Быть взрослым: что это значит и когда происходит (и происходит ли)

Кроме того, для многих людей 30 лет — это возраст, когда они начинают задумываться о том, что смогут передать своим детям и последующим поколениям, оставляя после себя нечто значимое. Именно по этой причине некоторые начинают заниматься творчеством, открывают бизнесы или посвящают максимум времени развитию новых навыков и упорной работе над своим делом жизни.

Возрастные кризисы взрослой жизни

После завершения подросткового кризиса ребенок становится более самостоятельным; в его жизни начинается новый этап, в котором он принимает собственные решения и несет ответственность за свои действия. Однако на этом этапе возрастные кризисы не заканчиваются, но становятся менее интенсивными и менее частыми. Следующий сложный период приходится на возраст 16-20 лет, когда происходит формирование личности, открываются новые возможности и горизонты.

Разберем более подробно периоды кризисов среднего возраста:

  • 16-20 лет — юность, определяющая выбор жизненного пути;
  • 30 лет — начало зрелости, переосмысление жизненных целей;
  • 40-45 лет — зрелость, переживания о одиночестве и появление новых интересов;
  • 60-70 лет — старость, подведение итогов прожитой жизни.

В основном кризисы среднего возраста проходят более мягко и спокойно. Однако не все проходят этот этап одинаково: для кого-то он может оказаться гораздо тяжелее предыдущих. Одни способны справиться с возникшими трудностями самостоятельно, другие же обращаются за помощью к профессиональным психологам. В любом случае важно, чтобы кризис был преодолен эффективно, и человек в результате приобрел новые смыслы жизни, а также правильно расставил приоритеты.

Юность: 16-20 лет

В возрасте 16-20 лет человек, как правило, начинает воспринимать себя как взрослого и стремится доказать как себе, так и окружающим, что он чего-то стоит. Важно понимать, что у каждого есть свой собственный путь и свои планы на будущее. У многих именно в этот период начинается настоящая взрослая жизнь, требующая личной ответственности. Это может проявляться в таких событиях, как служба в армии, обучение в университете, первая работа или даже вступление в брак.

В этот период молодые люди получают новые возможности и надежды на реализацию своих планов. Опытные и мудрые родители осознают необходимость минимизации внедрения в решения своих детей и плавного перекладывания ответственности за их поступки на них же. Теперь важно, чтобы цели стали ясными и четкими, а молодежь начала определяться со способами их достижения.

Этот возраст также характеризуется первым опытом серьезных отношений, который может выражаться в браке или романтических знакомствах. Важно отметить, что именно в это время формируются гендерные модели поведения, и начинают реализовываться ранее заложенные роли и стереотипы поведения мужчин и женщин.

Успешность преодоления этого кризиса имеет решающее значение для дальнейшей жизни человека. В юности необходимо сформировать следующие новообразования психики:

  • внутреннюю устойчивость;
  • ясность целей и стремление их достигать;
  • четкие модели полового поведения при положительной обратной связи.

Если этого не удается достичь, человек может остаться на прежнем уровне развития, сохраняя тинейджерскую неопределенность цели и ожиданий. Это может привести к тому, что он окажется в состоянии вечного поиска себя, действуя под влиянием мнений окружающих или обстоятельств.

Распространенной проблемой, с которой молодые люди 16-20 лет обращаются к психологам, являются сомнения по поводу правильности выбора жизненного пути. Часто после окончания школы выпускники оказываются психологически не готовы к осознанию того, что делать дальше. Поступление в университет или колледж, выбор факультета или профессии зачастую является результатом давления со стороны сверстников, авторитетных взрослых или просто легким вариантом, не связанное с реальными желаниями. Позже начинаются бесконечные сомнения и страхи, особенно если они решают покинуть университет и беспокоятся, как это воспримут родители.

Студенты, которые на протяжении 11 лет были частью стабильной школьной среды, иногда испытывают значительные трудности в построении новых отношений. Это также связано с необходимостью выбирать дружеские связи, решать, с кем общаться, а с кем не стоит. Часто неудачи подросткового кризиса усугубляют эту ситуацию.

Первая любовь и разочарования, а также отношения с противоположным полом или их отсутствие часто становятся источником страданий для молодежи. Психологи помогают справляться с любыми важными проблемами юношеского возраста и, таким образом, помогают молодым людям успешно преодолевать этот кризис.

Это интересно:  Замужем за злом: трагическая судьба жены Сталина Надежды Аллилуевой

Признаки взрослого человека

Назвать себя взрослым может любой человек, который достиг психологической зрелости. Здесь важно понять, способен ли он нести полную ответственность за свое душевное, эмоциональное и физическое состояние.

Вот какими мы должны быть, если считаем себя психологически зрелыми личностями:

  1. Мы способны принимать самостоятельные решения, опираясь на собственное мнение и осознавая последствия своей деятельности.
  2. Мы умеем контролировать свои эмоции и конструктивно их выражать, находясь в контакте со своими чувствами.
  3. Мы признаем свои ошибки, делаем выводы и не корим себя за прошлые оплошности.
  4. Мы даем себе и другим возможность ошибаться, а также право исправлять свои ошибки. Как говорит психиатр Томас Сас: «Человек становится взрослым, когда понимает, что может быть не только правым, но и неправым».
  5. Мы умеем прощать и принимать помощь, когда это необходимо, а также способны оказывать помощь другим, не нарушая свои личные границы.
  6. Мы уважаем как свои, так и чужие границы и умеем их устанавливать и защищать при необходимости.
  7. Мы можем самостоятельно мотивировать себя на выполнение задач, не дожидаясь внешнего стимула или давления со стороны начальника. Также мы умеем балансировать между работой и отдыхом.
  8. Мы не питаем иллюзий относительно себя и мира, анализируем свои чувства и поступки, трезво оцениваем жизнь.
  9. Мы воспринимаем конструктивную критику и готовы давать обратную связь в необходимых ситуациях, но принимаем решения независимо от мнения окружающих.
  10. Мы налаживаем крепкие связи и не впадаем в отчаяние, если взгляд близкого человека отличается от нашего.
  11. Мы умеем осознавать свое поведение и адекватно оценивать поведение окружающих.
  12. Мы знаем, кто мы, что мы делаем и к каким целям стремимся. Мы способны ставить и достигать поставленные цели.
  13. Мы можем обеспечить себя и своих близких всем необходимым.

Виджет турбо колесо полностью

Изучив все перечисленные характеристики, можно немного испугаться. Каждый из нас временами не соответствует каким-то из этих критериев. Порой нам хочется переложить ответственность, бывает трудно контролировать эмоции и охота надеть «розовые очки». Иногда просто не хватает сил, чтобы приступить к работе, которая должна была быть сделана еще вчера. Однако среди нас много таких «неидеальных» людей. Таким образом, действительно ли в мире нет ни одного взрослого человека?

Признаки взрослого человека

Безусловно, такие люди существуют. Эти критерии описывают общие положения. Но ни один нормальный человек не может постоянно выставлять себя в лучшем свете. Вопрос в том, насколько часто мы пренебрегаем взрослыми обязанностями, уходя в инфантильные привычки. Если такое поведение стало нормой, то стоит спросить себя: почему я до сих пор не повзрослел?

Ребенок не может выстраивать долгосрочные гармоничные отношения, добиваться успеха и мыслить в долгосрочной перспективе. Он находится в постоянном поиске себя, эмоционально нестабилен и воспринимает будущее как нечто далекое и неопределенное.

Как же происходит взросление

Процесс взросления запускатся с момента рождения, как бы это ни звучало парадоксально. В разные возрастные этапы он проявляется по-разному. При успешном прохождении всех этапов к моменту достижения совершеннолетия ребенок становится полноценной зрелой личностью. Однако, к большому сожалению, таких случаев не так много.

Клинический психолог и кандидат медицинских наук Виктория Мохова рассказала о том, как именно выглядит процесс взросления в различные периоды жизни ребенка.

От года у ребенка формируется доверие к миру и коммуникативные навыки.

На первом этапе младенец не способен воспринимать людей как отдельных личностей; для него всё становится частью единого целого. Мы называем этот период первичным нарциссизмом, когда ребенку кажется, что мир вокруг выполняет все его команды: захочется поесть — его кормят.

Если в этот момент потребности малыша не удовлетворяются, а у матери отсутствует достаточная эмпатия для понимания его потребностей, возникает базовое недоверие к миру. Например, если ребенок плачет от голода, а мама вместо еды предлагает соску или игрушку, это может привести к глубоким психическим проблемам.

Как же происходит взросление

В 2–3 года у ребенка начинают формироваться навыки самообслуживания и умение справляться с трудностями.

В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность, они стремятся играть с игрушками и пытаются делать что-то самостоятельно. Дети учатся справляться с миром, где не всегда их желания исполняются быстро и легко.

С 3 лет начинается первый этап сепарации.

Дети начинают осознавать, что вокруг них есть другие люди со своими потребностями и интересами. Они учатся выстраивать с ними отношения, играя в игры, где звучит фраза «я сам / иди ко мне» — так они учатся взаимодействовать с окружающими. В этом контексте характерно чередование привязанности и отдаленности, когда ребенок время от времени подходит к взрослым, а затем отдаляется.

Это интересно:  По следам вируса. Как в СССР расследовали самую крупную вспышку ВИЧ

Врезка турбо топ-3

С 4 до 7 лет развивается эмпатия, а также ценности.

Маленький ребенок поглощает то, что наблюдает в своем окружении, заимствуя навыки взаимодействия из семьи. В до семилетнем возрасте он не может критически воспринимать информацию, и все, что говорят взрослые, записывается на бессознательном уровне. Если родители общаются между собой функционально, у ребенка формируется более адекватная модель взрослого.»

С 7 до 13 лет у детей формируются цели, стремления и воля.

В этот период ребенок активно социализируется в школьной среде, взаимодействует со сверстниками, учится формировать дружеские связи, справляться с конфликтами и защищать свои интересы.

С 13 лет начинается второй этап сепарации.

Подросток начинает осваивать взаимодействие с окружающим миром. Если его родители продолжают решать все за него, удовлетворяя все его капризы, то настоящего взросления не произойдет. В то же время если родители не поддерживают его в освоении необходимых навыков и перегружают его ответственностью, не оказывая необходимой помощи, это тоже препятствует процессу взросления.

Формирование навыков настоящего взросления возможно только тогда, когда все стадии сепарации пройдены адекватно.

Когда взрослеет мозг

Большие изменения в анатомии и функциях мозга показывают, что его окончательное формирование завершается примерно к 25 годам, особенно это касается передней доли головного мозга, которая отвечает за важные функции, такие как внимание, концентрация,Ability to Understand and Predict the Consequences of One’s Actions, контроль эмоций, оценку риска и планирование будущих действий.

Тем не менее точный возраст, к которому происходит окончательное оформление префронтальной коры, может варьироваться — некоторые достигают зрелости быстрее, чем другие. Современные исследования показывают, что золотого стандарта для определения взрослой жизни не существует. Как отмечают эксперты, в большинстве современных обществ переход к взрослой жизни занимает гораздо больше времени, чем это было ранее.

Когда взрослеет мозг. Префронтальная кора головного мозга формируется к 25 годам. Благодаря достижениям нейробиологов мы знаем, как именно она развивается и функционирует. Фото.

В то же время не следует полностью винить префронтальную кору: развитие мозга также во многом зависит от мозжечка, который способствует формированию когнитивной зрелости. Мозжечок претерпевает значительные изменения в подростковом возрасте и продолжает развиваться после 20 лет. Полностью сформированные мозжечок и префронтальная кора обеспечивают успешную навигацию в социальной жизни и продвижение к успеху в различных областях.

В 2018 году исследователи провели наблюдения и изучения социальных, экономических и демографических трансформаций, которые произошли в обществе за последние 50-60 лет. Эти изменения, по словам специалистов, привели к пересмотру определения подросткового возраста. К большому прогрессу в понимании развития мозга на протяжении жизни привела разработка нейробиологических моделей, а также последующие исследования продемонстрировали нейропластичность — это свойство мозга, позволяющее ему изменяться под влиянием жизненного опыта и восстанавливать утраченные связи.

Эпоха изменений

Таким образом, с точки зрения нейробиологии, взрослым можно считать человека, достигшего возраста свыше 25 лет. Здесь стоит отметить, что современная молодежь все чаще покидает домашний уют не ранее 30-летнего возраста, а факторы, способствующие когнитивному развитию, вызывают определенные вопросы. Тем не менее, во многих семьях дети начинают самостоятельную жизнь сразу после школы — поступая в университет и живя отдельно, они приобретают финансовую независимость, что можно считать признаком взрослой жизни.

Эпоха изменений. У каждого возраста есть свои преимущества. Фото.

В тоже время в 2022 году молодые люди не спешат вступать во взрослеющую пору. Они все чаще подвержены депрессии и беспокойству, откладывая поиски работы, создание семьи и рождение детей на неопределенный срок. Специалисты подчеркивают, что молодежь в возрасте от 18 до 25 лет не только отказывается нести ответственность, но и избегает принятия важных решений в своей жизни, не торопится к обретению финансовой самостоятельности.

Рубеж между молодежью и взрослостью — это время, когда молодые люди чувствуют себя ни взрослыми, ни детьми. Например, в Италии, Египте и странах Ближнего Востока молодые люди старше 25 лет часто продолжают жить с родителями; такое поведение не только принимается, но и поощряется. Одним из ключевых факторов является наше внутреннее ощущение — даже достигнув 50 лет, мы можем продолжать видеть себя детьми или сильно зависеть от родителей.

Эпоха изменений. Современная молодежь не спешит взрослеть. Фото.

Современная молодежь не спешит взрослеть

Несмотря на все эти обстоятельства, еще одной причиной нежелания взрослеть становятся психические расстройства: борьба с тревогой и депрессией забирает объём сил и негативно отражается на способности принимать решения. Страх перед изменениями и недостаток жизненных навыков тормозят процессы взросления. Интригующий момент заключается в том, что молодое поколение весьма обеспокоено политическими и экологическими проблемами, а также насущным чувством одиночества и разобщенности. В условиях неопределенного будущего желание стать взрослым может вызвать отторжение.

Как не допустить ситуации, чтобы близкий человек не оставался в детском состоянии?

  • Предложите подростку подработать во время каникул и помочь семье;
  • Не решайте все проблемы за супруга или супругу, которые не хотят брать на себя взрослые обязанности;
  • Дайте близкому человеку возможность взять на себя ответственность за свою жизнь и принятые решения.
Это интересно:  Карточка по воинскому учету 2022 года

Сложно сказать, что быть взрослым — это легкая задача, но в этом процессе есть и множество прекрасных моментов, поэтому не лишайте своих близких возможности стать взрослыми. Человек взрослеет лишь тогда, когда осознает необходимость самостоятельности и ответственности.

Для лучшего понимания этой важной темы вы можете посмотреть полезное видео, где рассказывается о том, что же на самом деле значит быть взрослым:

В каком возрасте человек считается взрослым?

Как уже было сказано, юридически совершеннолетие наступает в 18 лет. Однако справка в паспорте не всегда отражает внутреннее состояние взрослого человека. В обществе немало анекдотов о «взрослых» мужчинах и женщинах, которые, достигнув 40-50 лет, ведут себя по-детски. Британский телеканал Nickelodeon UK проводил опрос, в ходе которого социологи выяснили, когда именно у мужчин и женщин формируется не биологический, а внутренний возраст. Выяснилось, что мужчины нередко ведут себя как дети до 40 лет и даже дольше.

Взрослый человек, аналогично ребенку, ведет себя инфантильно – это человек, у которого биологический возраст далеко впереди его эмоционального состояния.

Средний возраст взросления мужчин составляет 43 года, тогда как у женщин — гораздо раньше, в среднем, это 32 года. В этом возрасте женщины становятся матерями, и их заботы расширяются не только на их мужей, но и на детей.

Согласно опросу, 80% женщин пришли к выводу, что мужчины вне зависимости от возраста сохраняют в себе черты инфантильности, которые проявляются в любви к видеоиграм, фастфуду, нестандартному поведению и нежеланию решать даже простейшие бытовые вопросы.

Каждый проходит процесс взросления по своему. Одни могут оставаться в детском состоянии до 30 лет и старше, другие же начинают брать на себя родительские обязанности еще в 15 лет.

Что значит быть взрослым?

В процессе взросления меняются жизненные ценности. Взрослый человек принимает ответственность за себя и близких. Он ставит перед собой конкретные цели и идет к их осуществлению: поднимается по карьерной лестнице, создает семью, имеет детей и воспитывает их, продолжает развиваться в профессии и создаёт свой собственный бизнес.

Хорошо ли быть взрослым, однозначно сказать нельзя. Некоторые будут отмечать только плюсы, другие же с большой душевной тяжестью будут говорить об одном только негативе. Однако, как ни странно, не все мужчины и женщины готовы к взрослой жизни. Процесс взросления и свалившаяся ответственность порою воспринимаются как что-то угнетающее. Дети живут в радости и непосредственности.

Во взрослой жизни предполагается, что серьезный человек будет планировать свое будущее, составлять конкретные графики, заботиться не только о себе, но и о других, тщательно продумывая каждое принятое решение. Внутренний взрослый должен думать не только о текущем моменте, но и о будущем. Все эти аспекты и являются сутью взрослой жизни.

женщина подписывает документы

Что значит рано повзрослеть?

Раннее взросление — это состояние, когда человек становится взрослым не только физически, но и психологически.

Мы не раз говорили о том, что подростки, а иногда даже дети, могут оказаться гораздо взрослее некоторых взрослых. Бывают обстоятельства, когда ребенку можно поспевать за взрослыми: у него нет времени на детство, юность и молодость из-за жизненных трудностей. В нашей стране можно встретить множество примеров детей, которые берут на себя взрослые обязательства. Например, Дильнас Шарипбаева в возрасте 19 лет взяла на себя ответственность за своих сестер и братьев после гибели родителей. Она потеряла отца 13 лет назад, а в 2020 году из-за COVID-19 и утонул брата. Дильнас стала главой семьи, усыновив своих родных и взяв на себя их воспитание.

Существуют и другие примеры, например, 13-летний Арулат Мухаметкали из Экибастуза, который начал зарабатывать на жизнь, чтобы обеспечить лечение своего брата-инвалида. Его зрелость и ответственность в таком юном возрасте вызывают восхищение, что демонстрирует, как в определенных жизненных ситуациях люди могут не только взять на себя ответственность, но и действовать мудро и сознательно.

Почему взрослые ведут себя как дети?

Когда вы сталкиваетесь с человеком, который ведет себя как ребенок, основная причина таких проявлений может заключаться в его воспитании. Психологи утверждают, что гиперопека и излишняя защита могут иметь негативные последствия. Если родитель слишком опекает своего ребенка, тот может не научиться адаптироваться к взрослой жизни. В результате такие взрослые продолжают ожидать, что другие будут заботиться о них, и не умеют брать на себя ответственность.

Обычно родители объясняют свою чрезмерную защиту любовью и заботой, однако это на самом деле может негативно сказываться на развитии ребенка. Психологи рекомендуют родителям обратить внимание на то, как затянута забота может повредить развитию их детей и как важно предлагать детям возможности для самостоятельного выбора и принятия решений.

Оцените статью
Добавить комментарий