Наша приоритетная задача — обеспечить актуальность и точность излагаемой информации. Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, дайте нам знать. Подчеркните ошибку и воспользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+Enter.
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий — это действительно легендарная фигура, оказавшая значительное влияние на советскую музыкальную и театральную культуру, а также на кинематограф. Его песни стали основой для классических произведений, заслужившими статус вечных хитов. Творческий стиль Высоцкого сложно отнести к какому-либо одному направлению, так как он неизменно выходил за рамки привычного и способствовал расширению существующих жанров. Работы музыканта часто классифицируются как бардовская музыка, но его уникальная манера исполнения и разнообразие тем в текстах резко отличали его от других исполнителей бардовской песни. Сам Высоцкий не считал себя частью этого движения.
Владимир Семенович Высоцкий появился на свет 25 января 1938 года в Москве, в большой коммунальной квартире. Его отец, Семен Владимирович, был бардом и актером, родом из Киева, и ветераном Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна, трудилась переводчиком-референтом. Имя для своего сына родители выбрали заранее. Когда началась Вторая мировая война, Володе было всего три с половиной года. Его мама сделала трудный выбор — покинула столицу с сыном и переехала в Оренбургскую область. Здесь они оставались около двух лет, и только после окончательной эвакуации вернулись в Москву.
Спустя два года после окончания войны родители Владимира расстались. Некоторое время он жил в послевоенной Германии, в зоне контроля советских войск, где посещал уроки игры на фортепиано. После вторичного брака матери, на который она решилась, отношения с отчимом складывались непросто, тогда как родной отец также создал новую семью, и с его женой у Владимира сложились более дружеские отношения.
Вернулся в Москву он в 1949 году, где поселился с отцом и его новой супругой. Именно в это время Высоцкий познакомился с музыкой и стал частью светлой молодежной культуры 50-х годов, что сыграло значительную роль в его будущем как певца. Первые музыкальные опыты Владимира были связаны с блатной романтикой, характерной для тех, чье детство прошло в годы войны. Вечерами компании собирались, чтобы исполнять песни о Колыме, Воркуте и Мурке, что положило начало его любви к игре на гитаре.
С 10 лет Высоцкий начал посещать драматический кружок, хотя в тот период еще не осознавал, что вскоре его жизнь будет связана с театром. Пройдя обучение в школе, он поступил в московский строительный институт, но спустя полгода понял, что это не его место, и ушел из учебного заведения.
Легенда гласит, что данный шаг он совершил совершенно неожиданно и довольно эксцентрично. Накануне Нового года Высоцкий и его друг готовились к сессии, создавая необходимые чертежи. После долгого и утомительного процесса Высоцкий взял банку туши и аккуратно опрокинул ее на свой лист бумаги, что стало его личным протестом против обучения: он осознал, что не может продолжать свое пребывание в этом учебном заведении, а остаток семестра решил посвятить подготовке к новому вступлению в высшее учебное заведение.
Вскоре Высоцкий был принят в Школу-студию МХАТ, где через три года начал свою карьеру, дебютировав в спектакле «Преступление и наказание». Позднее ему предложили первую роль в фильме «Сверстники».
Театр
После завершения обучения в Школе-студии МХАТ Высоцкий устроился в Театр имени Александра Пушкина, однако вскоре покинул его, выбрав Театр миниатюр, в котором играл небольшие, незначительные роли. Эти эпизоды не приносили ему удовлетворения, и вскоре последовали неудачные попытки утвердиться в театре Современник.
В конечном итоге Высоцкий нашел свой дом в Театре на Таганке, где работал до конца своих дней. В этом коллективе он создал незабываемые образы, такие как Пугачев, Свидригайлов и Галилей. Вместе с труппой Театра на Таганке он гастролировал по всему миру, посетив страны, такие как Франция, Польша, Германия, а также США, Мексику, Канаду и даже Таити.
В 70-е годы в Театре на Таганке Высоцкого иногда увольняли за пьянство, а затем снова назначали на ведущие роли. Он несколько раз был близок к смерти из-за плохого состояния сердечно-сосудистой системы, переутомления и продолжительных запоев, но все же исполнил роль Гамлета, которая осталась в памяти миллионов.
Вертикаль
Фильм «Вертикаль» стал дебютом для режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова, а также важной вехой в жизни Владимира Высоцкого. К моменту съемок этого фильма он уже успел сыграть в 11 картах, но именно здесь он раскрылся как автор и исполнитель песен.
«Мы три недели тренировались там, лазили, жили на леднике. Я написал несколько песен для этого фильма. Сначала не думал, что буду писать, потому что не знал, о чем. Я увидел там настоящую мужскую дружбу, которая бывает только у Ремарка в „Трех товарищах“ и в горах у альпинистов — больше нигде», — вспоминал позже Владимир Семенович.
Сюжет «Вертикали» попал в самую суть интересов советской молодежи конца 60-х, когда возрастал интерес к походам и высоким горам. Потрясающие съемки Альберта Осипова и талантливый актерский состав, состоящий как из известных артистов, так и профессиональных альпинистов, стали важными составляющими успеха. Этот фильм принес Высоцкому общесоюзную славу, а его песня «Песня о друге» стала настоящим гимном для всех скалолазов.
Служили два товарища
Режиссер Евгений Карелов представил свою картину на экраны в 1968 году. Удивляет, как данный фильм сумел пройти жесткую цензуру: внимание к красным и белым персонажам было практически равным. Оба сценариста были арестованы и отбывали наказание по обвинению в терроризме и антисоветских выступлениях. Главный антагонист, Александр Брусенцов, был изображен не как обычный злодей. В дополнение, имя белого офицера совпадало с именем одного из друзей сценаристов, что в какой-то степени демонстрировало стремление сохранить добрые отношения с ним.
Таким образом, образ Александра Брусенцова, воплощенный Высоцким, стал одним из самых запоминающихся белых офицеров в советском кинематографе. Критики неодноразово подчеркивали, что Высоцкий не имел возможности дистанцироваться от своей роли. Он обошел все традиционные киноштампы и сыграл белогвардейца убедительно и с душевным надрывом. В этом образе нет ностальгии по России, которую потеряли, ни чрезмерного благородства. Владимир Семенович показал персонажа, переживающего глубокую трагедию, и его портрет не укладывается в стандартные рамки деления на хороших и плохих.
Лопахин — Вишневый сад
В 1975 году режиссер Анатолий Эфрос пригласил Высоцкого исполнить роль Лопахина в спектакле «Вишневый сад», где Раневскую сыграла Алла Демидова. Вот как она вспоминала о том времени:
Высоцкий начал работу над ролью в хорошем для себя состоянии. Он был собранным, отзывчивым, нежен и душевно спокоен. Это качество деликатности отразилось и в его воплощении образа Лопахина. В процессе работы он всегда оставался в тени, завоевывая своим мастерством симпатию зрителей.
Фон Корен — Плохой хороший человек
Владимир Высоцкий сыграл зоолога фон Корена в экранизации произведения Антона Чехова «Дуэль». На Международном кинофестивале 1974 года в Таормине он был награжден за лучшую мужскую роль. Высоцкий описал своего персонажа как одержимого навязчивой идеей сохранения цивилизации через уничтожение слабых и улучшение человечества.
Премьера спектакля «Жизнь Галилея» состоялась в Театре на Таганке 17 мая 1966 года, где Высоцкий исполнил роль Галилея. Актеру удалось передать возраст героя без использования макияжа.
Музыка
Поэтический дар Владимира Высоцкого начал раскрываться еще в школьные годы. Именно тогда он написал стихотворение «Моя клятва», посвященное Сталину, выражая вместе с народом глубокую скорбь в связи с его смертью. Позже Высоцкий стал писать стихи и сочинять к ним музыку. Его первой значимой композицией считается «Татуировка», которая прозвучала впервые в 1961 году в Санкт-Петербурге. Эта песня обозначила начало его блатного цикла.
Сам Высоцкий считал «Татуировку» первой важной работой, в то время как о более ранней песне «49 дней», написанной за год до этого, он говорил с пренебрежением. Она воспевала подвиг русских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Несмотря на благородную тему, сам автор не воспринимал ее всерьез, называя свое произведение пособием для халтурщиков. Он считал, что такие стихи легко написать, открыв любую новостную колонку. Высоцкий искал более глубокие и чувственные темы, поэтому не хотел признавать «49 дней» своей значимой работой.
Высоцкий был искренним почитателем таланта Булата Окуджавы, который вдохновлял его. Композицию «Песня о Правде и Лжи» он посвятил этому великому поэту. Первые собственные песни на свои стихи Высоцкий начал писать в 60-е годы, и в них уже заметны были «дворовые мотивы», которые впоследствии ему не нравились. Полное творческое созревание пришло несколько позже. В 1965 году он написал «Подводную лодку», которая стала знаковым моментом, символизирующим переход из юности в зрелое творчество. Позднее он стал автором музыкального сопровождения к фильмам, в которых также принимал участие как актер.
Дебютный альбом Высоцкого увидел свет в 1968 году; он был собран из авторских песен, звучавших в фильме «Вертикаль», включая композицию «Песня о друге», которая стала его визитной карточкой.
В 1975 году в одном из сборников стихов советского времени было опубликовано единственное произведение Высоцкого под названием «Из дорожного движения». Это был редчайший случай, когда его поэзия увидела свет при жизни. В том же году Владимир записал новую пластинку, которая получила название «В. Высоцкий. Автопортрет». Это был объемный сборник, в котором перед каждой композицией звучали размышления автора, а аккомпанировали ему три гитары. Однако большую часть сборника выпустили лишь после его смерти.
В 1978 году министр культуры присвоил Высоцкому звание солиста эстрады высшей категории, что стало официальным признанием его профессионального уровня как исполнителя.
Годом позже музыкант отправился в продолжительный гастрольный тур, посетив Торонто и Нью-Йорк. Его музыка произвела настолько сильное впечатление, что, несмотря на строгие законы в США, неизвестные выпустили пиратскую запись его концерта, где песни были несколько перепутаны, но тем не менее она быстро разошлась по рукам.
В 1979 году творчество Высоцкого было представлено в самиздатном альманахе «Метрополь», который включал в себя стихи авторов, работы которых официально не печатались в СССР. Этот сборник выпустился небольшим тиражом — всего в 12 экземплярах, при этом один оказался вывезенным в Америку, где о нем говорили на официальном уровне.
Владимир продолжал свои гастроли. Во время пребывания во Франции он встретил музыканта-цыгана, и они вместе выходили на сцену, исполняя романсы и уже полюбившиеся песни. У этого дуэта были планы записать совместный альбом, но, к сожалению, Высоцкий не дожил до этого момента.
Фильмы
Биография великого барда не могла обойтись без кинематографа, наряду с музыкой и театром. Его путь в кино начался с эпизодической роли в картине «Сверстницы» в студенческие годы. Настоящая актерская карьера Владимира стартовала в 1961 году, когда он получил приглашение на съемки фильма «Карьера Димы Горина». Следующим стал фильм «713-й просит посадку», хотя ни одной значимой роли ему не досталось. В этот период Высоцкий стал зависим от алкоголя, что оказало негативное влияние на его карьеру.
Громкий успех пришел к Высоцкому в 1967 году с выходом на экраны фильма «Вертикаль». На этой картине, он не только исполнил роли, но и стал автором всех песен, которые прозвучали. Это мгновенно сделало его известным и востребованным актером.
Режиссеры высоко оценили актерский талант Высоцкого, и вскоре он получил приглашения на съемки в фильмах «Интервенция», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Служили два товарища», «Опасные гастроли» и других. Однако творчество Владимир Семеновича подверглось критике со стороны Центрального Комитета КПСС, что активно освещали газеты, имеющие партийную принадлежность. Он не остался безразличным к этой ситуации и после нескольких отрицательных публикаций отправил письмо в ЦК, утверждая, что критика не основана на обоснованных фактах.
На тот момент Высоцкий уже стал кумиром для миллионов людей, однако власти относились к нему с недоверием и пренебрежением. Ему не предоставляли роли, которые бы соответствовали его таланту, его песни не звучали в эфире. В результате в 70-е годы он почти не появлялся на съемочной площадке. У него были постоянные увольнения в родном театре, когда его в одночасье увольняли за пьянство, но затем снова возвращали в роли главных героев. Тем не менее, несколько раз Высоцкий оказывался на грани жизни и смерти из-за сердечных заболеваний, пьянок и переутомления. Но именно в этот непростой период он вышел на сцену в роли Гамлета и исполнил ее так, что остался в памяти зрителей навсегда. Эта роль была трудной и притягательной, и Владимир выразил ее с предельной искренностью.
На телевидении Эстонии вышла программа «Парень с Таганки», посвященная Высоцкому, и это стало его первым появлением на ТВ. Журнал «Театр» опубликовал большую статью о его жизни и творчестве, а позже он выступал во Франции, презентуя песню «Баллада о любви». Однако Центральное телевидение СССР упорно игнорировало артиста: ни одного его концерта или интервью не вышло в эфир во время его жизни. Тем не менее, Высоцкий пытался прорваться на Центральный канал. Однажды, когда у него брали интервью, пленка с записью mysteriously была смыта, оставив только несколько фрагментов в конце.
Одной из самых значительных работ Высоцкого в кино стала лента «Место встречи изменить нельзя». В этом фильме он перевоплотился в Глеба Жеглова и стал одним из режиссеров проекта. В этом фильме не звучит ни одной его песни, так как он считал важным сосредоточить внимание зрителей на его актерской игре, а не на музыкальной составляющей.
Высоцкому очень хотелось получить приглашение от режиссера Уоррена Битти, который планировал снять картину «Красные», и он написал ему обращение, однако запись так и не дошла до США.
Опасные гастроли, 1969
Вторая половина 1960-х годов была насыщенной для Высоцкого в кино. Он активно снимался в Одессе, на Ленфильме и Мосфильме, и казалось, что он на пороге звёздной карьеры. Однако различные обстоятельства постоянно ослабляли возможность его становления, что приводило к тому, что Высоцкого утверждали на роли с большим трудом. Фильмы, в которых он исполнял главные роли, либо получали ограниченный прокат, как «Короткие встречи» Киры Муратовой, либо вообще не выходили в прокат, как «Интервенция» Геннадия Полоки. Также возникали сложности с песнями для кинопроектов: строгие цензоры отсеивали песни, интерпретируя их как неприемлемые. В этом контексте фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича был создан почти без препятствий: режиссер не рекомендовал использовать Высоцкого, но, игнорируя эти рекомендации, провел фальшивые пробы, и актёры вели себя на сцене наполовину скучно. В итоге Высоцкий сыграл роль куплетиста Бенгальского, а также исполнил несколько песен в картине, что прошло через внимательные худсоветы. Несмотря на это, критики преимущественно отрицательно отзывались о фильме и о Высоцком в частности. В общем, «Опасные гастроли» не смогли превзойти «Интервенцию».
Сказ про то, как царь Пётр арапа женил, 1975
Нельзя утверждать, что после «Опасных гастролей» в карьере Высоцкого наступила стагнация. В начале 1970-х годах выходили фильмы «Четвертый» Александра Столпера, «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфица, югославская «Единственная дорога» режиссера Владимира Павловича и «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера. Согласно сюжету, роль Ибрагима Ганнибала в экранизации пушкинского романа «Арап Петра Великого» досталась Высоцкому лишь после упорной борьбы, которую выиграл режиссер Александр Митта, защищая его кандидатуру. Тем не менее фильм так и не получил восторженные отзывы ни от критиков, ни от публики. Писатель Михаил Шолохов впоследствии направил гневное письмо к Брежневу, осуждая картину за искажение образа Петра I и истории России. Высоцкому также не понравился конечный результат; он сам не стеснялся выражать недовольство, называя «Сказ… немного опереттой». В его понимании первоначальная концепция была гораздо серьезнее и интереснее.