С сентября 1961 года по март 1968 года Юрий Гагарин учился на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, расположенной в подмосковном городе Монино. Успешно окончив академию с отличием, он специализировался на «пилотируемых воздушных и космических летательных аппаратах и двигателях к ним», что обеспечило ему квалификацию летчика-космонавта-инженера.
Юрий Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт в истории человечества — появился на свет 9 марта 1934 года в небольшом селе Клушино Гжатского (в настоящее время Гагаринского) района Смоленской области. Его семья состояла из крестьян: отца Алексея Ивановича и матери Анны Тимофеевны, и у них было еще трое детей: Валентин, Борис и Зоя, с которыми Юрий рос в атмосфере трудностей и справедливости.
В 1941 году, когда Юрий Гагарин осваивал первый класс школы, началась Вторая мировая война, что привело к серьезной паузе в его учёбе. Деревня Клушино была оккупирована фашистами, и семье Гагариных пришлось столкнуться с множеством тяжелых испытаний и лишений. Более того, во время отступления немецкие войска увезли в Германию сестру Зою и брата Валентина, но к счастью, они смогли вернуться домой.
Деревню Клушино освободили в 1943 году, и вскоре после окончания войны семья переехала в город Гжатск, где Юрий продолжил своё образование.
Молодой Гагарин проявлял выдающиеся способности в учебе, интересуясь музыкой и фотографией, а также проявляя любовь к чтению. В 1949 году, окончив шесть классов, он поступил в ремесленное училище, находившееся в подмосковных Люберцах. Параллельно он обучался в вечерней школе для рабочей молодежи. В это время Юрий начал заниматься баскетболом и вскоре занял пост капитана команды.
В 1951 году Юрий Гагарин завершил обучение в училище как формовщик-литейщик и успешно окончил седьмой класс в школе рабочей молодежи.
Московское областное управление трудовых резервов направило его на учёбу в Саратовский индустриальный техникум, где Юрий Гагарин в 1955 году получил диплом с отличием по специальности «литейное производство». В этот же период он вступил в Саратовский областной аэроклуб и осуществил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты.
Учёба в лётном училище
После завершения занятий в аэроклубе Гагарина направили в Оренбург, чтобы продолжить обучение в Первом Чкаловском Высшем авиационном училище летчиков.
14 марта 1955 года он осуществил свой первый прыжок с парашютом, а в процессе учёбы пилотировал различные самолёты, выполнив 586 полетов. Общий налет по времени составил 166 часов 41 минуту.
По окончании обучения и получения квалификации летчика-истребителя Гагарин был призван на военную службу в истребительный авиационный полк Северного флота, расположенный в Заполярье. На тот момент у юного летчика уже была семья.
В 1957 году Юрий женился на Валентине Горячевой, которая работала в Центре управления полетами, и в 1959 году у них родилась дочь Елена, а в 1961 году — Галина.
В 1959 году Гагарин получил звание старшего лейтенанта и был назначен старшим летчиком.
С чего все началось
Задание на первый полет в космос было выдано государственной комиссией 8 апреля 1961 года, а вскоре, 12 апреля, оно было успешно исполнено. Однако стоит помнить, что к этому важнейшему событию советский народ шёл долгие годы. Корни космической программы СССР берут начало ещё в 20-е годы с основания Газодинамической лаборатории (ГДЛ). В 50-е годы Советскому Союзу удалось достигнуть значительных успехов в области космонавтики, включая запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году и создание первого снимка обратной стороны Луны в 1959 году.
В это время началась и подготовка к первому полету человека в космос. Под руководством Сергея Павловича Королева были разработаны ракета-носитель «Восток» и космический корабль с аналогичным названием. Интересно, что в день триумфа, по соображениям секретности, мир так и не узнал, какой именно корабль СССР запустил на орбиту.
Отбор кандидатов на первый полет в космос проводился среди военных летчиков-истребителей, что предложил сам Сергей Королев, обосновывая выбор тем, что пилоты истребителей являются универсальными специалистами, способными выполнять обязанности связиста, бортинженера и штурмана. В начальный этап были проверены документы 3461 летчика, из которых лишь 20, включая Юрия Гагарина, вошли в первый отряд космонавтов. В итоге стало лишь 6 человек, которые были зачислены в группу подготовки.
Конструкция космического корабля также накладывала определенные ограничения. Кандидат должен был соответствовать строгим физическим параметрам: возраст — не старше 35 лет, рост — не выше 175 сантиметров и вес — не более 75 килограмм. Интересно, что невысокий рост Юрия Гагарина (157 см) посслужил ему на пользу в процессе отбора, но из-за этого же однажды возникли некоторые трудности. Будучи курсантом, Гагарин не мог правильно выполнить посадку самолета, который постоянно клевал носом. Это произошло из-за ограниченного угла обзора. Временами даже возникала угроза отчисления, однако Гагарин нашел выход из ситуации, подложив небольшую подушку на сиденье.
Почему выбрали именно Юрия Гагарина
В числе кандидатов были еще несколько человек: Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Валерий Быковский и Павел Попович. Все они были назначены на должности космонавтов с присвоением квалификации «космонавт ВВС» 25 января 1961 года. В этом списке Гагарин выступал первым, его главным соперником считали Германа Титова.
К моменту, когда до старта оставался месяц, шансы стать первым были лишь у Гагарина, Титова и Нелюбова — только для них изготовили индивидуальные скафандры. По итогам, первенство в полете удалось завоевать именно Юрию Гагарину; Титов осуществил свой полет следующим, а Нелюбов, к сожалению, не смог даже занять третье место из-за конфликта с патрулем, который поставил точку на его карьере. Эту ситуацию ярко описана в документальном фильме «Он мог бы быть первым. Драма космонавта Нелюбова».
Причиной выбора Гагарина стали несколько факторов. Во-первых, он продемонстрировал выдающиеся физические показатели и готовность к экстремальным условиям полета. Хотя и остальные кандидаты проделали достойную работу, Николай Петрович Каманин, руководивший отбором и подготовкой космонавтов, отметил в своих дневниках, что в физическом плане Титов выглядел сильнее. Возможно, его «поберегли» для более сложного и продолжительного полета в будущем.
Тем не менее, Гагарин выделялся среди других кандидатов благодаря своим успешным испытаниям в сурдобарокамере — замкнутом помещении, в котором космонавты проводили до 15 суток, полностью отрезанные от внешнего мира. Специальный график работы, предложенный для Гагарина, предусматривал время после 14:00 до 23:00 для сна. По воспоминаниям Ирины Павловны Пономаревой, проводившей в тот период эксперименты в сурдобарокамере, Гагарин прекрасно адаптировался к этому ритму, быстро засыпая и просыпаясь по расписанию. Он успешно справлялся с возникающими стрессами и изменениями в условиях обстановки.
Не менее важную роль сыграли и человеческие качества Гагарина: он был молодым, энергичным и харизматичным человеком — идеальным символом успеха советской космической программы и примером для миллионов людей на всей планете. Существует обширное мнение о том, что Гагарин завоевал своё первое место благодаря своей обворожительной улыбке. Однако, не все эксперты поддерживают эту точку зрения. Известный писатель и историк космонавтики Антон Первушин, например, считает это лишь мифом.
Служба в ВВС
С декабря 1957 года Гагарин служил летчиком в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиадивизии Военно-воздушных сил (ВВС) Северного флота, расположенном в поселке Луостари-Новое Мурманской области. Он выполнял полеты в сложных метеорологических условиях, включая ночные вылеты на самолете МиГ-15.
Будучи военным летчиком III класса, к концу 1959 года Гагарин налетал на авиационной технике 257 часов и выполнил 41 прыжок с парашютом.
В отряде космонавтов
В 1959 году, узнав о наборе кандидатов для тестирования новой летной техники (будущих космических кораблей), Юрий Гагарин подал рапорт с просьбой зачислить его в группу испытателей. Осенью того же года он был вызван в Москву для полного медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.
7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС СССР Константина Вершинина Гагарин был зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК), который сейчас назван в его честь — Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. 11 октября того же года в составе группы из шести летчиков (вместе с Гагариным в неё вошли Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов) он начал подготовку к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток».
25 января 1961 года Гагарин получил официальное назначение на должность космонавта ЦПК с присвоением квалификации «космонавт ВВС».
8 апреля 1961 года государственная комиссия утвердила Юрия Гагарина в качестве пилота космического корабля «Восток», тогда как его дублером стал Герман Титов.
Кто сказал Поехали?
Фраза, произнесенная Гагариным вместо положенной согласно уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов его полета. Существует мнение, что знаменитая «Поехали!» была привнесена Гагариным от методиста отряда космонавтов, летчика-испытателя Марка Галлая, который любил использовать данное выражение перед стартом. Это также объясняется его неприятием стандартной фразы о готовности к взлету — «Экипаж, взлетаю» — и обеспечивала большее чувство неформальности, так как «Поехали!» звучало более бодро.
«Я почувствовал неприязнь к стандартной фразе «Экипаж, взлетаю!», после того как однажды услышал её от летчика, который работал только на легкомоторных самолетах и перед взлетом произнес её, обращаясь к экипажу из … одного человека», — писал Галлай в своих воспоминаниях.
Встреча с невесомостью
Несмотря на то что космонавтов тщательно готовили ко всем возможным ситуациям, которые они могли испытать в космосе, сам процесс их подготовки опирался на теоретические данные. На орбите Гагарину было запланировано провести несколько простых экспериментов, чтобы проверить теорию на практике. Среди этих экспериментов значились такие, как поесть, попить и воспользоваться карандашом. Когда Гагарин решил положить карандаш на стол, он сразу же полетел в открытое пространство, что заставило его отметить, что в космосе лучше привязывать все необходимое, включая карандаши.
Техника
Не менее важным вопросом стало то, на чем именно отправить космонавта в космос. Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) был запущен с использованием модернизированного варианта ракеты Р-7. Его вес составил 83 кг, и данный вариант не обеспечивал возможность запуска корабля с человеком на борту.
Модернизированный вариант Р-7
Р-7 — это межконтинентальная баллистическая ракета, способная на расстояние 7-8 тысяч км. После успешного пробного запуска, который завершился тем, что головная часть ракеты сгорела в атмосфере, было принято решение использовать эту ракету как основу для запуска ИСЗ. Ее значительно облегчили: массивная головная часть была заменена переходным устройством для спутника, удалили аппаратуру радиоуправления и одну из систем телеметрии, а автоматика выключения двигателей также прошла упрощение. В итоге масса ракеты уменьшилась на 7 тонн. Изначально планировалось отправить в космос лабораторию весом 1.3-1.4 тонны, однако из-за нехватки времени, особенно в условиях конкуренции с США, было решено вывести на орбиту более простой спутник.
Ракета-носитель
Конструкция Р-7 состоит из центрального блока и четырех боковых. Это позволило ракете оставаться устойчивой во время старта. Управление ею выполнялось с помощью гироскопически управляемых сопел, а не газовых рулей, что обеспечивало более высокий уровень надежности и точности.
Р-7 был признан конструкционно успешным, и было принято решение разработать на его основе ракету-носитель, способную вывести человека с кораблем на орбиту. Первый запуск, проведенный 23 сентября 1958 года под руководством С. П. Королева, завершился неудачно.
Первые две ступени ракеты-носителя были сконструированы по пакетной схеме, аналогично Р-7. Первая ступень включала четыре боковых блока с двигателями РД-107 (время работы — 140 секунд). Каждый из блоков мог отсоединяться от центрального блока до окончания своей работы. Вторая ступень состояла из центрального блока с двигателем РД-108 (время работы — 340 секунд). В сумме обе ступени создавали тягу почти 5 меганьютонов. Третья ступень несла под головным обтекателем корабль «Восток-1». Двигатель третьей ступени создавал тягу в 54.5 килоньюта и работал в течение 430 секунд.
Восток-1
Корабль «Восток-1» представлял собой спутник-корабль, который не мог выполнять орбитальные маневры. Ниже приведены его характеристики:
- Длина корабля — 4,3 м;
- Максимальный диаметр — 2,43 м;
- Стартовая масса — 4725 кг.
Корабль состоял из двух основных частей: сферического спускаемого аппарата, в котором находился космонавт, и конического приборного отсека с тормозной двигательной установкой (ТДУ-1). Эти отсеки были механически связаны с помощью металлических лент, пиротехнических замков и кабель-мачты.
Космический корабль имел на своем борту системы автоматического и ручного управления полетом, автоматической ориентации на солнце и ручной ориентации на Землю, а также системы жизнеобеспечения, электропитания, терморегулирования, приземления и связи. В комплект также входила радиотелеметрическая аппаратура для контроля состояния космонавта и телевизионная система, система контроля параметров орбиты, пеленгации аппарата и многие другие инновационные технологии. Более подробную информацию об их техническом оснащении можно ознакомиться по специальным справочным источникам.
День Х
После ряда успешных и неудачных запусков 3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое провел Н. С. Хрущев. На основании доклада заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум принял решение о запуске человека в космос.
8 апреля 1961 года прошло заседание Государственной комиссии по запуску космического корабля «Восток», которое возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. На этом заседании было утверждено первое в истории задание для человека на космический полет, подписанное С. П. Королевым и Н. П. Каманиным:
Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут; с посадкой в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специальном оборудованном корабле, проверить работу корабельного оборудования в полете, обеспечить связь с Землёй и удостовериться в надежности средств приземления корабля и безопасности космонавта.
После открытой части заседания комиссия продолжила в узком составе и утвердила кандидатуру Юрия Гагарина для полета, а Германа Титова назначила в качестве запасного космонавта.
12 апреля в 3 часа ночи начались финальные проверки космического корабля. В 5:30 пробудили Гагарина и Титова. В 6 утра состоялось заседание государственной комиссии, на котором было подписано полетное задание.