Литвинова Рената Муратовна

В 2005 году Рената Литвинова исполнила небольшую роль в фильме Алексея Балабанова под названием «Жмурки». В 2006 году актриса снялась в картине «Мне не больно» того же режиссера и за свою работу в этом фильме была награждена призом на кинофестивале «Кинотавр».

Рената Литвинова

Рената Литвинова — это российская театральная и киноактриса, режиссер сценарист, известная широкой публике благодаря своему уникальному стилю и своеобразному поведению. Ее харизма подчеркивается выразительной жестикуляцией, приглушенным голосом с легкой хрипотцой и нестандартной манерой строить фразы, что иногда приводит к появлению удивительных и метких афоризмов.

Рената появилась на свет в Москве в семье врачей; оба ее родителя были медицинскими работниками. Она родилась под знаком зодиака Козерог. Ее отец, Мурат Аминович Вергазов, происходил из древнего татарского княжеского рода. Однако, вскоре после рождения Ренаты, семья распалась, и ее мать, Алиса Михайловна, работающая хирургом, была вынуждена много работать, чтобы обеспечить себя и свою дочь.

Творческий потенциал Ренаты проявился в раннем детстве. Она занималась народными танцами, проявляла интерес к легкой атлетике и к литературе, сочиняя небольшие истории и рассказы. Кроме этого, она успешно окончила музыкальную школу при консерватории.

Тем не менее, как отмечает сама актриса, ее детство было омрачено комплексами и неуверенностью в себе. Она испытывала стыд по разным причинам: из-за своего имени, данного в честь дяди, высокого роста, простоватой одежды и отсутствия отца рядом с ними.

Рената Литвинова

После завершения школы в 1984 году Рената поступила во ВГИК для того, чтобы развить свои навыки в сценаристике. Среди ее однокурсников на сценарно-киноведческом факультете были такие личности, как Александр Баширов, Рашид Нугманов и Иван Охлобыстин. В тот период на сценарные специальные направления принимали, в основном, мужчин, и яркая блондинка привлекла к себе внимание, поэтому ее часто приглашали для участия в учебных и дипломных фильмах, в которых она смогла отточить свой впечатляющий актерский стиль.

Тем не менее, дипломная работа Ренаты, сценарий под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.», была оценена экзаменационной комиссией довольно низко и отправлена на доработку. Однако первый сценарий актрисы, который она написала во время стажировки, был немедленно взят в работу. По этому сценарию в 1992 году была снята драма режиссера Валерия Рубинчика, названная «Нелюбовь», которая в последствии стала первой работой в свободном российском кинематографе.

Данная картина была признана успешной на международном кинофестивале в Берлине и на «Кинотавре», причем операторская работа была отмечена наградами «Золотой овен» и «Ника».

Фильмы

Дебют актрисы в кино состоялся благодаря Кире Георгиевне Муратовой, которая отметила талант Ренаты и пригласила ее сняться в своем фильме «Увлеченья». Их сотрудничество продолжилось спустя три года в киноальманахе «Три истории», где Рената выступила как сценарист и исполнила одну из ролей.

Роль эксцентричной и утонченной медсестры Офы стала знаковой для Литвиновой, а ее пространные монологи о жизни быстро стали популярными и цитируемыми. Фраза «Этому миру я поставила бы ноль» остается актуальной и спустя много лет.

Одним из последующих успехов Ренаты стала работа в фильме Валерия Тодоровского «Страна глухих», сценарий к которому был написан на основе повести Литвиновой «Обладать и принадлежать». В 2000 году Рената завоевала широкую известность благодаря роли медсестры Альбины Ворон в мелодраме Александра Митты «Граница. Тайожный роман». Этот персонаж, обладая странной и утонченной натурой, стал крайне близким для артистки.

Рената Литвинова и Михаил Ефремов

Тот же год стал началом режиссерской карьеры Ренаты. Ее первый документальный фильм «Нет смерти для меня» исследовал судьбы нескольких известных актрис советского кинематографа и стал последней работой Нонны Мордюковой.

В 2002 году вышел фильм «Небо. Самолет. Девушка», в котором Литвинова выступила как сценарист и снялась в главной роли. Эта картина стала дебютом актрисы в качестве продюсера. Через два года Рената возобновила сотрудничество с Кирой Муратовой, и в 2004 году вышел полнометражный художественный фильм «Богиня: как я полюбила», который стал ее режиссерским проектом.

В 2004 году Литвинова снялась в эпизоде фильма британского режиссера Питера Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера: моавитская история». Роль оказалась непростой, касалась голой натуры, и, испытывая стыд, она успела родить ребенка и не успела вернуться в прежнюю форму. Но режиссер уверил, что ее фигура идеально подходит для сюжета.

Через три года Рената снялась в драматической картине «Жестокость», получив смешанные отзывы критиков, однако сама актриса была отмечена наградой MTV Russia Movie Awards в категории «Лучший кинозлодей» за свою работу.

В середине 2000-х Литвинова приняла участие в приключенческом сериале «Диверсант» и комедии Алексея Балабанова «Жмурки». Работой актрисы в роли секретарши Кати был очень доволен сам Балабанов, и вскоре она получила новое предложение.

Это интересно:  Жены арабских шейхов: как они выглядят и чем занимаются

Фильм 2006 года «Мне не больно», где Рената сыграла главную роль по приглашению Балабанова, был тепло встречен кинокритиками на нескольких фестивалях. За роль золотоволосой Таты, для которой Литвиновой пришлось сбрить брови, актриса была награждена несколькими индивидуальными призами.

В 2007 году Кира Муратова вновь сняла фильм «Два в одном» по сценарию Ренаты, и сама Литвинова приняла участие в съемках как исполнительница одной из ролей. Спустя год вышел ее фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», где она стремилась передать всю магию живого выступления Земфиры Рамазановой, проходившего в Зеленом театре в Парке имени Горького.

Детство, родители, образование

Рената Литвинова в детстве с мамой

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Ее родителями были Мурат Аминович Вергазов и Алиса Михайловна Литвинова, оба из которых работали врачами. Дочь назвали в честь дяди Рината. Вскоре после ее рождения семья распалась, и воспитание Ренаты легло на плечи ее матери.

Отец Ренаты ушел из жизни в возрасте 46 лет.

В детстве Литвинова часто проводила каникулы у бабушки и дедушки, где дедушка работал главным инженером завода. В раннем возрасте она начала заниматься в музыкальной школе и в легкоатлетической секции.

Рената Литвинова в детстве с мамой

В интервью с Владимиром Познером Рената говорила о том, что ее детство было одиноким, а школа вызывала отвращение. Она после занятий стремилась быстрее попасть домой, чтобы укрыться от сверстников и преподавателей и заняться любимыми книгами.

В 1984 году Литвинова поступила на сценарно-киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК, ныне известного как Всероссийский государственный институт кинематографии).

Экзамены в институте проводил известный сценарист Евгений Габрилович, который мгновенно заметил Ренату среди других абитуриентов, и она поступила с первого раза. В 1989 году Рената завершила институт, став выпускницей мастерской Киры Парамоновой и Исая Кузнецова.

Рената Литвинова с однокурсниками, ВГИК

Карьера сценариста, сотрудничество с Кирой Муратовой

Сразу после окончания учебы Литвинова прошла стажировку в объединении Сергея Соловьева «Круг». Ее первый сценарий «Нелюбовь» был высоко оценен руководством, и в 1991 году вышел фильм с одноименным названием.

В 1992 году совместно с Глебом Алейниковым Рената работала над сценарием для фильма «Трактористы-2», однако эта картина осталась незамеченной зрителями.

Скоро после окончания учебы Литвинова познакомилась с режиссёром Кирой Муратовой, с которой впоследствии начала активное сотрудничество. Муратова намеревалась экранизировать первый опубликованный сценарий Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». В 1994 году она пригласила Литвинову сыграть одну из ролей в фильме «Увлеченья».

Рената Литвинова (слева) и Светлана Коленда в фильме

Научная работа в ВГИКе по созданию образа эксцентричной медсестры Лилии в «Увлеченьях» положила начало ее актерской карьере. Литвинова тогда отметила: «Я никогда не считала себя какой-либо особенно одаренной актрисой. Более того, мне всегда казалось, что мое лицо не фотогенично. Я часто отказывала, когда меня приглашали играть. Но отказать Кире было бы невозможно».

Работа Ренаты в новелле «Три истории» принесла ей приз на Кинотавре в 1997 году, где она также исполнила главную роль сложной натуры девушки Офы, работавшей в архиве больницы

В 1998 году на экраны вышел фильм «Страна глухих», основанный на повести Ренаты «Обладать и принадлежать».

Рената Литвинова на премьере фильма режиссера Валерия Тодоровского

В 2002 году вышел фильм «Небо. Самолет. Девушка», который стал ремейком картины 1968 года «Еще раз про любовь». В данном проекте Литвинова выступила как сценарист, продюсер и актриса, исполнив главную роль. При создании сценария она опиралась на пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь».

По ее сценарию в 2007 году был снят фильм Киры Муратовой «Два в одном».

Кроме этого, по сценариям Ренаты были созданы такие фильмы, как «Богиня: как я полюбила» (2004), «Последняя сказка Риты» (2011), «Северный ветер» (2020) и новелла «Сны Иосифа», которая вошла в киноальманах «Петербург. Только по любви» (2016). Во всех перечисленных проектах она также исполнила главные роли.

Рената Литвинова в фильме

Личная жизнь

Первый супруг Ренаты — кинопродюсер Александр Антипов. Актриса вышла за него замуж в 1996 году, но уже в 1997 году пара развелась. Она мечтала обмануть его, готовя мстительный план — прострелить его борсетку с документами, которую он всегда носил. «Мой первый муж был добрым человеком, занимающимся продюсированием фильмов. У него были отличные названия проектов, такие как — ‘Упырь’ и ‘Тело будет предано земле’, а старший мичман будет петь». Но просто я через год съехала с его квартиры», — делилась она.

Во второй раз Рената вышла замуж в 2001 году за миллиардера Леонида Добровского. В этом же году у них родилась дочь Ульяна, которая училась и в Париже, и в Лондоне, осваивая французский и английский языки и начав изучать испанский и фламандский. В 2009 году актриса развелась с супругом, причем процесс развода проходил тяжело, сопровождаясь судебными разбирательствами и слухами. «Если любви нет, зачем же оставаться вместе? В женщинах во многом «забито» стереотипом о необходимости замужества. Но зачем? Мне не обязательно быть в узах брака, если есть любовь. Возможно, это мой личный подход, и другим он не подойдет. Я это говорю от своего имени — я могу работать и зарабатывать сама, ничего не ожидая от окружающих. Но… людей, которые любят долгие годы и по-прежнему остаются счастливыми, безусловно, следует поздравить. Эта любовь действительно существует. Я точно это знаю, или по крайней мере хочу верить в это», — делилась артистка.

Это интересно:  Люся Чеботина

На YouTube-канале Tatler Russia в программе «Детектор лжи» актриса сделала заявление о своей бисексуальности. Когда ее спросили, нравятся ли ей мужчины, она ответила утвердительно, и детектор подтвердил, что она не лукавила. Затем, поддавшись на провокации ведущего, Литвинова с готовностью ответила, нравятся ли ей женщины. Также детектор лжи подтвердил ее честность.

Скандал из-за безногого мальчика

В 2017 году Рената Литвинова и Владимир Познер стали участниками серьезного скандала в качестве судей телепроекта Минута славы. Сначала они раскритиковали выступление восьмилетней Виктории Стариковой из Нижнего Тагила, исполнившей композицию Земфиры, аргументируя, что детям не стоит участвовать в развлекательных шоу.

Затем, когда они стали судить танцевальный дуэт Алены Щеневой и Евгения Смирнова, на который обрушилась волна критики, Познер выразил свою позицию, заявив, что такой дебют юноши, потерявшего ногу в 2012 году, невозможно не поддерживать. «Когда человек выходит, как вы, без ноги, невозможно сказать ‘нет’. Просто нет сил», — высказался ведущий.

Рената продолжила обсуждение: «Я осознаю, что в стране, в которой живем, человеку, лишенному конечности, непросто. Но то, что обычно поднимается на обсуждение, это все же несколько спорно… Можно было бы, например, предложить вам ‘приколоть’ другую ногу — на всякий случай, чтобы не так явно акцентировать внимание на отсутствии одной?» — сказала Литвинова.

Такие высказывания вызвали бурную реакцию общественности, и многие удивились использованию слова «ампутант». На защиту актрисы встали такие лица, как Юрий Лоза, который сказал: «Многие осуждают Ренату Литвинову за то, что она в проекте сначала не поддержала маленькую девочку, а затем назвала танцора без ноги ампутантом и предложила ему приставить протез. Я сам не смотрел шоу, но нашел записи этих выступлений и комментариев жюри. Честно говоря, не понимаю, к чему цепляются обвинители — девочка просто исполнила песню, которую ей навязали, а слово ‘ампутант’ является общепринятым термином, а не обидным прозвищем», — заявил артист.

Цитаты

Рената Литвинова обладает экстраординарным талантом, который не каждому под силу: она умеет заинтересовывать зрителей. И дело здесь не только в ее внешности — гораздо интереснее то, что говорит сама Рената. Многие ее фразы становятся крылатыми и запоминающимися. Прежде всего, это не просто реплики из жизни, а слова ее героинь в кино. Однако мы хотели бы выделить несколько высказываний самой Литвиновой, произнесенных в разные периоды, в различных интервью:

Нужно восхищаться друг другом, говорить человеку, что он талантлив и прекрасен. Зачем экономить на взаимном восхищении? Ведь жизнь такая короткая, и все мы в конечном итоге окажемся в состоянии покоя.

Меня привлекают городские сумасшедшие. Именно они вдохновляют меня во много раз больше, чем модельные девушки из глянцевых журналов.

Если любишь, отпускай. Когда кто-то контролирует, изолирует или ревнует, запрещает заниматься чем-то и осуждает за твои действия, это не о любви. Любовь — это полная свобода. Более того, если ты никого не любишь, твоя жизнь становится бессмысленной.

Книга

Помимо множества других увлечений и занятий, Рената Литвинова смогла написать и выпустить собственную книгу — «Обладать и принадлежать». В это произведение вошли ряд новелл и киносценариев, написанных актрисой. Книга была подготовлена к печати при поддержке Киры Муратовой, которая является для Ренаты значимой фигурой.

По официальным данным, рост Ренаты составляет 176 см, а вес — около 60 кг. В ее возрасте поддерживать такую стройность достаточно сложно. Интересно, какие же секреты позволяет ей оставаться в форме? Мы раскроем несколько составляющих, которые помогают актрисе поддерживать себя в отличном физическом состоянии, а также обеспечивают ей качественный уход за кожей и волосы.

Для фигуры. Кинодива советует следовать своему примеру — не переедать и избегать лени. В своем рационе она исключает жареную и жирную пищу (в первую очередь мясные блюда), мучные изделия (за исключением макарон из твердых сортов), молочные продукты и водку. Она считает, что из алкоголя лучше всего позволять себе немного качественного вина.

Для волос. Раз в неделю Рената делает маску из смеси репейного масла, куриного желтка и коньяка.

Для кожи тела. Два раза в неделю она использует самодельный скраб из морской соли и аргонового масла.

Уход за кожей лица Рената доверяет только профессионалам: она регулярно посещает косметолога в одном из салонов красоты в Москве, где чаще всего делает специальные омолаживающие процедуры под названием «Золотая икра».

Это интересно:  ТОП-7 историй любви звезд, которые начались задолго до знакомства

Не так давно Рената начала активно заниматься спортом — стала регулярно посещать тренажерный зал с помощью персонального тренера.

Карьера: сценарист, актриса, режиссер

У Ренаты Литвиновой свой фирменный стиль и макияж

После завершения учебы Рената попала на стажировку в объединение Сергея Соловьева «Круг». Ее первый сценарий «Нелюбовь» был незамедлительно принят к реализации, и в 1991 году вышел одноименный фильм. Сюжет картины повествует о девушке, чьи симпатии разбросаны между двумя мужчинами — юным студентом и опытным, но зрелым фотографом. Безусловно, ни к одному из них она не испытывает подлинных чувств. В 1992 году Рената работала над сценарием к фильму «Трактористы-2» совместно с Глебом Алейниковым, но этот проект не смог завоевать аудитории.

Актерский дебют Ренаты состоялся в драме «Увлеченья», режиссером которой была Кира Муратова, ещё до получения диплома прочитавшая сценарий Ренаты. Хотя их предыдущие планы не сработали, на этот раз Рената получила главную женскую роль — медсестры Лилии, которая быстро утвердила ее как самобытную и оригинальную актрису. Первая серьезная роль Ренаты Литвиновой (Увлеченья, 1994)«Я никогда не считала себя актером, и своё лицо считал некрасивым. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься, но отказать Кире невозможно было», — делилась Рената о своем первом серьезном актерском опыте. Кадр из фильма Три истории

Одна из сильнейших литературных работ Ренаты — повесть «Обладать и принадлежать», в которой рассказывается о двух девушках, одна из которых глухая, которые стремятся покинуть мир, где царит несправедливость, и намереваются оказаться в «стране глухих». Прочитав эту повесть, режиссер Валерий Тодоровский снял свою четвертую картину — «Страна глухих», где главные роли исполнили Чулпан Хаматова и Дина Корзун. Кадр из фильма Страна глухих

В начале 2000-х годов, после выхода сериала «Граница. Тайожный роман» Александра Митты, Рената Литвинова приобрела общенародную известность. Она сыграла роль гарнизонного медработника Альбины Ворон, чей персонаж оказался максимально близок к самой артистке. Создавалось впечатление, что именно для Ренаты написали этот сценарий. Ренату Литвинова прославил сериал Граница. Тайожный роман

Кульминацией сотрудничества Литвиновой и Муратовой стал фильм «Настройщик», который вышел в 2004 году. В фильме на протяжении двух с половиной часов удается погрузиться в глубины психологических мотивов простого студента консерватории, который решается на оригинальную кражу. Рената впервые позволяет себе показать поцелуй в кино, так как считает, что никогда не видела правдивого поцелуя в кинематографе. Рената Литвинова на съемках фильма Настройщик

В этом же году премьеру увидел фильм «Богиня. Как я полюбила», где Рената выступала в роли режиссера, сценариста и главного актера. После показа столь интимной работы зрители не могли сдержать слёз. После Богини о Ренате Литвиновой узнали миллионы

К числу прочих ярких ролей Ренаты можно отнести персонажей Таты из «Мне не больно» Алексея Балабанова, Зои из драмы «Жестокость», и Аллы из экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П».

Личная жизнь Ренаты Литвиновой

Рената Литвинова старается избегать обсуждения своей личной жизни. Она не охотно говорит о своем первом муже, кинопродюсере Александре Антипове, на котором замуж вышла, будучи всего лишь 17 лет.

В те годы, обладая индивидуальным стилем, она неожиданно для себя стала настоящим секс-символом среди своих однокурсников, которые прозвали ее «гейшей» за ее яркие макияжи и пудру. Она отвергала все ухаживания сверстников, но только ленинградскому режиссеру Антипову удалось растопить ее сердце. Однако их союз продлился всего три года; разрыв стал тяжелым испытанием для психики Ренаты. На фото: второй муж Ренаты Литвиновой Леонид Домбровский

Её вторым избранником стал бизнесмен Леонид Добровский, не имевший отношения к индустрии развлечений. В январе 2001 года, после роскошной свадьбы, молодые супруги переехали в особняк на Рублевке, и у Ренаты появился личный мерседес. Летом того же года у пары появилась дочь Ульяна. Дочь Ренаты Литвиновой выросла красавицей

Скандалы прокатились по их семейной жизни после того, как Рената сблизилась с певицей Земфирой (внесена в реестр иноагентов Минюста РФ). Разговоры о том, что они якобы более близки, чем просто друзья, заставляли Леонида страшно ревновать. В итоге, в 2006 году Рената подала на развод. Мать Ренаты voiced несколько заявлений, что ее дочь подвергалась опасности, так как Леонид иногда бросался на неё с ножом и даже пытался задушить. Рената Литвинова без макияжа

Сплетни о близости Литвиновой и Земфиры начали распространяться среди общественности. Параллельно начали говорить о том, что они живут под одной крышей и делят одну постель. Рената срежиссировала восемь клипов для Земфиры и даже сняла документальный фильм «Зелёный театр в Земфире». Актриса отрицала слухи о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Рената Литвинова и Земфира

Со временем слухи о ее связи с Земфирой утихли, но публичные отношения между ними прекратились. Тем не менее, в 2015 году Рената опубликовала в своем Instagram совместное фото с певицей, подписав его «Девочки».

В 2020 году Рената дала обширное интервью Ксении Собчак, где обсудила интересные события из своей жизни, предстоящий фильм и взгляды на современный мир. Во время беседы она также затронула тему своих отношений с мужем Собчак, Константином Богомоловым, добавив, что «наделала ему гадостей».

Оцените статью
Добавить комментарий