На основе анализа письменных источников и результатов этнографических исследований, автор пришла к выводу, что стереотипные представления о любовных отношениях в древней Руси значительно отличались от действительности.
Скакания, яровухи, нестыдная любовь дворян и епитимья за поцелуи. Хроника русской сексуальной культуры с древности до 1900-х годов
Сексуальная культура народов изобилует мифами и недоразумениями. На протяжении веков мы неоднократно слышали от старшего поколения о том, что в современные времена наблюдается значительное падение нравов, тогда как раньше, по их мнению, слово «секс» было ничего не значащим, до тех пор пока люди не достигали совершеннолетия, и вообще, отношения между полами были гораздо приличнее.
Как показал философ Мишель Фуко, сексуальность является историческим конструкцией, зависящей от состояния общества. Однако изменения в сексуальной культуре не всегда представляли собой целенаправленный сдвиг от строгости к свободным, раскрепощённым отношениям.
Мы сами стали свидетелями того, как после многолетнего табу на сексуальные темы в советское время, в 90-е годы в России произошла сексуальная революция. В последние годы, благодаря усилиям церкви и властей, заметная часть населения либо вернулась к традиционным нормам, либо приняла более либеральные взгляды. Важно отметить, что подобные изменения происходили и ранее, при этом сексуальная культура одного слоя общества могла значительно отличаться от привычек и норм другого слоя.
Славяне: Секс как стимулятор сельского хозяйства
Сексуальная культура древнеславянских народов до принятия христианства была тесно связана с языческими культами плодородия. Известные нам по школьным программам кривичи и поляне, вероятно, не отличались в своих сексуальных обычаях от других языческих земледельческих народов. В традиционных обществах многие обычаи сохранялись на протяжении веков, и благодаря трудами этнографов, которые их записали, у нас есть возможность рассуждать о подобных практиках даже в столь отдалённом прошлом.
В XIX веке горожане, посетившие деревню, могли стать свидетелями поразительных сцен: мужчины, работающие за плугом без штанов, парочка, катящаяся по мягкой весенней земле, и женщины, беззаботно разгуливающие по огороду в неглиже.
Эти необычные действия, как отмечают антропологи Т. Агапкина и А. Топоркова, освещают представления о том, что обнажённые действия в то время в сельском обществе рассматривались как имеющие символику плодородия и должны были способствовать благополучию земли.
Остатки языческой сексуальной культуры можно наблюдать и в современных праздниках, таких как Иван Купала и Масленица, а также в святочных гуляниях. Иногда их описывают как массовые оргии, однако на самом деле это были скорее карнавальные процессы. Например, во время Святок и Масленицы люди часто надевали костюмы животных или обменивались одеждой с представителями противоположного пола. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп описывал использование звериных масок следующим образом:
Люди наряжались как животные, иногда даже беря с собой реальных зверей. Среди них больше всего выделяется коза, которая с древних времён в земледельческих религиях символизировала особую плодовитость и силу. Вспомним о козлоногих фавнах, покровителях лесов и полей, а также о разгульных праздниках римских луперкалий, празднуемых 5 декабря. Плодовитость и мощь животных связывались с благосостоянием земли…
Известно, что для пробуждения спящей природы, которая в античной мифологии ассоциировалась с тоскующей богиней плодородия Деметрой, древнегреческие земледельцы также заголялись на своих полях, использовали фривольные песни и смех. Эротические элементы в подобных ритуалах переплетались с юмором, и интересно, как эти ритуалы могут рассматриваться как предшественники современных рэп-баттлов. — Прим. ред.
Для древних славян сексуальные контакты не были табу, но и не имели такой разветвлённой культуры, как в античных или индийских цивилизациях. На этом фоне в X веке на землю славян приходит восточное христианство, которое с самого начала отличалось строгостью и ограничениями.
На Руси секса не было
В старину в некоторых глухих деревнях имелись традиции гасок. Молодёжь, оставаясь наедине, гасила лучину и прибегала к интимной близости. В наши дни это слово сохранилось лишь в ограниченном количестве мест.
Ограничений в общении девушек с юношами до свадьбы не существовало во многих частях Руси, особенно в селах. Здесь сексуальные контакты не осуждались, а зачастую даже поощрялись. Девица, оставшаяся без внимания, нередко подвергалась упрёкам со стороны матери. При этом строгие родители, которые запрещали дочерям находиться в одной комнате с холостыми мужчинами, на вечерках не высказывали возражений, несмотря на то, что знали, что там происходит.
Для того чтобы скрыть факт утраты девственности будущей невесты, использовались различные ухищрения. Одно из таких описано в письме 1898 года: родители девушки подкрашивали её исподнее к кровью новорожденного голубя, которого зарезали накануне, а срамные губы натирали квасцами, при этом жениху предложалось выпить.
Поцелуи
Поцелуи в Руси не были простым выражением чувств. Они имели сакральное значение. Наиболее откровенным считался поцелуй, который практиковали татары, когда язык запускали в рот партнеру (за это полагалась епитимья в течение 12 дней и 60 поклонов ежедневно).
Согласно наблюдениям, наши предки целовали друг друга с такой страстью, что порой это перерастало в излишества: от похоти до истечения семени на землю, что церковь считала грехом (за это предписывалось 40 дней епитимьи и 100 поклонов). Важно отметить, что в источниках не уточняется, где именно происходили эти поцелуи, но, судя по всему, лобзание интимных частей тела было довольно распространено в средневековой Руси.
В исповедальных книгах можно встретить детальные описания как куннилингуса (примеры: «очима моими смотрел в женское лоно, и язык мой женам в лоно вдевал; сором женский себе в рот имал; не прикладывал ли нос, бороду, голову к женскому сраму») так и минета («а иные с присными беззаконья творят в рот; во уста блуд творят; вдевал еси кому сором свои в рот»). На всякий случай указывается, что грехом является прикладывать нос, уста, бороду или голову к срамоте ради смеха; за это полагалась епитимья в 15 дней и 80 поклонов.
Что за самокрутки
Миф: На Руси не было практики похищения невест, как на Кавказе.
— У вятичей и радимичей существовал обряд, известный как умыкание. Однако чаще всего такое происходило по предварительному согласию сторон. В исторических документах зафиксированы даже штрафы за похищение невест без их согласия.
Существовала также традиция самокруток, когда, выражаясь современным языком, молодые люди сбегали от своих родителей. Даже в случае, если крестьянин уводил с собой дочь своего господина, и в течение суток их не находили, они имели право на брак. Во время одной из этнографических экспедиций пожилая женщина поделилась, что самокрутки были распространены вплоть до XIX века, и даже её мать таким образом сбежала с отцом.
Попал на гаски
Миф: В семьях россиян не отклонялись от предписаний «Домостроя».
— В «Домострое» были заимствованы многие положения из Византии. Существовала концепция «Москва — третий Рим», и многие традиции шли именно оттуда. В нашей культуре существовала иная любовная традиция. Пока высшие слои общества стремились следовать новым модам, большая часть народа о «Домострое» даже не знала. Удивительно, насколько свободными были тогдашние отношения. Например, в середине XVI века иностранец Лактанций Рокколини описал игру, известную как гаски. Каждый раз, когда гасили свет (отсюда и название гаски), мужчины дотрагивались до соседок и вступали с ними в интимные отношения. После этого зажигали лучину, и начинались танцы.
Христианская Русь
Конечно, кардинальные изменения в устоях не произошли сразу после принятия христианства. Традиционные ценности оставались крепкими. Люди продолжали игнорировать проповеди священников и жили почти как раньше. Понадобилось много времени для того, чтобы христианские идеи смогли изменить семейные отношения русских.
В христианстве любые сексуальные связи считались греховными; интимные отношения разрешались только ради зачатия. После Крещения церковь пыталась вмешаться в личную жизнь людей и регулировать их сексуальные практики, ограничивая их лишь миссионерской позицией. Запрещалась близость в воскресенье и церковные праздники. Священники оставляли людям всего 50 дней в году для сексуальных удовольствий. Однако, как вы понимаете, эффективность этих запретов оставляла желать лучшего.
Сексуальные контакты до брака по-прежнему не считались чем-то постыдным. Священники стремились свести согрешивших под венец, но это не осуждалось обществом. Существовал даже обычай, при котором мужчина сообщал родителям, есть ли у его избранницы сексуальный опыт, но делал это завуалированно. Он выходил к семье с бокалом вина, дно которого делали с отверстием. Если невеста была невинна, чашу запечатывали воском; если нет, мужчина убирал палец и вино выливалось. Этот обычай имел распространение даже на царских смотринах невест.
Сексуальная жизнь женщины становилась достоянием общественности. В церкви не только обсуждали грехи прихожан, но и рассказывали истории и сплетни. Уединиться было практически невозможно, поскольку жилые условия были тесными и многолюдными, а любопытные соседи всегда искали поводы для обсуждений. Это создавало атмосферу постоянного наблюдения и контроля.
До XVIII века также существовала практика умыкания, когда женщин уводили с их согласия. Это была традиция, похожая на похищение невест, но не всегда заканчивалась свадьбой — зачастую это приводило просто к интимной близости. Умыкания происходили открыто, при свете дня, во время весенних и летних праздников, посвящённых языческому богу женитьбы, и включали в себя множество эротических элементов: песни, объятия и даже имитацию полового акта, после чего нередко следовали массовые сексуальные контакты. Церковь считала эти традиции порочными и развращающими женщин, однако священники не смогли остановить их распространение.
В Древней Руси также практиковались множественные браки. Некоторые мужчины имели несколько жён и содержали несколько семей одновременно. Церковь старалась противодействовать этой практике, однако мужчины не стремились делиться такой информацией с окружающими. Тем не менее, случаи, когда у мужчин было по три-четыре семьи, нельзя считать редкостью.
Церковь на протяжении многих веков пыталась сломать стереотипы и традиционные ценности древних русов. Лишь к петровским временам целомудрие как концепция всё же начало вытеснять разгул и распущенность предыдущих периодов.
Домострой
В середине XVI века появился «Домострой» — свод советов и правил для создания счастливой семьи. Он утвердил для мужчин руководящую роль в семье и даже разрешал применение насилия как метода воспитания. Эта идея очень глубоко укоренилась в культуре, что выражается в таких пословицах, как «бьет — значит любит» и «бей жену в молодости, покой будет в старости». «Домострой» уделял значительное внимание такому воспитанию, требуя наносить побои без гнева и только наедине, не вынося ссор из избы. При этом семьи в то время были большими, и в вопросах воспитания жён участвовали не только мужья, но и ближайшие родственники. Побои порой применялись даже без причины, а иногда использовались как способ заставить жену уйти в монашество, позволяя мужчине избавиться от брака. Не смотря на то, что в «Домострое» утверждалось о необходимости строить счастливую семью, физическое насилие над жёнами и детьми никак не противоречило этой концепции.
Однако «Домострой» не следует считать обязательным сводом правил, следование которому практиковалось повсеместно. Это просто советы автора, которые не отражают в полном объёме культуру древних русов. Жестокость и насилие действительно существовали, но чаще всего семьи жили мирно и без конфликтов, хотя положение женщин оставалось крайне подавленным.
Не успеваете выучить много конспектов к завтрашнему экзамену по истории? Получите готовый гайд от эксперта в видео-саммари Династия Рюриковичей: как разобраться в истории Древней Руси. Промокод BLOG30 обеспечивает бесплатный доступ ко всем саммари в течение месяца.
Оргии
Ранее уже упоминались лесные сборища, на которых молодёжь использовала возможность для различных развратных действий. Однако со временем такие собрания перестали быть частыми и стали походить на современные карнавалы. Наиболее яркие и шумные празднования приходились на весенне-летний период, когда отмечались священные днём посева и сбора урожая. Примером является ночь Ивана Купалы, Русальная неделя и многие другие русские праздники, связанные с пробуждением природы после зимней спячки. Игумен Памфил описывал ночь 24 июня следующим образом: «Мало не весь град взметётся и взбесится, стучат бубны и глас сопелий и гудят струны, жёнам же и девам плескание и плясание, главам их накивание, устам их неприязнен клич и вопль, всесквернённые песни, бесовская угодия свершахуся, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; туже есть мужем же и отроком великое прелщение и падение, но яко на женское и девическое шатание блудное им возърение, такоже и жёнам мужатым беззаконное осквернение и девам растление.» Известно, что подобные вакханалии продолжались на Руси до XVI века и даже позже, несмотря на усилия церкви по их запрету. Такие ритуалы имели огромное значение для предков, предоставляя возможность для очищения. В такие ночи человек становился почти зверем, получая возможность выплеснуть все свои страсти и эмоции, катаясь по земле и погружаясь в экстаз, как будто упуская из себя суету и стресс обыденной жизни. Это возвращение к природе, окунание в своё первобытное «я» позволяло вновь ощутить себя частью более широкого мироздания, давая возможность сосредоточиться на жизненных первоистоках, как на живом существе, покорно прислушивающемся к биологическим циклам.
Наряду с огненной и воздушной энергией, славяне высоко ценили очищающую и животворящую силу воды. Дождь с небес насыщал землю – реки, озёра и источники, передавая ей божественную энергию. Вода обладала очищающим, исцеляющим и оживляющим свойствами, поглощая всё нечистое и принимая хорошее. Вода использовалась для гадания и ворожбы, её окропляли и орошали. В банях женщины рожали, и, естественно, славяне также предпочитали заниматься интимными делами именно у воды — будь то на берегу рек или на плотах в озёрах в летний период, или же в банях зимой, когда не было разделения на женские и мужские дни, поэтому совместные омовения нередко говорили о сексе и оргиях. Эти оргии имели ритуальный характер и проводились либо во время засухи, чтобы разбудить силы природы и способствовать засею, либо в момент природного буйства, очищая самих участников.
Ряженые
С древнейших времён славяне практиковали ряженье, изменяя свои образы с помощью масок, звериных шкур, ярких тканей и лент. В большинстве случаев ряженье имело обрядовый характер, однако иногда оно использовалось для лёгкого развлечения. Смех носил сакральное значение для древних славян, отчего происходили шутливые похороны и сжигания кукол (например, похороны Ярила, небольших кукол с выраженной фаллосом, сжигание Масленицы, участвуя в игровом обряде, когда живого человека хоронили, а потом он воскресал). Чаще всего использовались маски животных, таких как быки, козлы или лошади, поскольку этим животным приписывали плодовитость и мужественность. Маска быка считается одним из древних символов славянской эротической игры, и существует мнение, что это связано с древнегреческой дионисийской традицией. Надев звериную шкуру и закрыв лицо маской, человек освобождался от моральных норм и мог позволить себе вести развратный образ жизни. Кроме того, сохранились свидетельства о практике обмена одеждой между женщинами и мужчинами, что можно назвать травестизмом. Этот обычай уходит в далёкое прошлое и был распространён по всей Европе, начиная с античности. Споры о его истинном смысле ведутся до сих пор. Одна из наиболее распространённых теорий гласит, что такие наряды достигают полной неузнаваемости. С. В. Максимов подробно описывает, что как только мужчина и женщина обмениваются одеждой, они позволяют себе более свободное поведение.
При этом обнажаясь, наши предки взаимодействовали с природными силами во время ритуалов плодородия, посева и сбора урожая или с надприродными силами, ворожа и колдуя. Нагота являлась важным сакральным инструментом славян, однако они никогда не спали полностью обнажёнными, боясь злых сил. Снимая с себя одежду, люди переставали быть людьми и сливали свою сущность с природой, что позволяло им воздействовать на неё как бы изнутри. Видеть цветущий папоротник в ночь Ивана Купалы могли лишь обнажённые; если девушка оставалась голой под лунным светом или проходила под солнцем в полдень, то это могло привести к беременности. Обнажённые мужчины, обвешанные зелёными ветками, проводили ритуалы, чтобы прогнать змей, а женщины обходили деревни голыми, рассыпая зерно, уберегая дома от нечистой силы. Считалось, что только голодный человек может успешно сеять хлеб и только голый может заниматься льном, чтобы вызвать сострадание у матери-земли. Славяне катались по росе и купались в холодных ручьях. Эти ритуалы носили не только магический, но и профилактический характер, уменьшая заболеваемость. Празднующие голые прыгали через костры в праздничные дни; обнажённые целительницы обнимали детей, прижимая их к телу, обходили вокруг бани и нашептывали заговоры. Чтобы дети не плакали во сне, матеря, раздеваясь нагишом и распуская волосы, трижды пересекали порог колыбели. Когда человек снимал с себя одежду, он возвращался в своё более первобытное состояние, избавляясь от всего, что связывало его с обществом, и становился ближе к природе.