Первый брак актрисы состоялся с её однокурсником Владимиром Карасевым. Молодые влюбленные решили связать свои жизни во время третьего курса обучения. На тот момент пара проживала в квартире родителей Алисы Фрейндлих. Однако студенческое семейство не дало себе возможность нормально развиваться, и к окончанию учебы актриса приняла решение расстаться со своим супругом.
Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих — знаменитая советская и российская актриса, запомнившаяся многим зрителям со времен СССР. Она известна тем, что не пересматривает фильмы, в которых принимала участие, так как считает себя в первую очередь театральной артисткой. Феномен кинематографа заключается в том, что готовый материал попадает в руки монтажера, и даже если актер уверен в успешности своей игры в определённом кадре, финальная версия может значительно отличаться от его восприятия, ведь финальное слово остаётся за режиссером.
Алиса Бруновна Фрейндлих появилась на свет в Ленинграде. Ее мама, Ксения Федоровна, провела свои молодые годы в Пскове, прежде чем переехать в Северную столицу. Она начала обучение на курсах Театра рабочей молодежи, где и познакомилась с актером, обладающим немецкими корнями, Бруно Фрейндлихом.
Предки отца Алисы прибыли в Россию во времена правления Екатерины II. Семья Фрейндлихов славилась своим искусством стеклодувства. Хотя отец Бруно, Артур, был намерен продолжить семейное дело, его попытка завершилась неудачей из-за слабого состояния легких второго сына.
Артур Фрейндлих нашёл работу в обувном магазине, который обеспечивал императорский двор. Однако вскоре он решил открыть собственный бизнес, арендовал помещение, закупил материалы и поставил вывеску «Изящная обувь Фрейндлих». К сожалению, его планы не осуществились — Артур скоропостижно скончался.
Семья Фрейндлих проживала в доме, находящемся на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934 года у Ксении Федоровны и Бруно Артуровича родилась дочь. Их первоначальный замысел заключался в том, чтобы назвать дочку Наташей, но по настоянию отца и бабушки ей присвоили имя Алиса. Девочка была зарегистрирована как русская по национальности.
С раннего возраста будущее звезда театра проявляла склонность к искусству, включая пение и рисование. Когда ей исполнилось три года, она посетила дипломный спектакль, в котором участвовали её тетя и дядя, обучавшиеся в консерватории. Это представление произвело на Алису неизгладимое впечатление, и на протяжении следующих трех дней она напевала мелодии и незамедлительно стала играть в театре, используя мамины наряды.
Перед началом Великой Отечественной войны отец Алисы уехал на гастроли в Ташкент. В это время родители решили расстаться. Алиса осталась на попечении матери и бабушки. По отцовской линии родственники были высланы из Ленинграда, а брат Бруно вместе с супругой были арестованы и расстреляны.
В 1941 году Алиса пошла в первый класс, а вскоре после этого началась блокада Ленинграда. Этот период актриса всегда описывает как один из самых трудных, но и самых ярких в своей жизни. Она сохраняет четкие воспоминания о тех днях, вплоть до мельчайших деталей. Выживание было возможным во многом благодаря бабушке, которая строго контролировала режим питания и распределяла хлеб по часам.
Состояние здоровья Алисы и её матери оставляло желать лучшего, не только из-за физической слабости, обусловленной нехваткой пищи, но и в психологическом плане — их преследовал негатив из-за немецкой принадлежности. В военные годы Ксения Фрейндлих работала бухгалтером. После войны мать с дочерью переехали в Таллин.
В Эстонии Алиса провела с матерью три года, где завершила обучение в пятом классе. Затем они вернулись в Ленинград, и будущая актриса вернулась в свою прежнюю школу. В Северную столицу также переехал Бруно Фрейндлих с новой семьей. Как вспоминала сама Алиса, мама была не против того, чтобы дочь общалась с родным отцом, но его новая супруга запрещала встречи с родственниками. Более того, единокровная сестра Алисы даже не знала о существовании своей сестры.
Во время учебы в школе Фрейндлих активно посещала театральный кружок, который курировала известная актриса Мария Призван-Соколова. Она сыграла ключевую роль в раскрытии таланта молодого артиста, обучив её основам актёрского мастерства. Благодаря поддержке Марии Александровны, Алиса с легкостью поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где получила высшее образование, связанное с театром.
Алиса Фрейндлих в театре
Завершив обучение в театральном институте с успешными результатами, Алиса Бруновна была приглашена в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Как вспоминает сама актриса, это было время, когда она преодолевала разные трудности и экзамены, проходя через огонь, воду и медные трубы.
На протяжении этого времени молодая артистка получала лишь те роли, которые не соответствовали ожиданиям любимицы публики Эммы Поповой. Фрейндлих это тяжело переносила, но одновременно была благодарна за ту школу, которую прошла как актриса и как личность. В этом театре Алиса Бруновна исполнила более десяти различных ролей.
В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета. Актрису небольшого роста (153 см), но с выдающимся актерским талантом, признали и оценили. В театре Ленсовета Фрейндлих удачно зарекомендовала себя как ведущая актриса. Художественный руководитель Игорь Владимиров хорошо понимал, как использовать особенности её таланта, выбирая репертуар, соответствующий индивидуальности исполнительницы. Одной из её ярких ролей стала героиня спектакля «Ковалева из провинции».
В 1983 году Алиса Бруновна присоединилась к труппе Большого драматического театра им. М. Горького, где впечатляюще дебютировала в необычной постановке «Киноповесть с одним антрактом». После этого она стала эпицентром главных ролей в различных спектаклях, среди которых были «Коварство и любовь», «Макбет», «Калифорнийская сюита».
В 80-е годы актриса регулярно выходила на сцену БДТ, демонстрируя своё мастерство как в классических произведениях, так и в современных пьесах.
В следующем десятилетии театр был переименован в честь прославленного режиссера Георгия Товстоногова. Алиса Бруновна осталась в труппе и продолжала активно развивать свой репертуар, создавая новые яркие образы. Среди них была Шарлотта из чеховского «Вишневого сада» и Алиса из одноименной постановки по сюжету Льюиса Кэрролла.
В 2019 году в БДТ состоялась премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение», написанной специально для Фрейндлих. Режиссер в интервью заявил, что создавал произведение с огромным уважением и признательностью за её вклад в искусство. Актриса исполнила роль американской писательницы польского происхождения. Таким образом, звездный путь артистки был отмечен 35-летием её служения театру.
Алиса Бруновна славится не только своими театральными работами, но и способностью декламировать стихи. Чтение поэзии всегда считалось признаком высокого мастерства актера, что и подтверждает тот факт, что это задание проходит большинство абитуриентов театральных училищ. Через рифмованные строки Фрейндлих раскрывает все грани своего таланта. Особенной памятью зрителей о её голосе осталась аудиосказка «Щелкунчик», в которой она приняла участие.
В интернете можно найти множество аудио- и видеоразделов, где артистка читает стихи таких поэтов Серебряного века, как Анна Ахматова и Марина Цветаева, но наибольшей популярностью пользуется её интерпретация «Монолога женщины» Роберта Рождественского. Это прочтение стало настолько известным, что некоторые современные слушатели ошибочно полагают, что именно Фрейндлих является автором этих строк.
Творческие достижения Алисы Бруновны были признаны как народом, так и на официальном уровне. Она получила несколько почетных орденов за вклад в искусство и более двадцати престижных государственных наград, не считая множества наград, полученных на кино- и театральных фестивалях и конкурсах.
В 2021 году Фрейндлих была удостоена государственной премии — ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В это же время стало известно, что актриса, перенёсшая ранее коронавирусную инфекцию, планирует продолжить свою театральную карьеру.
Фото: Алиса Фрейндлих
Биография Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих – уникальная актриса как советского, так и российского этапа, чей голос когда-то заставил советских людей верить, что каждая погода — это благодать. Она является народной артисткой Советского Союза, лауреаткой Государственной премии Российской Федерации имени Константина Станиславского, обладательницей трех Государственных премий, двух Золотых масок и четырех премий Ника. В 2019 году её наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени, а также она отметила своё 35-летие творческой деятельности в БДТ с ролью в спектакле «Волнение» и свой 85-летний юбилей.
Зимой 1934 года в семье Бруно Артуровича и Ксении Федоровны Фрейндлих, проживавшей в Ленинграде, родилась девочка, которую назвали Алисой. Мама хотела дать дочери имя Наташа, но отец, обладая немецкими корнями, настоял на своём решении, основываясь на том, что имя Наташа не звучит гармонично с её отчеством. Ксения смогла убедить его лишь в том, что дочку нужно записать русской, а не немкой. Родители встретились на курсах в театре рабочей молодежи Ленинграда, куда псковитянка Ксения Федорова (девичья фамилия) приехала учиться, но окончательно вышла замуж за Бруно, родила дочь и окончила только бухгалтерские курсы, всю свою последующую жизнь посвятив работе в Центральной сберкассе Октябрьского района Ленинграда. На тот момент Бруно уже был замечательным актером в театре. Его предки, художники-стеклодувы, прибыли в Россию по приглашению императора Петра Первого, с целью обучить российских учеников своему искусству. Несмотря на то что отец Бруно не продолжал эту династию, занявшись обувным делом, в 1917 году он трагически ушел из жизни. Его сын решил посвятить свою жизнь сцене. Алиса Бруновна вспоминала, как в трехлетнем возрасте попала на премьеру спектакля в консерватории. Эмоции, которые она испытала, были настолько сильными, что она стала играть в театр, напевая запоминающиеся мелодии.
Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры открывался великолепный вид на собор, а в пяти минутах ходьбы находился знаменитый Медный всадник, откуда открывался живописный взгляд на Неву. Очарование моего города с детства заполнило мою душу и околдовало меня на всю оставшуюся жизнь…
Когда Алиса готовилась поступить в первый класс, её родители развелись. Она осталась жить с матерью и бабушкой, Шарлоттой Фридриховной Зейтц-Фрейндлих. Это произошло в 1941 году. Отец поехал с театральной труппой в Ташкент. В это время начался репрессий против немцев, проживавших в России. Лишь спустя многие годы Алиса узнала, что дядю её отца и его супругу арестовали и расстреляли. Расставание родителей, по сути, уберегло её и мать от такой судьбы. Благодаря бабушке, они смогли пережить ужас блокадного Ленинграда. Шарлотта Фридриховна установила строгий режим питания, мудро распоряжаясь про запасами еды. Фрейндлих позже отмечала, что именно благодаря этой строгой дисциплине они смогли выжить. Каша, сваренная на столярном клее с добавлением бабушкиной горчицы, становилась более аппетитной, а кипяток с содой служил заменой газированной воде.
Фильмография (избранное)
- Родители строгого режима (2022)
- Карп отмороженный (2017)
- Большой (2016)
- Бульварное кольцо (2014)
- Линия Марты (2014)
- Васильевский остров (2009)
Возвращение мушкетеров (2009)
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2008)
Калифорнийская сюита (2007)
На Верхней Масловке (2004)
Женская логика (2002–2006)
Охота (1994)
Подмосковные вечера (1994)
Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя (1993)
Мушкетеры двадцать лет спустя (1992) - Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
- Чехарда (1987)
Тайна Снежной королевы (1986)
Прости (1986)
Простая смерть… (1985)
Успех (1984) - Жестокий романс (1984)
- Клетка для канареек (1984)
Идеалистка (1982)
Спасибо за нелетную погоду (1981) - Опасный возраст (1981)
- Три года (1980)
Сталкер (1979)
Д’Артаньян и три мушкетера (1979)
Старомодная комедия (1978)
Служебный роман (1977)
Принцесса на горошине (1976)
Всегда со мной… (1976)
Агония (1975)
Анна и командор (1975)
Ковалева из провинции (1975) - Соломенная шляпка (1974)
- Мелодии Верийского квартала (1974)
- Исполняющий обязанности (1973)
Моя жизнь (1973)
Тайна железной двери (1970)
Вчера, сегодня и всегда (1969)
Вальс (1969)
Любить (1968)
Город и песня (1968)
12 стульев (1966) - Похождения зубного врача (1965)
- Первый посетитель (1965)
Полосатый рейс (1961)
Повесть о молодоженах (1959)
Город зажигает огни (1958)
Таланты и поклонники (1955) - Неоконченая повесть (1955)
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Алиса Фрейндлих сейчас
В 2011 году Алиса Фрейндлих перенесла операцию на кишечнике, связанной с последствиями длительного курения. Первую сигарету она закурила в 36 лет — сразу после смерти своей матери.
В конце декабря 2020 года стало известно о госпитализации артистки с диагнозом 93% поражения легких. Однако Фрейндлих выписали из больницы в феврале 2021 года.
Тем не менее, она продолжает выступать в театре. Театр для меня — это продолжение детства, потому что я верю, что сценическая игра — это прежде всего такая же искренняя вера в предложенные обстоятельства, как у детей. Никто не верит в игру так, как верят дети. Без воображения, присущего детям, невозможно создать сценическое воплощение. — делилась своими мыслями артистка.
У актрисы уже двое правнуков. Её внучка Анна воспитывает дочь Соню и сыну Юрию. Актриса активно участвует в жизни своих правнуков, наслаждаясь каждым моментом, проведенным с ними.
Главное фото: Кудрявцева Лариса
Сколько лет Алисе Фрейндлих
- Издательство |
- Правовая информация |
- Рекламодателям |
- Контакты |
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Её отец — Бруно Артурович Фрейндлих, трудившийся актером в Ленинградском театре рабочей молодежи (ТРАМ). Мать — Ксения Федоровна Фрейндлих, в юном возрасте была актрисой, однако затем посвятила свою жизнь бухгалтерии в Центральной сберегательной кассе № 1874 Октябрьского района Ленинграда.
Алиса Фрейндлих: Мои родители встретились в ТРАМе — театре рабочей молодёжи, куда собирались все желающие петь, танцевать, играть и заниматься чем-либо театральным. Представления в основном давались по областям. У мамы моё знакомство с театром началось в Пскове, где она участвовала в самодеятельных театральных постановках. Играя вместе в ТРАМе, мои родители решили связать свои судьбы.
Цитата взята из журнала 7 Дней, № 44 (01.11.2012)
Родители Алисы расстались ещё перед началом войны. Отец воевал с театром в эвакуации, где присутствовало и новое семейное счастье — он женился второй раз, и у него родилась дочь Ирина.
Алиса Фрейндлих: Сначала уехал отец — он эвакуировался вместе с ТЮЗом. Он улетел как раз последним рейсом, а вскоре после этого кольцо блокады было окончательно сомкнуто. Мы с мамой почему-то не уехали. В чём была причина, остается загадкой. Может, всех увезти не смогли. В итоге, наш папа так и не вернулся — в эвакуации он создал новую семью.
Цитата взята из журнала 7 Дней, № 44 (01.11.2012)
Мать Алисы во время войны работала на оборонном заводе в Ленинграде. Будущая звезда проучила два класса в средней школе № 239. В 1946 году Алисочка вместе с мамой переехала в Таллин к родственникам. В Эстонии мать Фрейндлих вновь вышла замуж за моряка.
Алиса Фрейндлих: В 1946 году мы с мамой поехали в Эстонию. В Питере в то время был страшный голод, а там можно было хоть как-то прокормиться. Я училась в Таллине, а мама трудилась — собирала овощи, копала картошку. В Эстонии мама вышла замуж, и у меня появился отчим. Отчим оказался моряком, и в Эстонии располагался наш флот. Но после войны отчим стал сильно пить, и мама решила уйти. Мы вернулись в Ленинград.
Цитата взята из журнала «Караван историй», № 11 (01.11.2007)
Вернувшись в 1948 году в Ленинград, Алиса продолжила обучение в той же 239-й школе. В школе она стала посещать театральный кружок, который вела актриса Мария Александровна Призван-Соколова.
Звания
▪ Заслуженная артистка РСФСР (1965)
▪ Народная артистка РСФСР (1971)
▪ Народная артистка СССР (1981)
▪ Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского — за исполнение ролей Щеголевой, Ковалевой и Малыша в спектаклях «Человек со стороны», «Ковалева из провинции» и «Малыш и Карлсон» (1976)
▪ Орден Трудового Красного Знамени (1986)
▪ Премия «Ника» в номинации Лучшая женская роль второго плана за фильм «Подмосковные вечера» (1994)
▪ Орден Дружбы — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в трудах, науке, культуре, искусстве и укреплении дружбы и сотрудничества между народами (1994)
▪ Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — за выдающееся исполнение ролей классического репертуара (1996)
▪ Царскосельская художественная премия (2000)
▪ Премия Кумир (2000, 2001)
▪ Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова «Аркадия» (2001)
▪ Театральная премия «Золотая маска» в номинации За честь и достоинство (2001)
▪ Орден За заслуги перед Отечеством IV степени — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства (2004)
▪ Международная премия К. С. Станиславского за вклад в актерское искусство (2004)
▪ Премия «Ника» в номинации Лучшая женская роль за фильм «На Верхней Масловке» (2005)
▪ Премия «Золотой софит» в специальной номинации Актер года (2005)
▪ Театральная премия «Золотая маска» за лучшую женскую роль (по спектаклю «Оскар и Розовая дама», театр им. Ленсовета) (2006)
▪ Орден Святой Екатерины II степени — за спектакль «Оскар и розовая дама» (2007)
▪ Государственная премия Российской Федерации — за создание художественных образов, ставших классикой отечественного театрального и киноискусства (2008)
▪ Орден За заслуги перед Отечеством III степени — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность (2009)
▪ Орден Почета — за значительный вклад в развитие отечественной культуры и искусства, а также многолетнюю творческую деятельность (2014)