Наследница известного актера Анастасия Вертинская еще в начале 2010-х годов инициировала интересный проект — создание фильма о биографии своего отца, Александра Вертинского. В этом начинании она заручилась поддержкой Константина Эрнста, который согласился возглавить проект и привлек к написанию сценария талантливую Авдотью Смирнову. Подготовка проекта «Вертинский» была завершена к 2014 году, однако в результате экономических обстоятельств запуск съемок пришлось отложить, и проект остался на стадии заморозки.
Александр Вертинский
Александр Вертинский — знаменитый певец и актер, которого многие до сих пор называют феноменом в мире искусства. Его музыкальные произведения способны вызывать у слушателей настоящие эмоции — от искренних слез до скупой усмешки. Но равнодушных к его творчеству вряд ли можно найти. Несмотря на то что судьба подарила ему немало испытаний, этот выдающийся шансонье никогда не унывал и продолжал радовать своих поклонников живыми выступлениями.
Александр Николаевич Вертинский появился на свет 21 марта 1889 года в Киеве. Свою национальность он определял как русскую. Его отец, Николай Петрович, работал частным поверенным и также подрабатывал журналистикой. Мать, Евгения Сколацкая, принадлежала к дворянскому роду. Интересно, что родители Вертинского не были законными супругами, что в те времена считалось крайне неодобряемым. Официальная жена Николая, осознавая, что у мужа есть связь на стороне, тем не менее не желала расторгать брачные узы.
С Евгенией Николай Петрович встречался в доме, который он снял специально для нее. Именно там родилась их дочь Надежда, а затем и сын Александр. Однако с раннего возраста Александра постигли тяжелые испытания: мать ушла из жизни, когда ему было всего три года, и вскоре отец также скончался от чахотки.
Воспитанием детей занялись сестры Евгении Сколацкой, которые ненавидели их отца и свято считали его роман недопустимым. Брат и сестра были разлучены, и вскоре произошла трагедия: Александра настигло известие о смерти Надежды. Но, как оказалось, это была лишь выдумка теток, чтобы разорвать связь между братом и сестрой. Александру так и не удалось понять мотивы этой лжи, даже став взрослым.
Александр учился в Императорской Александровской гимназии, но вскоре его отчислили за неподобающее поведение; мальчик начал воровать. Предполагается, что таким образом он пытался компенсировать дефицит родительской любви и внимания. Находясь в статусе воришки, будущий певец продолжил обучение в Киевской 4-й гимназии, но и там проучился недолго.
Учитывая постоянные придирки тетки к его личности и проблемы с учебой, единственным источником радости для молодого Вертинского стал театр, где он начал выступать в любительских постановках. Тем не менее, он не оставил привычку воровать у тетки, в результате чего она наконец выгнала его из дома. Чтобы как-то выжить, Александру пришлось заняться разными работами — он успел поработать и продавцом, и корректором в типографии, и даже грузчиком.
Хотя жизнь молодого человека складывалась непросто, судьба решила подарить ему несколько шансов. На Александра обратила внимание Софья Зелинская, его преподавательница в Александровской гимназии. Под ее крышей он смог восполнить пробелы в образовании и познакомился с значительными деятелями искусства — Марком Шагалом, Казимиром Малевичем и Натаном Альтманом. В это время он также начал писать для газет, публикуя рассказы, которые принесли ему первую известность.
Театр и фильмы
Первые гонорары стали источником уверенности для молодого человека и пробудили в нем желание прославиться. Вскоре Александр узнал, что его сестра Надежда жива и работает в московском театре. В 1913 году он отправился в Москву в поисках славы и лучшей жизни.
Начало карьеры Вертинского прошло в маленьких театрах и на первых студиях. Вскоре его пригласили в Театр миниатюр на Тверской улице, который возглавляла Мария Александровна Арцыбушева. Первое выступление Александра прошло с большим успехом и вызвало восторг зрителей. После этого он продолжал выступать на сцене, а также писать актуальные сценки и пародии.
В том же 1913 году Александр пробовал поступить в Московский художественный театр, но Константин Станиславский не принял его из-за недостаточной четкости произношения — юноша плохо произносил букву «р». Также он пробовал силы в кино, снявшись в фильме «Обрыв», хотя его роль оказалась небольшой — тем не менее, это было ценное воздействие для его будущей карьеры.
Первая мировая война прервала кинокарьеру Вертинского. В конце 1914 года он записался санитаром-добровольцем на фронт, где занимался сопровождением вагонов с ранеными и осуществлял перевязки. За свою работу он был награжден медалью «За усердие».
В январе 1915 года, получив ранение, Вертинский вернулся в Москву, где его ожидало тяжелое известие — смерть сестры, которую он считал своим самым близким человеком. По одной из версий, Надежда покинула этот мир от передозировки наркотиков.
Вернувшись, Александр продолжал сниматься в кино и участвовать в театральных постановках Арцыбушевой. В это время он создал культовый образ лунного Пьеро, выступая на сцене в гриме и в условиях таинственного лунного освещения, что придавало его лицу мертвенно-бледный вид. Программа «Песенки Пьеро» была частично вдохновлена творчеством поэта Александра Блока.
Позже Вертинский признавался, что использовал грим, чтобы скрыть свою неуверенность и растерянность. Вскоре он ввел дополнение в свой образ, создав черного Пьеро с ироничными текстами, что добавило ему популярности. Его выступления собирали все больше зрителей, и вскоре он отказался от маски и театрального костюма, появляясь на сцене во фраке, что стало символом новой эры в его творческой карьере.
В то время как количество его выступлений увеличивалось, появления Вертинского в художественном кино становились все реже. В молодости его фильмография пополнялась эпизодическими ролями, но в эмиграции артист снялся лишь в двух фильмах: «Тайны Востока» и «Конец мира».
На территории СССР Вертинский работал над лентами «Анна на шее» и «Пламя гнева», где сыграл сразу две роли. Последней его работой в кино стала картина «Кровавый рассвет».
Детство Вертинского
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года (по новому стилю — 9 марта) в Киеве. Его отец, Николай Петрович, был потомком железнодорожных служащих. Мать, Евгения Стефановна Сколацкая, родилась в аристократической семье. Николай Петрович не мог жениться на Евгении, поскольку его первая жена не давала развода, и он смог усыновить своих детей только несколько лет спустя. Вертинский с любовью вспоминал о матери, описывая ее как самую нежную и добрую из четырех сестер, которая многими слезами расплачивалась за свою неразделенную любовь. Когда ему исполнилось три года, мать умерла, а через два года его отец ушел из жизни от чахотки. После смерти родителей Александра и его старшую сестру Надежду распределили по разным семьям своих родственников. В то время брата уверяли, что сестра мертва, а Надежде говорили то же самое об Александре. Позже, по воле судьбы, они случайно встретились и сильно сблизились. В девятилетнем возрасте Александр прекрасно сдал экзамены в Первую киевскую гимназию, но через два года был исключен за плохую успеваемость и неуемное поведение. Тетка, у которой он жил, была очень строга к нему, и за плохие отметки порола его — это, в свою очередь, подталкивало его к чтению книг, которые не входили в школьную программу, и к мелким кражам. В конечном итоге строгая тетка выгнала мальчика из дома, оставив его на произвол судьбы.
Переезд из Киева в Москву
С юных лет Александр Вертинский был очарован театром. Он начал писать рецензии на выступления известных артистов и публиковать свои небольшие рассказы в местных газетах. Чтобы выжить, юноша работал статистом, продавал открытки, трудился грузчиком и корректором в типографии, а также принимал участие в любительских спектаклях.
В 1913 году он переехал в Москву. Согласно некоторым данным, на этот шаг его сподвигло упоминание о некой Н. Н. Вертинской в московском журнале «Театр и искусство». Он написал письмо: Милая, незнакомая Н. Н. Вертинская! У меня такая же фамилия, как у вас… У меня когда-то была сестра Надя, которая умерла в детстве. Если бы она была жива, она тоже носила бы имя Н. Н. — Надежда Николаевна… Когда Александр и Н. Н. встретились, то поняли, что являются родственниками. Они поселились в Козицком переулке, в доме Бахрушина. С этого момента Вертинский начал выступать в литературных и драматических обществах, включая занятия по режиссуре. Погрузившись в богемную среду, он поддался наркотической зависимости, о которой вскоре начал откровенно писать в своих дневниках. Спустя время его старшая сестра умерла от передозировки.
В маске Пьеро
Я помню, как мы собирались на пионерской линейке. Я переживала, мне казалось, что папа не совсем тот человек, каким должен быть. Он писал про какие-то балерины, какие-то танго, о Джимми-пират. Все это было весьма занимательно, но на линейке меня как-то не интересовали его слова. Если бы папа сочинял «Взвейтесь, кострами, синие ночи», я бы с гордостью вышла и заявила: «Это написал мой папа!» Только со временем я начала осознавать глубокий смысл его творчества.
Вертинский так и не стал советским шансонье — таковых до него не существовало, и после него их тоже не было. Он своей музыкой исчерпал всю эстетику Серебряного века, и первым вывел на эстраду дореволюционной России образ итало-французского Пьеро, объединяя его с пантомимой и русской народной песней, известной как ариетка. Этот трагичный образ прекрасно отражал суть того времени, когда Россия уже скатывалась в бездну революции. Искусство Вертинского всегда было сочувствующим и сострадательным к «маленьким людям» — бедным, одиноким и несчастным. Он сочувствовал персонажам, которые несли в себе страдания — от грустной игуменьи, скорбящей о своей любви, до нищего клоуна, хоронящего свою любимую на кладбище. Такое двойственное изображение жизни с его буржуазными далекими дамами, садящимися в дорогие экипажи и окружающимися дорогими духами, обрисовывало его мировосприятие — душа Вертинского была более склонна к состраданию к угнетённым и беспомощным.
Он спал на сундуках
Папа всегда нежно звали маму Лиличкой. (Лидия Владимировна Вертинская, урождённая Циргвава, — известный художник и киноактриса, сыгравшая роль птицы Феникс в фильме «Садко» в 1952 году, герцогини в «Дон Кихоте» в 1957 году и Анидаг в «Королевстве кривых зеркал» в 1963 году. — Ред.) Для папы она была божеством. Вертинский был счастлив, что в конце своей жизни нашел настоящую любовь. Лидия Владимировна родила ему двух дочерей. В России они получили квартиру, которую у него никогда не было. За два года до своей смерти он купил дачу и очень этим гордился, утверждая, что стал помещиком, обладая землёй. Обретение дома, земли и родины в самом полном смысле оказалось возможным благодаря его Лиличке. Его блуждания наконец-то закончились.
Папа был сиротой. Он потерял мать в три года, а отца в девять. Воспитывался у тетки, которая была строго с ним. Его пороли, он спал на сундуках, голодал и странствовал по жизни. Удивительно, что такая жизнь не сделала его жестоким. Он всегда оставался человеком с необыкновенной добротой, которая, скорее всего, была особым даром. Все добрые качества во мне — от него, все плохое, накапливающееся от жизни — от самого мироощущения. Начинал он с того, что пел на клиросе за тарелку борща. Церковь воспринималась им как место, где радость и горе существуют рядом. Его отец, мой дед, был известным адвокатом в Киеве. Несмотря на то, что тогда было запрещено вести бесплатные дела, после его смерти к его гробу пришла толпа людей, множество из которых были бедными, которые получали помощь от него. Данная генетическая память, возможно, отложилась и у папы. Вернувшись в Советский Союз, Вертинский давал множество благотворительных концертов — тогда это называлось шефские концерты, и делал это не по запросу Министерства культуры, а по зову сердца.
Личная жизнь Александра Вертинского
В молодости Александр часто влюблялся, часто — платонически. В первый раз он женился, когда находился в Польше. В 1923 году его супругой стала эмигрантка из России Рахиль (Раиса) Потоцкая, девушка из образованного и зажиточного семейства. После замужества она стала известной как Ирен Вертидис.
Однако семейная жизнь не сложилась: пара часто расставалась и снова сходилась, пока в 1941 году не развелись официально. К тому времени Александр уже проживал в Шанхае.
Однажды после концерта в ресторане «Ренессанс» он познакомился с обворожительной девушкой по имени Лидия Циргвава. Ее родители, сибирская казачка и мегрел, приехали в Китай, чтобы участвовать в строительстве Китайско-Восточной железной дороги, где и родилась Лида. Вертинского поразило ее обаяние, и несмотря на разницу в возрасте в 34 года, он сделал ей предложение. В 1942 году они обвенчались, а на следующий год в их семье появилась старшая дочка Марианна. Спустя некоторое время, вернувшись в Советский Союз, у пары родилась вторая дочка, которую назвали Анастасией. Артист очень любил своих дочерей и даже сочинил для них песню «Доченьки». Позже обе девочки стали популярными актрисами.
Смерть и память
Александр Вертинский, любимец публики, продолжал давать концерты вплоть до последних дней своей жизни. Весной 1957 года его график был напряженный. 21 мая он выступал в Доме ветеранов имени Марии Савиной в Ленинграде. Вечером, в гостиничном номере Астория, артист почувствовал себя плохо. Врачи диагностировали острую сердечную недостаточность, и он скончался в возрасте 68 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Память о великом артисте была увековечена в его родном городе. На одной из улиц Киева была создана музейная витрина с его фотографиями, пластинками и автографами. В 2019 году на Андреевском спуске был установлен памятник Вертинскому. В честь певца был назван один из астероидов, открытый в Крымской обсерватории. После его смерти неоднократно выходили книги воспоминаний, стихов и мемуаров, основанных на его дневниковых записях. Одна из них была издана в Киеве под названием «Четверть века без Родины. Страницы минувшего». Две другие — «Дорогой длинною…» и «За кулисами» вышли в Москве.
О гении сцены снято несколько документальных фильмов и передач. В декабре 2021 года состоялась телевизионная премьера мини-сериала Авдотьи Смирновой «Вертинский», в котором образ легендарного шансонье воплотил молодой актер Алексей Филимонов.
Карьера певца
Вернувшись с фронта, Александр возобновил карьеру в кинематографе и театре под управлением Арцыбушевой. Именно в этом контексте он создал незабвенный образ Пьеро. В этот период популярность Вертинского вышла на совершенно новый уровень; его выступления неизменно были области одобрения, даже у самых строгих критиков. Его миниатюры «Песенки Пьеро», а также романсы «Панихида хрустальная», «Желтый ангел», «Я сегодня смеюсь над собой», «Кокаинетка» вызывали восторг у слушателей.
Причиной данной популярности стали искренность и честность его творчества. Вертинский касался тем, которые были и остаются актуальными для человеческого существования; он обращался к вопросам жизни и смерти, безответной любви и культурного кризиса в обществе. Для своих произведений Вертинский использовал как собственные стихи, так и работы таких поэтов, как Блок, Северянин и Цветаева.
Александр имел свой уникальный стиль, который выражался в легком грассировании при исполнении своих работ. Его тексты были настолько проникающими, что порой трогали до глубины души. Образ страдающего Пьеро стал примером для подражания для многих исполнителей, однако ни один из них так и не смог достичь уровня его искусства.
Откровенные тексты, используемые Вертинским в его песнях и романах, обеспечили ему множество поклонников. Однако данное обстоятельство привлекло также внимание сотрудников Чрезвычайной комиссии. Вертинскому намекали, что ему стоило бы быть осторожнее в своих высказываниях. Наблюдение и контролирование цензуры оказывали утомляющее воздействие на артиста, и этот фактор, вероятно, поспособствовал его эмиграции. Тем не менее, сам Вертинский утверждал, что покинуть Родину его побудила его страсть к странствиям.
В конце 1917 года певец отправился в масштабный гастрольный тур, который длился два года и охватил много городов. Затем, имея греческий паспорт, он покинул Румынию и направился в Польшу. До 1943 года он жил во множестве городов — в Париже, Берлине, Палестине, Новой Зеландии, в США и Китае. Везде его концерты собирали полные залы; на его выступления приходили не только русские эмигранты, но и местные жители. Некоторое время он жил в Шанхае, а в 1943 году ему было разрешено вернуться на родину. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни он с семьей проживал в Москве, много работая, снимался в кино и гастролировал по стране.
Личная жизнь
Первой супругой Вертинского стала Рахиль Потоцкая, еврейка-красавица. Он познакомился с ней в Польше, а после замужества девушка сменила имя на Ирену Вертидис. Однако через семь лет их брак распался.
Спустя 19 лет, вошедя в серьезные отношения с юной Лидией Цигвавой, Вертинский оказался в непростой ситуации, поскольку был на 34 года старше своей избранницы. Родители девушки противились этому неравному союзу, но влюбленные не стали ассоциированы с мнением своего окружения. Вскоре в их семье появились девочки-погодки — Марианна и Анастасия, обе стали известными актрисами, которые поразили зрителей своей красотой и талантом.