требованиям, обладает всеми необходимыми лицензиями и работает по контракту. Мы берем на себя ответственность за полноценную подготовку и организацию встреч. Если у вас есть трудности в выборе, мы готовы помочь. При планировании деловых мероприятий рекомендуем обратить внимание на лекции тренера Владимира Белого. А возможно, вам больше подойдет приглашение спикера Сангаджи Тарбаева, если вы планируете бизнес-мероприятие. Также вы можете заказать проведение мастер-классов с Люси Кларк – британской писательницей и путешественницей, если хотите вдохновить свою аудиторию и зарядить её позитивной энергией.

Мировая известность

Ольга Свиблова является искушенным искусствоведом и почетным академиком Российской академии художеств. Её увлекательные рассказы о творчестве можно слушать часами, поэтому на приглашения по организации различных мероприятий с её участием многие с радостью откликаются. Благодаря её деятельности ежегодно проводятся масштабные фестивали фотографии, которые впечатляют всех участников.

Ольга Свиблова

Ольга Свиблова со своим нынешним супругом Оливье Мораном.

Общая творческая биография Ольги включает более 500 проектов, охватывающих не только фотографию, но и современное искусство. В её планы включены множество интересных идей, которые она намерена реализовать в ближайшие годы.

Интересные факты

Имя Ольги Свибловой регулярно фигурирует в различных рейтингах, в которых перечисляются влиятельные личности российского искусства. В 2011 году она была включена в международный рейтинг Le Journal des Arts.

Мало кто знает Ольгу Свиблову как режиссера, хотя она является талантливым документалистом, создавшим несколько заметных работ, привлекших внимание зрителей и кинокритиков. Например, её фильм «Черный квадрат» рассказывает о русском андеграунде.

Свиблова активно занималась организацией выставок не только в России, но и за границей, даже в сложных условиях, как это было в 1988 году в Финляндии. В это же время её документальные фильмы также показывались в кинотеатрах.

Ольга занимала должность художественного директора фестивалей «Спорт в фотографии» и «Москва глазами русских и зарубежных фотографов» в 1997-1998 годах.

Оцените статью
Добавить комментарий