Вт. Май 26th, 2020

Чем отличается застенчивость от скромности

Чем отличается застенчивость от скромности

Чем отличается застенчивость от скромности

Застенчивые дети в основном ведут себя очень спокойно и не доставляют беспокойство взрослым. Обычно это тихие дети, которых «не видно и не слышно». Поэтому большинство даже не подозревает, что за таким поведением может «прятаться» проблема.

Чаще всего такая черта присуща девочкам. Однако родители девочек обращаются за помощью реже, чем родители мальчиков, что, скорее всего, связано со стереотипными взглядами на воспитание.

В нашей культуре считается, что мальчики должны быть живыми и активными, а девочки — скромными. Застенчивость как черту характера необходимо отличать от скромности. Последняя проявляется в четком усвоении правил поведения и овладении ими, что проявляется в различных ситуациях.

Скромный ребенок говорит тихим голосом и ведет себя очень спокойно в ситуациях, требующих сдержанности, например, в общественных местах (театр, выставка, музей, поликлиника, магазин и т.д.) или когда у взрослых происходит важный разговор.

А застенчивость прямо коррелирует со скованностью, настороженностью, повышенной тревожностью, неумением общаться, неверием в свои силы и низкой самооценкой. 

Такие дети обычно скованы даже тогда, когда нет объективных причин для такого поведения: на детском празднике, при встрече со знакомыми взрослыми, при ответе у доски в школе…

Внешний вид застенчивого ребенка: робкий взгляд, чаще в сторону и крайне редко — прямо в глаза собеседнику; тихий голос, практически лишен интонаций; обедненная речь; скованность в движениях.

Часто такие дети сутулятся, опускают голову или втягивают ее в плечи, что-то теребят в руках, кусают губы, грызут ногти, переминаются с ноги на ногу, ерзают на стуле. Они обычно малоактивны и малоподвижны, мало и неумело общаются со сверстниками.

Застенчивым детям не хочется вступать в близкий контакт с собеседником, им часто некомфортные телесные прикосновения.

Возьмешь застенчивого ребенка за руку, а он ее вырывает, обнимешь за плечи — напрягается. Выступать публично для него — тяжелое, а иногда непосильное испытание.

Часто дети отлично пишут контрольные работы, а высокие оценки за устные ответы получить не могут именно вследствие своей застенчивости.

У застенчивого ребенка также нарушен контакт со взрослыми: страх подойти, заговорить, рассказать о своей проблеме, обратиться за помощью, может даже не отвечать на вопросы. Такие дети могут отставать в учебе. У них обычно занижена самооценка, они не уверены в себе. 

Однако бывают случаи, когда застенчивый ребенок может демонстрировать излишнюю резвость, подвижность и даже агрессивность. Это избыточная, неестественная активность, выходящая за рамки принятых норм.

Такое вызвано, прежде всего, тем, что ребенок не имеет необходимых навыков общения и взаимодействия с окружающим миром. Вследствие неразвитости коммуникативной сферы такие дети могут неадекватно реагировать на поступки других, в том числе и без причины драться.

В некоторых случаях ребенок проявляет таким образом агрессию как защитную реакцию, понимая, что отстает в социальном плане от сверстников.