Фигуристы Белоусова и Протопопов – история великой любви, побед и побега из СССР

После Олимпийских игр в Гренобле результаты их выступлений стали снижаться — это объяснялось тем, что фигуристам уже перевалило за 30 лет, и в тот период Олег Протопопов и Людмила Белоусова уже воспринимались как возрастные спортсмены.

Побег фигуристов Белоусовой и Протопопова из СССР: не вернулись с гастролей, взяли швейцарское гражданство и катались до 80 лет

Людмила Белоусова и Олег Протопопов — знаковые личности в истории советского спорта.

В 1964 году они завоевали для СССР его первую олимпийскую медаль высшей пробы в парном фигурном катании, а через четыре года повторили этот выдающийся успех.

Затем началась их борьба с спортивными властями страны, завершение спортивной карьеры, выступления в балете на льду и, в конечном итоге, побег в Европу. За свою карьеру Белоусова и Протопопов продолжали выходить на лед до 2015 года, когда Олегу было 82, а Людмиле – 79 лет.

Что же побудило их оставить СССР и отказаться от народной любви и известности в пользу скромной жизни в швейцарском городке?

Тренировались в церкви, задали моду на классику, перед свадьбой жили в 9-метровой комнате

Олег Протопопов начал знакомство с фигурным катанием в возрасте 15 лет, когда на ленинградском катке, расположенном рядом с Дворцом пионеров, его приняла Нина Лепинская, ученица легендарного олимпийского спортсмена Николая Панина-Коломенкина. После трех-четырех лет занятий в 1951 году он был призван на службу во флот, где, несмотря на военные обязанности, находил время для тренировок, проводя каждую увольнительную на катке.

Весной 1954 года Олег выступил в паре с Маргаритой Богоявленской и завоевал бронзовую медаль чемпионата СССР.

«Если бы в том турнире выступало пятнадцать пар, мы заняли бы последнее место. Наша техника была крайне невыразительной», – делился воспоминаниями фигурист в книге Федора Раззакова «Непревзойденные», – «но, к счастью, на первенстве было всего три пары, и таким образом мы оказались призерами. Когда я продемонстрировал диплом за третье место своей команде, начальство поразилось и начало проявлять уважение к моим занятиям».

На семинаре в Москве Олег повстречал 18-летнюю Людмилу Белоусову, которая только начинала заниматься фигурным катанием. Их случайная встреча стала триумфом судьбы, поскольку кто-то заметил, что эти фигуристы прекрасно подходят друг другу, как будто катаются вместе уже долгое время.

Фактически, Людмила только третий год стояла на коньках. В 16 лет она прониклась мечтой о фигурном катании, увидев фильм «Серенада солнечной долины», где главную роль исполнила трехкратная олимпийская чемпионка Соня Хени.

«Любовь пришла к нам гораздо позже знакомства, но мне сразу приглянулся стройный балтийский морячок», – вспоминала Людмила о первом встрече с Олегом. Они быстро поняли, что должны кататься вместе: Людмила перевелась в Ленинград, а Олег к концу года вернулся с армии.

Они поженились в 1957 году почти мимоходом, потому что пышная свадьба не входила в планы. В конце 1950-х годов фигуристы скромно обживали 9-метровую комнату в коммунальной квартире.

В их небольшой комнате находилась кровать с железной сеткой, лишенная матрасов — минимальные удобства. Уголок был украшен старым плюшевым диваном, который выглядел привлекательно, но, к сожалению, был полон клопов, и Людмила часто вспоминала, как сидя на диване, она постоянно подскакивала от укусов.

С тренировками также возникали трудности, так как в Ленинграде в тот период не было ни одного профессионального катка. Людмила и Олег практиковались на Васильевском острове в храме, который был переоборудован под каток размером 15 на 15 метров.

Неоднократно участвуя в чемпионатах СССР, пара не могла пробиться к золотым медалям, и их дебют на Олимпийских играх 1960 года в Скво-Вэлли завершился лишь 9-м местом.

Это интересно:  Читай далее

Спустя несколько лет оба признали, что в начале их карьеры не хватало как техники, так и опыта, однако проявлялся стиль: они не просто выполняли элементы под музыку, а создавали полноценные номера с глубокой идеей и эстетикой. По настоянию Олега они преимущественно выбирали классическую музыку, хотя в те времена эта тенденция в фигурном катании не была распространена.

Мне сразу понравился стройный морячок

Судьбоносная встреча состоялась в 1954 году, когда Олег Протопопов прибыл в Москву для участия в тренерском семинаре, который проходил на единственном тогда в СССР искусственном катке. Во время одной из тренировок образовалось свободное время, так как группа фигуристов не явилась на занятия. Именно в этот момент и произошло их знаменательное знакомство.

Людмила и Олег так и не смогли обговорить, кто первым пригласил другого на танец. Быть может, они не хотели выдавать секрет своих симпатий. Позже Людмила признавалась, что изначально у них была общая любовь к фигурному катанию, а позже она постепенно переросла в чувства друг к другу.

«Мне сразу же понравился стройный балтийский морячок», – говорила Людмила о своем партнере, который уже успел отслужить на флоте.

Интересно, что Олег Протопопов встал на коньки, когда ему было уже 15 лет, а Людмила Белоусова начала кататься еще позже — в 16. Заходя в сравнение, стоит отметить, что в таком возрасте Алина Загитова уже стала олимпийской чемпионкой, а Людмила только училась кататься!

Им даже тренеры были не нужны

На момент их встречи у Олега уже был значительный опыт, ведь он успел стать бронзовым призером первенства СССР 1953 года, выступая в паре с Маргаритой Богоявленской. Однако первая же тренировка с Людмилой дала ему понять, что это начало чего-то особенного. Они идеально чувствовали друг друга на льду, несмотря на то что Людмила только начинала свой путь в фигурном катании.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Фото: РИА Новости

Сложность заключалась в том, что Протопопов учился в Ленинграде, а Людмила – в Москве. Однако умный ход легкого перевода Людмилы в аналогичный институт в Ленинграде быстро это решал. Они проводили все свободное время вместе, и их любовь к фигурному катанию трансформировалась в общие отношения. Олег и Людмила не могли жить друг без друга и в 1957 году связали себя узами брака, после чего больше никогда не расставались.

Тогда же, под руководством Игоря Москвина, они завоевали серебряные медали на чемпионате СССР. Но вскоре пара поняла, что работа с тренером ограничивает их к творческому подходу. Поэтому они решили заниматься самостоятельно: ставили программы и много работали не только над техническими элементами, но и над художественным оформлением своих номер, проявляя полный спектр эмоций во время выступлений.

Первые провалы и революция в парном катании

Начинающий дуэт столкнулся с проблемами в работе с тренерами. Первый наставник, имя которого до сих пор держится в секрете, часто утверждал, что они не смогут добиться успеха из-за отсутствия «спортивности», и отказывался принимать их идеи о музыке для программ.

Поэтому в 1958 году пара решила отказаться от тренеров и самостоятельно ставить свои выступления, хотя, конечно, они не обходились без советов со стороны. Им помогала даже мать Олега — бывшая балерина Агния Гротт.

Тем не менее, первые годы без тренера были достаточно тяжелыми. На чемпионате мира 1958 года в Париже они заняли только 13-е место из 15 возможных, испытав множество падений и неточностей в выступлении Людмилы.

На чемпионате Европы 1959 года в Давосе результаты были также неудовлетворительными: пара заняла лишь седьмое место из двенадцати. Это еще раз подтвердило нехватку техники и психологической подготовки. Фигуристы сами отмечали: «У нас было крайне мало технического запаса, а о психологической подготовке и говорить не приходилось». Однако, после чемпионата Европы 1959 года они уже начали получать заметное внимание и уважение от публики и судей, что стало существенным шагом вперед.

Это интересно:  Из кудрявой крошки в рокершу: как изменилась 22-летняя дочь Агутина и Варум

На первенстве СССР они получили овации от зрителей, показав чистую программу и стали серебряными призерами по итогам турнира. Золото досталось в то время сильнейшим парам — Нине и Станиславу Жуку, но журналисты и зрители отмечали, что выступление Белоусовой и Протопопова запомнилось больше благодаря элегантности и художественной выразительности, несмотря на меньшее количество технических элементов, по сравнению с конкурентами.

С этого момента Белоусова и Протопопов начали формировать собственный стиль, который совмещал атлетизм и безупречную точность движений на льду с эмоциональной глубиной и плавными линиями.

До этого момента считалось, что в парном катании партнеры должны придерживаться стандартных позиций и базового расположения. В этом была ограниченность подхода.

«Мы одним рывком сбросили эти цепи и нашли множество новых сочетаний и движений, навеянных балетным искусством. Мы создали фигуры, которые стали общепризнанными в спортивных программах», — вспоминали фигуристы.

В частности, им удалось разработать новый вид парных спиралей, включая космическую спираль (тодес на внутреннем ребре), а также амплитудную спираль, исполненную в позе либела. Они не отставали и в выполнении прыжков, включая каскад из шпагата и акселя в полтора оборота. Не менее важными стали и их поддержки — прекрасно исполняли зубцовое лассо и лассо-аксель.

К тому же, одним из ключевых достижений дуэта стало привнесение ранее невиданного артистизма, глубины образов и тщательно проработанных программ, которые покоряли сердца зрителей и долго оставались в их памяти.

Их номер под музыку «Грезы любви» Ференца Листа стал настоящей театральной постановкой, демонстрирующей чувства двух влюбленных без слов.

«Скорее, скорее! Мы должны рассказать о том, что переполняет нас! О том, как мы любим друг друга. Как прекрасно понимать друг друга. И показывать всем, что да, чудо возможно, и оно составляет плоть от плоти нашей. Каждый из вас также может создать свое чудо, если только захочет. Мы поведем вас к светлой мечте, которую может осуществить каждый», — так описывали спортсмены свой выступление.

Победы и быстрый спад

Набравшись необходимого опыта в профессиональном спорте, Белоусова и Протопопов смогли объединить свои революционные находки с идеальной физической подготовкой, и медали начали сыпаться, как из рога изобилия.

Фигуристы стали четырехкратными чемпионами мира и Европы, а также одержали победу на Олимпийских играх 1964 и 1968 годов.

Стоит отметить, что на Олимпиаде в Инсбруке в 1964 году триумф советских чемпионов стал университетом неожиданностью, так как им удалось обойти сильную пару из ГДР Марика Килиус и Ханса-Юргена Боймлера.

Спустя четыре года, на Играх в Гренобле, Белоусова и Протопопов вновь стали фаворитами по окончании соревнований.

Белоусова и Протопопов обретали любовь и поклонение во всей стране и собирали аншлаги за рубежом, куда их часто приглашали на шоу.

Тем не менее, спустя шесть лет их доминирования в фигурном катании, результаты пары стали значительно падать, а руководство фигурного катания в СССР стало бессердечно списывать их со счетов в пользу более молодых спортсменов — Ирины Родниной и Алексея Уланова.

Конечно, с возрастом Белоусова и Протопопов начали сдавать позиции (Олегу было 37, а Людмиле — 34), однако они все еще были в состоянии бороться за призовые места на соревнованиях и намеревались участвовать в Олимпийских играх 1972 года в Саппоро. Однако у спортивного начальства были свои планы.

Фавориты в соревнованиях рассматривались как пара Роднина и Уланов, вторые позиции отводились Смирновой и Сурайкину, а взамен был шанс получить третье место, которое пара олицетворяла. Однако их «продали», так как бронза уже была обещана команде из ГДР, в обмен на поддержку Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были слабы. Таким образом, Белоусова и Протопопов оказались вытесненными без какой-либо возможности на возвращение.

Это интересно:  Скандалы сына, поддержка СВО, клиническая смерть: как живет Елена Яковлева

Ласточка в их исполнении была шедевром

Когда Белоусова и Протопопов были исключены из сборной, они продолжали тренироваться в Воскресенске, где им предоставили возможность использовать лед. Это происходило в 1973 или 1974 году. Они все еще не покидали надежд вернуть себе место в сборной и продолжали тренироваться.

В это время в Воскресенске проходили соревнования «Воскресенские коньки», где Олег выступал в качестве одиночника, в итоге завоевав третье место. На показательных выступлениях позвали Белоусову и Протопопова. Они представили свой культовый парный элемент «ласточка», который исполнялся многими спортсменами, но ни один из них не делал его так изящно и красиво, как они. Их исполнение было настоящим произведением искусства!

В 2005 году состоялся чемпионат мира в Москве, на который Олимпийский комитет России и Федерация фигурного катания решили пригласить всех советских чемпионов мира. Я прилетел из Австралии, а Белоусова и Протопопов – из Швейцарии. Мы находимся в одной ложе и обменивались впечатлениями о выступлениях современных фигуристов. Я упомянул, что моим тренером был их старый друг Жук, и рассказал, насколько меня тронул их номер с «ласточкой», увиденный в Воскресенске. Им было приятно слышать это.

ФАКТЫ

Людмила Белоусова ушла из жизни 26 сентября 2017 года в возрасте 81 года в Швейцарии, в Гриндельвальде, где пара жила с момента своего эмиграции.

Олегу Протопопову сейчас 88 лет, он проживает в своем доме в Гриндельвальде.

Закат золотой эры

Тем не менее, золотая эра Олега и Людмилы была недолгой. В 1968 году они завоевали свою последнюю золотую медаль на Олимпиаде в Гренобле. Молодые спортсмены угрожали их лидерству, а спортивные критики все чаще отмечали устарение стиля катания пары. Существуют предположения, что судьи намеренно занижали им оценки.

Так, многие не могли скрыть своем раздражении во время чемпионата СССР 1970 года в Киеве. Тогда пара Роднина и Уланов, считавшаяся аутсайдером, неожиданно вырвалась из последних мест на первое, тогда как Белоусова и Протопопов просели на четвертое. Зрители разразились свистом и криками, отказываясь принимать результаты. А наши герои сидели в раздевалке, обескураженные и опустошенные.

Как результат – их не взяли в сборную страны. В 1971 году их также не включили в состав сборной. А в январе 1972 года комиссия из шести лучших тренеров СССР отказала паре в участии в предстоящей Олимпиаде. Олег и Людмила не могли поверить в эту ситуацию. Их апелляция к главе Спорткомитета Сергею Павлову не принесла плодов. Постепенно с их карьеры уходили. Возможно, это имело четкие объяснения.

В апреле 1972 года пара приняла участие в своих последних официальных соревнованиях на чемпионате СССР. Хоть зрители и не увидели звездных исполнителей, они все еще смогли занять лишь третье место, после чего было принято решение о завершении карьеры.

После этого они поступили в Ленинградский балет на льду и начали заниматься тренерской деятельностью.

Побег

В 1979 году супруги приняли решение сбежать из страны. На это повлияли как личные обстоятельства — накопившиеся обиды на спортивных чиновников, так и материальные факторы: в 1977 году им заплатили 10 000 долларов наличными за выступление в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден, но потом деньги пришлось сдать в Госконцерт, таковы были правила на тот момент.

24 сентября 1979 года Протопопов и Белоусова должны были вылететь из Швейцарии в Ленинград после гастрольных выступлений. Вместо этого они решили обратиться в местное полицейское управление с просьбой о предоставлении политического убежища.

Что касается их доходов, за время гастролей пара заработала 8 тысяч долларов, однако они не забрали эти деньги с собой. «Я точно знаю, что нас начнут поливать грязью», — сказал Протопопов супруге. «Поэтому эти деньги мы оставим здесь», — так он выразил заботу о их репутации.

Звёздная чета нашла убежище в небольшой деревушке Гриндельвальд. В 1995 году они стали гражданами Швейцарии.

Оцените статью
Добавить комментарий