Однако свидетельства Кифи Ди могут вызывать сомнения по другой причине: никто не может опровергнуть его слова, поскольку из всех людей, ставших свидетелями тех событий, в живых остались только он и Шуг Найт. Найт, который отбывает срок в тюрьме, предсказуемо отказался сотрудничать с правоохранительными органами, отметив: «Я даже злейшему врагу не пожелаю попасть в тюрьму.»
Нападение на легендарного рэпера Тупака Шакура расследовали почти 30 лет. Почему виновного нашли только сейчас?
Тупак Шакур был подвержен контрастам. Создав на сцене и в текстах своих песен экстраординарный образ революционера-гангстера, он не только сформировал уникальный музыкальный стиль, но и предопределил развитие хип-хопа на десятилетия вперед. Тем не менее, загадка его последних дней оставалась неразрешимой на протяжении всех этих лет. Наконец, в конце сентября, завеса тайны чуть приоткрылась: спустя почти 30 лет после трагических событий полиция задержала основного подозреваемого в стрельбе по машине Тупака. Им оказался бывший наркобарон по имени Дуэйн Дэвис, известный как Кифи Ди. Как именно задержанный связан с легендой рэпа, что он рассказал о происшествии, а что скрыто — рассмотрим в данном материале.
Вечером 7 сентября 1996 года в центре Лас-Вегаса было многолюдно. В комплексе MGM Grand на Стрипе проходил боксерский поединок между чемпионами-тяжеловесами Брюсом Селдоном и Майком Тайсоном. Тайсон в тот момент находился на пике своей популярности — он одновременно поразил публику и огорчил её, нокаутировав соперника на второй минуте встречи. Наблюдая за столь коротким зрелищем, толпа покидавших зал зрителей была явственно недовольна. Среди них находился и 25-летний Тупак Шакур, а также его entourage. Рэпер планировал отправиться в клуб, где у него был запланирован выступление после мероприятия. По пути, на светофоре, он высунулся из окна автомобиля, чтобы пригласить девушек из соседней машины присоединиться к ним. Тем не менее, до заведения Тупак так и не доехал: к его автомобилю подъехал белый кабриолет, из которого раздались восемь выстрелов, четыре из которых угодили в самого Шакура.
Кто тебя подстрелил?
К тому времени Тупак нажил немало врагов, включая известных рэперов и даже старых товарищей. В своих песнях он без стеснения критиковал других звёзд гангста-рэпа, требовал признания своего таланта от представителей различных районов и целых городов, а также активно участвовал в противостоянии хип-хоп-субкультур на Западном и Восточном побережьях, представляя первым, хотя сам родом из второго.
Это конфликт между побережьями охватывал не только идеологическую сферу, но и материальные интересы. Время, когда хип-хоп достигал новых высот популярности, выливалось в значительные финансовые вливания в музыкальную индустрию, которая постепенно осознала, насколько востребованным стал этот молодёжный жанр.
Гангста-рэп, хотя на самом деле его корректнее было бы называть реалити-рэпом, представлял собой особую форму «гонзо-журналистики», обеспечивающую визуальные репортажи с событий, если не сводки с фронта, стал неожиданным способом стремительного и бесстыдного обогащения — и конкуренция в этом сегменте возросла. Репутационные разногласия шли рука об руку с борьбой за капитал, а крупные звукозаписывающие компании, к радости жителей Запада, все активнее ставили своих артистов в приоритет.
Тупак Шакур на съемках фильма «Above the Rim» в Гарлеме
Фото: Corbis / Getty Images
Действия прессы также подогревали конфликты, превращая локальные разборки в настоящую «гангстерскую войну». Действительно, термин «война побережий» был, в том числе, выработан на основе провокационных диссов Тупака. Менее известные рэперы и продюсеры поддерживали этот таблоидный нарратив, понимая, что это сулит им внимание со стороны СМИ и рост доходов от продаж музыки.
Когда хип-хоп исполнители ощутили на собственном опыте, что публичные разборки начинают выходить из-под контроля, уже оказалось невозможно остановить этот процесс.
Трагическая смерть Шакура была воспринята многими как продолжение этой самой войны, особенно с учетом того, что всего два года назад в него уже стреляли.
На тот раз он получил пять пулевых ранений, когда на выходе из звукозаписывающей студии на Манхэттене его попытались ограбить. В 1995 году Тупак заявил, что это ограбление организовано с участием его бывших коллег — рэперов Шона Комбса, известного как Пафф Дэдди, и Кристофера Уоллеса, прозванного Ноториусом Бигом, которые представляли Восточное побережье.
Связи между Бигги и смертью Тупака ещё не доказаны
13 сентября 1996 года рэпер Тупак Шакур был застрелен в Лас-Вегасе, за шесть месяцев до убийства Смолса. Согласно файлу ФБР 1997 года, опубликованному в 2011 году, он был убит в ответ на убийство Шакура, однако эти утверждения до сих пор не привели к арестам по делу Смолса.
В месяцы, предшествующие гибели рэперов, их противостояние стало центральным элементом конфликта между Восточным и Западным побережьями в рэпе, который разгорелся после того, как Шакура в ноябре 1994 года поранили в студии звукозаписи в Нью-Йорке. Смолс также находился в той же студии со своей командой, что заставило Тупака предположить, что Смолс знал о его нападающем. В последующие месяцы произошли столкновения между участниками лейблах Шакура Death Row Records и лейблом Смолса Bad Boy Records на различных мероприятиях, согласно документам ФБР.
Суг Найт и лапд сделали всё, чтобы скрыть смерть Бигги?
Руссел Пул был ведущим детективом по делу об убийстве Смолса. В ходе своего расследования он заподозрил, что глава лейбла Death Row, Суг Найт, был замешан в этом убийстве и попросил помощи у офицера LAPD для его организации, но против Найта не были выдвинуты обвинения. В документах ФБР зафиксировано, что офицеры LAPD, не находившиеся при исполнении, работали охранниками на мероприятиях Death Row. Пул предполагал, что влияние Найта на полицию стало препятствием для более глубокого расследования. О своей теории он подробнее говорил в документальном фильме 2002 года «Бигги и Тупак».
«Если бы мы смогли активно расследовать убийство Б.И.Г. и у нас было достаточно мужества, чтобы связать оба дела и провести глубокое расследование, я думаю, мы бы узнали много новой информации», — заметил Пул. «Я думаю, что тот факт, что полицейские работали на Death Row, стал настоящим скандалом сам по себе. Суг Найт для меня был одним из самых влиятельных гангстеров в округе. Он был хорошо организован, у него была огромная сила, и источником его влияния было то, что у него было десятки и десятки полицейских, работавших в его структуре.»
Кроме того, Пул полагал, что Найт организовал убийство Шакура, чтобы избежать выплаты рэперу миллионов долларов заработка и роялти, как сообщает Rolling Stone. Смирение по делу Шакура также остается без ясного решения.
Тем временем Найт сейчас находится под стражей с залогом в 10 миллионов долларов по обвинению в убийстве, и его суд и ожидается, что начнётся в начале лета.
Рэперов убивают наркотики
На самом деле в последние годы рэперы гибнут не реже, чем в 90-е, и к причинам их смерти, снова добавилась передозировка наркотиками. Именно эта причина, согласно предварительным итогам следствия, оказалась фатальной для 21-летнего Lil Peep в 2017 году.
Lil Peep. Pascal Le Segretain / Getty.
Кроме того, последним подобным трагическим случаем стала недостойная смерть 21-летнего Juice WRLD в 2019 году. Данная история имела свои особенности. Согласно сообщениям СМИ, частный самолет, на котором находился рэпер, был вынужден выполнить экстренную посадку, поскольку пилот сообщил о наличии оружия и наркотиков на борту. В то время как полиция проводила обыск багажа, Juice WRLD проглотил несколько таблеток, чтобы избавиться от их обнаружения. Ему стало плохо, и вскоре он скончался. В то же время на борту самолета были обнаружены несколько пистолетов и более 30 килограммов марихуаны.
Тупак Шакур. Кадр из фильма «Поэтичная Джастис». Columbia Pictures.
Рэперов убивают пули
Тупак и Бигги стали центральными фигурами в конфликтах между рэперами западного и восточного побережья во второй половине 90-х. Речь здесь шла прежде всего о музыкальных стилях, а не о самих побережьях. На протяжении долгого времени доминирующий стиль Восточного побережья начал терять свои позиции после появления на сцене коллективов N.W.A, а также рэперов Ice-T, Ice Cube и Dr. Dre (позднее покинувших N.W.A), а также Snoop Doggy Dogg и, конечно же, Тупака Шакура. Пик карьеры Тупака совпал с пиком конфликта, который в конечном итоге привёл к гибели как Тупака, так и Бигги (The Notorious B.I.G. — рэпер восточного побережья) с разницей всего в семь месяцев. Их смерть послужила поводом для примирения всех рэперов в США.
Snoop Dogg выступает на фестивале Coachella вместе с голограммой Тупака Шакура. Christopher Polk / Getty.
Интересно, что в хип-хоп-сообществе о смерти Тупака ходило множество мифов. Существовали слухи, что на самом деле он жив, искали зашифрованные сообщения в его последних песнях, изучали фотографии из морга, на которых сравнивали и проверяли многочисленные татуировки, и, конечно, удивлялись тому, сколько незавершенных композиций осталось на его счету. Судите сами: до своей смерти у музыканта было выпущено четыре студийных альбома (один из которых двойной), а уже после — шесть альбомов, из которых три выходили в формате двойных. Стоит отметить, что Тупак все же «возродился», пусть и в виде голограммы на фестивале Coachella, где он выступил с несколькими хитами в компании своих бывших коллег.
The Notorious B.I.G. Ethan Miller / Getty.
Смерть
Рано утром в марте Бигги возвращался в гостиницу в Лос-Анджелесе после вечеринки Soul Train Award, когда из проезжающего мимо музея (Peterson Automobile Museum) автомобиля по нему открыли огонь. Рэпер трагически скончался до прибытия в ближайшую больницу.
В отрывке из журнала ROLLING STONE от 12 февраля 2006 года говорится:
«Перекресток бульвара Уилшир, первую машину с Комбсом проскочила на желтый свет. Сабербан Бигги останавливался на красный, когда движущаяся во встречном направлении белая Тойота Лэндкрузер внезапно сделала разворот на 180 градусов и вклинилась между автомобилем Бигги и Шевроле Блейзер, которым управлял начальник охраны фирмы Bad Boy. В ту же минуту черный Шевроле Импала затормозил около машины Notorious B.I.G. В салоне сидел чернокожий мужчина в голубом костюме, галстуке-бабочке и с очень короткой стрижкой. Позже было выдвинуто предположение, что этот человек принадлежал к секте Луиса Фарраха на Nation of Islam. Правой рукой он вытащил пистолет, положил его на левое предплечье и открыл огонь по сидящему на переднем сидении музыканту. Все пули попали в Notorious B.I.G. Автомобиль убийцы стремительно унесся вперед по бульвару Уилшир. Прикрывавший его Лэндкрузер резко развернулся и на огромной скорости скрывался с места преступления.»
Одна из версий убийства рэпера связывала его с местью главы лейбла Death Row — Суга Найта. Эта версия была поддержана полицией, но однако для её подтверждения собрали недостаточно доказательств, и дело было закрыто, хотя расследование все еще продолжается. Находившийся в тюрьме Суг Найт сообщал осведомителю, что причастен к смерти Ноториуса, и вновь непонятно, что будет дальше.
Смерть Бигги стала тяжелейшим ударом для музыкальной индустрии. Общественные похороны сопровождались беспорядками: тысячи людей в Бруклине забирались на автомобили, вступая в столкновения с полицией, чтобы лишь мельком увидеть его катафалк. В результате десять человек были арестованы. Личные похороны прошли более мирно, на них присутствовали Queen Latifah, участники Public Enemy и Naughty By Nature.
Многие артисты выразили дань уважения Бигги, особенно его коллеги из звукозаписывающей компании, выпустив песню под названием «I’ll Be Missing You» (Мне будет не хватать тебя) в честь короткой, но насыщенной жизни Бигги. 14 мая более чем двумястами радиостанциями был объявлен день Ноториуса B.I.G., и этот сингл транслировался на национальном уровне, сопровождаясь тридцатисекундным молчанием. Было продано более трех миллионов копий, а средства от продаж были направлены детям, оставшимся без отца.
На клубных мероприятиях и концертах Бигги всегда вызвал бурные эмоции своими лирическими рассказами, основанными на жизненном опыте. Он однажды заметил в интервью, что когда рос на улицах Нью-Йорка, его главными образцами для подражания были местные наркоторговцы, и это дало ему возможность понять, каково на самом деле быть в уличной жизни.
Два года спустя после смерти Бигги был выпущен его посмертный альбом под названием «Born Again» (Рождённый заново), который сразу же занял первое место в чартах. Альбом был создан с участием Lil’ Kim, Lil’ Cease, Snoop Dogg, Busta Rhymes, Ice Cube и других известных рэперов. Этот проект был не просто данью памяти, он стал празднованием его жизни. Название, переводящееся как «рождённый заново», символизировало веру в переход души в лучший мир, идею загробной жизни. Данное название использовалось, чтобы вдохнуть новую жизнь в наследие, оставленное этим великим человеком. «Born Again» представляет собой более чем архивные записи, выпущенные для заполнения пустоты. Члены семьи Бигги, включая Lil’ Kim, Lil’ Cease и Puff Daddy, добавили в него свои виды, получив еще одну возможность собраться вместе со своим другом и кумиром. Он оставил нам свои музыкальные произведения, неповторимый талант и уникальный голос.
Что стало причиной разногласий Востока и Запада?
Звучание рэперов Восточного побережья основывалось на семплах джазовых мелодий и отличалось своей агрессивностью и грязностью. Их тексты содержали изобретательные метафоры и сложную многоуровневую рифмовку, когда похожие слова рифмуются не только в конце строк, но и внутри них. В своих треках восточные исполнители обсуждали сложности улицы, социальное неравенство и полицейские злоупотребления. Ключевыми фигурами Востока являлись Ноториус Биг, Nas и коллектив Wu-Tang Clan.
Исполнители с Западного побережья звучали более расслабленно, однако их тексты были более агрессивными по сравнению с восточными коллегами. Рэп Вест-Коста изобиловал радикальной политической риторикой, артисты призывали к насилию против полиции и романтизировали жизнь американского гангстера. Звучание Запада более склонялось к фанку и электронной танцевальной музыке.
Как развивался конфликт?
В исполнении рэперов Западного побережья, хотя они не были инициаторами хип-хопа, наблюдалось заметное оживление. Именно они успешно создали миф о бандите-сверхчеловеке, который зарабатывает огромные деньги, стильно одевается и живёт как персонаж боевика. Быт западного героя был наполнен погонями и перестрелками; он жил в утрированном криминальном мире голливудского кино. Восточные артисты не могли смириться с таким подходом. Их копушка и проблемы, о которых рэперы из Нью-Йорка говорили всерьёз, было превращено западными исполнителями в вульгарные клише.
Первым своё недовольство выразил восточный исполнитель Tim Dog, который в конце 1991 года записал дисс на N.W.A., назвав западных рэперов детьми на качелях, которые лишь могут говорить о своём мнимом авторитете. Примеру Tim Dog последовали и другие исполнители Восточного побережья. На тот момент конфликт оставался исключительно медийным, но не удалось удержать его в рамках.
В середине 1990-х Тупак Шакур, также известный как 2Pac, стремительно набирал популярность на Западном побережье. Почти мгновенно став мировой звездой, он, однако, сам родился в Нью-Йорке, чем не стеснялся хвастаться, и поддерживал тесные связи с множеством местных музыкантов, особенно с Ноториусом Бигом.
30 ноября 1994 года Тупак пришёл в студию к Бигги, чтобы записать куплет для песни бруклинского артиста Little Shawn. В лобби студии его и его компанию остановили вооруженные грабители, которые приказали всем лечь на пол и снять с себя ценности. Тупак отказался подчиниться их требованиям и был подвержен нападению: к нему было произведено пять выстрелов. Несмотря на тяжёлые ранения, рэпер выжил. В масштабном интервью для журнала Vibe Тупак предположил, что покушение было организовано самим Бигги, который косвенно признался в диссе на Тупака, прозванном «Who Shot Ya».
Отомстив обидчику, Шакур и Суг Найт решили пригласить к себе жену Бигги, Фейт Эванс, для встречи в студии. Они сделали фотографии с ней и запустили слух о якобы интимной связи девушки с Тупаком. Позднее сам Шакур отметил эту интрижку в одной из строчек своего дисса на Бигги — в песне «Hit ‘Em Up». Через несколько месяцев после её выхода Тупака Шакура застрелили в Лас-Вегасе неустановленные лица, предположительно по заказу Бигги. Так началась полномасштабная уличная война между побережьями, которая год спустя унесла и жизнь самого B.I.G.
Конец противостоянию между Западным и Восточным кланами положила объединенная пресс-конференция рэперов Snoop Dogg и Шона Комбса, состоявшаяся 13 февраля 1997 года. На ней артисты отказались от прежних претензий, чтобы найти лучший способ разрешения конфликта. «Я не хочу говорить о том, что было вчера. Я хочу поговорить о завтрашнем дне. Нам нужно собраться вместе, пожать друг другу руки, призвать к миру и двигаться вперед,» — заявил Snoop Dogg.
Подготовил Егор Спесивцев