Вт. Май 26th, 2020

Во сколько лет начинать учить ребенка читать?

Во сколько лет начинать учить ребенка читать?

Во сколько лет начинать учить ребенка читать? Какую методику лучше использовать? Верно ли утверждение, что раннее приобретение навыка чтения – это явный показатель высоких темпов интеллектуального развития малыша? Как же эти вопросы решали наши предки?

В прошлом у разных народов малыш достигал школьного возраста в разное время. Так, например, в древнем Египте мальчиков, будущих писцов, школу отдавали в 5 лет. В Древней Индии обучение мальчика из касты брахманов (жрецов) начинали в 8 лет, из касты кшатриев (воинов) – в 11 лет, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) – в 12 лет. Для того, чтобы начать обучение ребенок переходил жить в дом учителя. 

В Древнем Китае обучение в школе начинали с 7-ми или 8-ми лет; в Древней Элладе – с 7-ми лет. В Средние века в Европе родители самостоятельно решали, когда отдать ребенка учится. Их решение зависело от финансового положения семьи, его готовности жить и учиться далеко от дома. Поэтому в коллежах во Франции XVI–XVII вв. в начальном классе одновременно могли учиться дети от 8-ми до 15-ти лет, обычно в школу поступали дети в возрасте 10-лет.

Почти во всех культурах главной задачей школы было обучение грамоте. Оно начиналось со знакомства с письменными знаками, их ученики выцарапывали на табличках из глины или воска.

В школах Древней Греции читать учились по складам: «гамма-альфа – «га»; бета-альфа – «ба»; гамма-ламда-альфа – «гла» и далее, перебирая различные сочетания, так дети запоминали склады и узнавали их с первого взгляда.

Таким же методом учили детей и в России. Так обучал чтению учеников в Ясной Поляне Лев Толстой. Писатель не одобрял внедрение в школьную практику новых звуковых методик обучения чтению, он считал, что детям легче обучаться читать по складам. 

С Толстым согласен наш современник – педагог Зайцев, вернувший в современный педагогический язык забытое слово «склады». Педагоги Никитины говорили о целесообразности другого старого метода – метода чтения целых слов. У каждого ребенка из их семьи в возрасте 1-го года появлялся альбом, в который записывались слова и короткие предложения. Ребенка учили узнавать их, также как картинки, и вскоре ребенок начинал читать книгу, написанную специально для него.

Педагоги уверены, что узнавание слов-картинок — хорошая подготовка к настоящему чтению. Все десять детей Никитиных начали читать задолго до поступления в школу.

Вальдорфские педагоги утверждают, что письмо должно предшествовать чтению. Нужно сначала учить ребенка письму, уже потом чтению. Потому как, книгопечатанию предшествовал довольно длительный период рукописной культуры.

А ребенок в своем развитии должен также пройти все ступени развития человека. Ребенок должен научиться создавать и разбирать рукописи, а после этого он сможет уже разбирать и печатные.

Время, которое требуется для того, чтобы овладеть такими навыками, как чтение и письмо всегда определялись только индивидуальными особенностями обучаемых детей, культурными традициями и установками.

Так, например, известно, что Генриха IV, будущего короля Франции Генриха, в ХVII веке, начали обучать читать с 3 лет, с 4 лет его обучали письму.

А о другом известном человеке Средних веков – Томасе Платтере, гуманисте и реформаторе образовательной системы, известно, что за десять лет своего обучения в разных школах, так и не смог выучиться писать и читать. И только достигнув возраста 18-ти лет, он нашел священника, который обучил его грамоте. 

Что касается влияния раннего обучения чтению на будущие достижения человека, то скорее всего, его нет.

Примером тому могут послужить такие знаменитые люди, как Михаил Ломоносов, начавший учиться довольно поздно, и Алберт Эйнштейн, он научился читать очень поздно и имел проблемы с речью.