Елена Всеволодовна продолжила эволюцию своего персонажа в четвёртой части культовой франшизы «Зимняя вишня». Также в первой половине 2021 года она приняла участие в съемках сериала «Не обмани».
Елена Сафонова
Елена Сафонова — известная российская актриса театра и кино, которая приобрела славу благодаря культовой мелодраме, ставшей символом конца советской эпохи. Однако этот лирический образ не стал единственным карьерным достижением актрисы. Своими многочисленными ролями она доказала, что умеет чувствовать и передавать все оттенки актерского искусства.
Елена Всеволодовна Сафонова появилась на свет в Ленинграде в июне 1956 года в семье, связанной с театром и кино. Стоит отметить, что она не имеет родственных связей с другим российским актером, Кириллом Сафоновым — они лишь однофамильцы. Ее родители, Всеволод Сафонов и Валерия Рублева, занимались актерским мастерством и режиссурой. Когда Елене было всего несколько лет, семья переехала в Москву. Отец принимал участие в съемках таких известных советских фильмов, как «Солдаты», «Дело пестрых» и «Белорусский вокзал». Мама работала режиссером на Мосфильме.
С детства Елена была окружена атмосферой кинематографа и активно принимала участие в различных киноэкспедициях, помогая профессионалам, работающим со светом и звуком. Благодаря этому она с раннего возраста поняла, что её призвание — быть актрисой.
После окончания школы Сафонова решила поступать во ВГИК, однако этот путь оказался довольно тернистым — ей удалось поступить только с третьей попытки. В 1975 году она стала студенткой ВГИКа, однако проучилась всего два года и в 1977 году переехала в Ленинград. В 1981 году Елена получила диплом в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), после чего была принята в Театр имени Комиссаржевской.
Фильмы и театр
Тем не менее, в театре Елена Всеволодовна проработала лишь один сезон. На тот момент она уже имела семилетний опыт в киноиндустрии. Ее дебютом стала роль старшеклассницы Любы в фильме Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу».
Первая значимая роль пришла к ней в 1983 году в фильме «Возвращение Баттерфляй», снятом режиссёром Олегом Фиалко, где она сыграла певицу Соломию Крушельницкую. Эта работа была высоко оценена кинокритиками и помогла девушке утвердиться в киноиндустрии.
В 1985 году на экраны вышел фильм «Зимняя вишня», который существенно повлиял на карьеру Сафоновой. Изначально предполагалось, что роль героини достанется Наталье Андрейченко, но по личным причинам актриса не смогла участвовать в проекте, и таким образом, на эту роль утвердили Елену. Успех фильма обеспечил ей признание и почетное звание лучшей актрисы года.
После «Зимней вишни» она стала объектом интереса многих режиссёров, и к ней поступили предложения о новых ролях. Ее фотографии украсили обложки множества журналов, а стиль героини стал культовым, вдохновив целое поколение женщин.
Позже Сафонова работала с известными режиссёрами, такими как Сергей Бодров-старший, Павел Лунгин и Сергей Микаэлян. Она особенно запомнилась зрителям благодаря роли в фильме Никиты Михалкова «Очи черные», где её партнером стал известный итальянский актер Марчелло Мастроянни. Этот проект также дал актрисе возможность работать за пределами Советского Союза.
Роль в фильме «Аккомпаниаторша» предложил Клод Миллер. Сафонова согласилась и снялась вместе с Самюэлем Лабартом. Этот актер был влюблён в Елену с момента её появления на экране, и это привело к тому, что вскоре она переехала во Францию, где провела пять лет, снимаясь в различных фильмах и играя на сцене парижского Театра 13.
В 1996 году Елена вернулась в Россию. В 1999 году она появилась в мелодраме «Женская собственность», где сыграла главную роль вместе с начинающим актером Константином Хабенским. Также на экраны вышло продолжение «Зимней вишни», возвращающее любимую героиню к зрителям.
С течением времени ярче проявился комедийный талант актрисы. Если в молодые годы она в основном снималась в мелодрамах, то в 21 веке её фильмография стала разнообразнее благодаря многочисленным сериалам, в которых она оставила след. Особенно яркие роли были в детективном телесериале «Журов», комедийной мелодраме «Мама будет против!», а также в телефильме «Шанс».
Новые образы, которые она создаёт, показывают женщин, готовых совершать неожиданные поступки. Это и вдова криминального авторитета из фильма «Королева бандитов – 2», и популярная певица из мелодрамы «Откройте, это я!», и мать главной героини в детективе «Опекун».
Наиболее запоминающимся персонажем последних работ считается главная роль в комедии «Старушки в бегах», где девиз её героини — никогда не поздно начать жизнь заново, что также может служить жизненным принципом самой актрисы.
Параллельно актриса активно участвует в театральных проектах. Она играет в антрепризной постановке «Хочу мужа» по пьесе Михаила Задорнова вместе с Валентином Смирнитским и Марией Климовой, а также выступает на сцене Московского государственного театра фольклора «Русская песня» в спектакле «Калина красная», основанном на произведениях Василия Шукшина.
Во ВГИКе студенты специально приходили посмотреть на Сафонову
Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде. Ее отец, Всеволод Сафонов, был звездой советского кино. С раннего детства она имела возможность посещать киностудии, а иногда даже сопровождала отца в съемочные экспедиции. Не возникло вопроса, какую профессию выбрать, — Елена всегда знала, что станет актрисой.
Однако поступить во ВГИК Елене удалось лишь с третьей попытки. Она знала, что если скажет своему отцу о своей мечте, он, безусловно, поможет ей. Но Елена решила, что будет добиваться успехов самостоятельно, чтобы не зависеть от знаменитого родителя. В театральном вузе её считали загадочной и интересной девушкой.
Появилась у нас во ВГИКе такая интеллигентная, симпатичная, немного замкнутая черноволосая девушка. Говорили, что она дочь самого Всеволода Сафонова. Поэтому остальные студенты часто приходили просто посмотреть на неё, — делилась воспоминаниями актриса Лариса Удовиченко.
Должен отметить, что Елена уже тогда была человеком, который вёл довольно замкнутый образ жизни и не раскрывал никому своих планов и личных дел. Вот почему её решение оставить учебу во ВГИКе через два года вызвало недоумение и удивление у однокурсников. Они не могли понять, как можно оставить институт, в который она так упорно стремилась поступить и добилась цели после стольких попыток.
В 20 лет вышла замуж, а в 26 уже развелась
Как выяснилось, Елена покинула учебу из-за переезда в Ленинград. Она последовала за своим мужем — известным актером Виталием Юшковым, с которым познакомилась на съемках фильма «Семья Зацепиных», где сыграла одну из второстепенных ролей.
В Ленинграде, в 1977 году, Елена поступила на актерский факультет Института театра, музыки и кинематографии. На вступительных экзаменах она выделялась среди других абитуриентов благодаря своему стилю: она пришла в джинсах и модной джинсовой рубашке, дополнив образ обувью на платформе. Кажется, она много курила от волнения, привлекая к себе внимание.
По завершении учёбы, она устроилась в Академический театр имени Комиссаржевской, но через год ушла, так как ей не нравилась постоянная интрига и борьба за главные роли в коллективе.
Хотя друзья Елены и Виталия утверждали, что они очень похожи, супруги развелись всего через шесть лет. Разделение стало тяжёлым событием в их жизни, сопряжённым со сложными судебными разбирательствами: паре пришлось делить квартиру.
Фильмы и театр
В театре Елена Всеволодовна Сафонова прослужила один сезон. Её на тот момент уже 7 лет снимали в кино. Она дебютировала в роли старшеклассницы Любы в ленте Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу».
Первая главная роль пришла в 1983 году в фильме «Возвращение Баттерфляй», снятом режиссёром Олегом Фиалко, где Сафонова сыграла певицу Соломию Крушельницкую. Эта работа была признана кинокритиками.
В 1985 году был выпущен фильм «Зимняя вишня», который оказал влияние на творческую биографию актрисы. Изначально планировалось, что роль героини достанется Наталье Андрейченко, но в связи с личными обстоятельствами она не смогла участвовать в проекте, и таким образом Елена стала частью «Зимней вишни».
После успеха мелодрамы, которая принесла Елене Сафоновой титул лучшей актрисы года и признание коллег, к ней начали поступать предложения о новых ролях от самых известных режиссёров. Её фотографии стали украшать обложки множества журналов, а стиль героини стал эталонным для многих женщин того времени.
В дальнейшем она принимала участие в проектах, реализуемых такими именитыми деятелями искусства, как Сергей Бодров-старший, Павел Лунгин и Сергей Микаэлян. Важной работой для неё стала роль в фильме Никиты Михалкова «Очи черные». Здесь её партнером стал сам Марчелло Мастроянни. Также Елена показала свои актерские способности за пределами Советского Союза.
Ей была предложена роль в фильме «Аккомпаниаторша» от французского режиссера Клода Миллера, и, конечно же, она с радостью согласилась. В этом проекте актриса снялась вместе с Самюэлем Лабартом, который, к слову, был влюблён в неё с того момента, как увидел на экране в «Очах черных». Вскоре Сафонова переехала во Францию и, преодолев языковой барьер, снялась в кино, а также выходила на сцену парижского Театра 13.
После возвращения в 1996 году в Россию, Елена продолжала активную карьеру. В 1999 году на экраны вышла мелодрама «Женская собственность», где она исполнила главную роль вместе с молодым актером Константином Хабенским. Также зрители увидели её героиню из «Зимней вишни» вновь в продолжении любимой картины.
Со временем комедийный талант актрисы раскрылся ещё ярче, и если в её юности она в основном снималась в мелодрамах, то в 21 веке её карьера активно пополнилась сериалами. Неизгладимый след оставили многие её роли в таких проектах, как детективный телесериал «Журов», комедийная мелодрама «Мама будет против!» и телефильм «Шанс».
Новые амплуа, в которые она вжилась, подчеркнули силу её женских персонажей. Среди них — вдова криминального авторитета в фильме «Королева бандитов – 2», популярная певица в мелодраме «Откройте, это я!» и мать главной героини в детективе «Опекун».
Однако наиболее запоминающейся считается её главная роль в комедии «Старушки в бегах», в которой главный принцип героини — никогда не поздно начать всё с нуля, что также можно отнести и к самой актрисе.
Кроме съемок в кино, Елена много времени уделяет театральному искусству. Она играет в антрепризе «Хочу мужа» по пьесе Михаила Задорнова вместе с Валентином Смирнитским и Марией Климовой, а также принимает участие в спектакле Московского государственного музыкального театра фольклора «Русская песня», поставленном по произведениям Василия Шукшина.
Личная жизнь
Первым супругом Елены Сафоновой стал актер Виталий Юшков. С ним она познакомилась во время работы над фильмом «Семья Зацепиных». Но спустя шесть лет совместной жизни пара рассталась.
В конце 80-х годов личная жизнь Елены поменялась: её новым возлюбленным стал бизнесмен из США Ваче Мартиросян. Эта связь с женатым мужчиной продлилась недолго, но тем не менее подарила актрисе сына Ивана, который в настоящее время работает на Мосфильме.
В 1992 году Сафонова вышла замуж за французского актёра Самюэля Лабарта, который увёз её во Францию. В этой стране родился их сын Александр. Однако супруг требовал от жены полного отказа от актерской карьеры, что вызвало разлад в их отношениях. После развода Елена вернулась на родину.
Сложным ударом для Елены стали судебные разбирательства после развода, когда суд запретил ей увозить сына Сашу из Франции до его совершеннолетия. Позже Александр получил образование в области актерского мастерства и сейчас работает как режиссёр. Его мама и старший брат Иван часто его навещают.
Сегодня знаменитость редко появляется на публике и не раскрывает подробности своей личной жизни. В редких интервью она всё время указывает на то, что главные мужчины в её жизни — это её дети.
Достойное внимания событие произошло зимой 2020 года, когда поклонники Елены увидели её с новой стороны. В средствах массовой информации было опубликовано её открытое письмо президенту России. Ранее звезда не делала политических заявлений.
В этом письме были резкие обращения к главе государства, правительству и обвинения в разделении общества на бедных и богатых. Она акцентировала внимание на уничтожении культуры народа, утрате понимания порядочности и совести, а телевидение было охарактеризовано как проводник неподобающих программ. Основным желанием опубликовать этот крик души стало обращение к проблеме бездомных животных. После посещения конференции в Интерфаксе, её потрясла не только самокритика системы решения этих вопросов, но и общая политическая ситуация в стране.
10 ноября актриса попала в серьёзное дорожное происшествие. Её автомобиль Hyundai стал участником столкновения с двумя другими машинами. Как уточняло большинство СМИ, Елену срочно доставили в больницу, где врачи диагностировали у неё переломы рёбер и надколенника. Это было весьма тяжёлое ДТП, и медики проинформировали общественность, что исход мог быть гораздо более трагичным. Тем не менее, ей предстояло длительное восстановление, в связи с чем несколько спектаклей с её участием, включая «Хочу купить вашего мужа», были отменены.
В какой момент женщина начала пить
По словам её второго мужа, актера Вадима Сухаревского, Елена начала злоупотреблять алкоголем сразу после их свадьбы. В тот период она оставила родное гнездо и начала жить отдельно. Женщина ощущала себя одинокой и покинутой. У них не было совместных детей, что только усугубляло ситуацию. В результате она начала часто выпивать, перестала следить за своим внешним видом и не заботилась о доме.
Елена со своим новым супругом
Вадим пытался помочь своей жене, применяя различные методы. Он даже заявлял, что если встретит другую женщину, он не раздумывая уйдет к ней. Однако такие угрозы не могли её остановить. Её регулярные пьяные истерики стали настолько частыми, что вскоре он не выдержал и ушел. У Елены были знакомые, которые пользовались её беспомощностью, они почти жили за её счет. И так, в полном одиночестве, 5 июня, в возрасте 43 лет, экс-супруга Кирилла Сафонова скончалась от алкоголизма.
По словам Елены Воеводы, подруги покойной, она с прошлого осени полностью отказалась от общения с окружающими, забросила свой дом и семью. Пристрастие к алкоголю стало причиной конфликта с единственной дочерью, которая сначала пыталась убедить мать обратиться к лечению, но получила резкий отказ.
Бывшая жена Кирилла Сафонова умерла в полном одиночестве
Настя, не выдержав такого состояния матери, прекратила общение с ней. За несколько дней до своей смерти Елена звонила дочери и пыталась установить связь, отправляя сообщения, но осталась без ответа.
Помочь женщине справиться с её недугом изо всех сил пытался и её второй супруг, но все попытки оказались тщетными.
Елена старалась избегать лечения и не могла признать, что она действительно больна. В таких случаях помощь оказывается лишь тогда, когда человек готов её принять. В последние месяцы она утратила контроль над собой и перестала осознавать свои действия.
Как вам статья?
Карьера Елены Сафоновой
В театре Елена Сафонова успела проработать всего один сезон, хотя на тот момент у нее уже был весьма значительный опыт — 7 лет работы в кино. Ее дебют состоялся в ленте Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу», вышедшей в 1974 году, где молодая актриса сыграла роль старшеклассницы Любы.
Елена вернулась в Москву и устроилась в Театр-студию киноактёра.
Первую же главную роль она исполнила в 1983 году в фильме «Возвращение Баттерфляй», снятом Олегом Фиалко, где Сафонова появилась в образе певицы Соломии Крушельницкой. Эта работа была положительно отмечена критиками.
Переломным моментом в кинокарьере Сафоновой стала роль Оли в фильме Игоря Масленникова «Зимняя вишня». Случайно сложившиеся обстоятельства помогли Елене получить эту роль: Наталия Андрейченко была одобрена худсоветом, но в то время занималась личной жизнью. Съемочный процесс поджимал сроки, поэтому Елену срочно вызвали на площадку. Как указывает сайт Узнай всё в биографии Сафоновой, успех фильма стал настоящим триумфом, так как все актеры мгновенно стали любимцами народа — большинство из них уже были известными личностями, такими как Лариса Удовиченко и Нина Русланова, сыгравшие подруг главной героини, а Ивар Калныньш и Виталий Соломин сыграли соперников в любовном треугольнике. Копии фильма были приобретены в 27 стран мира, и последующие три части «Зимней вишни» были сняты в 1990, 1995 и 2018 годах.
Елену признали в планетарных масштабах как лучшую актрису года в СССР, и на кинофестивале в Мадриде она была удостоина своей первой международной награды.
Теперь лучшие отечественные режиссеры начали предлагать ей свои проекты. К примеру, Никита Михалков сделал предложение, от которого невозможно было отказаться; мелодрама «Очи черные» принесла ей мировую известность. Трогательная история любви персонажа Марчелло Мастроянни к русской даме, которая отдыхает в Италии, была снята по мотивам известного рассказа Чехова под названием «Дама с собачкой». Жена главного героя сыграна известной Сильваной Мангано, а в одном из эпизодов снялась Анна Михалкова, на тот момент еще подросток.
Следующим важным событием для Сафоновой стало участие в фильме французского режиссера Клода Миллера «Аккомпаниаторша», где её партнером выступил Самюэль Лабарт. Елена обучалась во французской школе с углублённым изучением языка, поэтому языковой барьер во время её пребывания в Франции практически отсутствовал, что позволило ей успешно работать в кино, театре и даже стать членом жюри Каннского фестиваля. Она была на пике своей популярности.
По возвращении в 1996 году в Россию, Сафонова продолжила активно сниматься в кино. Она исполнила роль Нины в фильме «Принцесса на бобах» (1997), где её партнером был Владимир Конкин, а Сергей Жигунов сыграл роль бизнесмена. История о посудомойке с аристократическим происхождением оказалась успешной.
Затем последовали фильмы «Женская собственность», «Заяц над бездной» и множество других предложений, среди которых всё больше появлялось работ в сериалах.
Несмотря на то, что Елена Сафонова считает себя больше актрисой кино, она с удовольствием участвует в антрепризных постановках. В 2002 году в Москве открылся театр LA’, на сцене которого она играла в комедии «Слухи» вместе с Андреем Ильиным, Игорем Ливановым, Ольгой Волковой, Владимиром Стекловым и Мариной Могилевской.
Личная жизнь Елены Сафоновой
Первый брак Сафоновой с Виталием Юшковым состоялся, когда актрисе было всего 20 лет. Он продлился с 1976 по 1982 год. Затем последовал роман с женатым американским бизнесменом, завершившийся рождением сына Ивана в 1991 году.
Второе замужество с французским актером Самюэлем Лабартом длилось с 1992 по 1997 год. В их интернациональном браке у Елены родился сын Александр, но после развода актриса не смогла вывезти его из Франции. Судебные разбирательства длились 3 года и заканчивались поражением для неё, когда ребенок остался с отцом.
Оба её сына продолжили актерскую династию; младший, Александр, также появляется в эпизоде последней части «Зимней вишни».