26 октября 1940 года председатель Совета Народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов подписал Постановление № 638 об установлении платы за обучение в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР, а также об изменении способов начисления стипендий.
Как и сколько платили за среднее образование в Советском Союзе
Когда возникает тема увеличения количества платных образовательных услуг в России, представители старшего поколения нередко вспоминают о Советском Союзе, где образование было бесплатным. Переубедить их в обратном практически невозможно, и даже намек на то, что в СССР существовала обязательная плата за обучение, вызывает бурю недовольства. В данной статье будут рассмотрены расходы на образование, которые несли родители школьников в период правления Ленина, Сталина и Хрущева.
В своём декрете от октября 1918 года большевики сформулировали основные принципы системы начального и среднего образования новой республики: школа должна быть светской, единой и бесплатной. Система образования действительно стала светской: несмотря на сложности, уроки Закона Божьего были отменены. Образование стало единым — гимназии и специализированные училища были ликвидированы, и учащиеся начальных классов продолжали образование в средней школе. Полная же отмена платы за обучение потребовала почти 40 лет.
В первые годы советской власти система школьного образования столкнулась с серьезными трудностями. Это было связано с обнищанием материальной базы, серьезными проблемами в учебных программах и ухудшением социального положения учителей.
Система не была централизованной: многие решения принимались местными властями, попечительскими и родительскими советами, что касалось и платы за обучение. Финансирование школ осуществлялось не только Министерством образования и региональными бюджетами, но и родителями учеников. В 1921 году Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) объяснял: «Введение платности означает, что Государство временно не может полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично переложить эти расходы на население, предоставляя широкие льготы трудящимся и возлагая большую тяжесть на обеспеченных родителей». Таким образом, плата за обучение была названа добровольной, фактически превращаясь в необходимое самообложение: без этих средств школы не могли бы функционировать.
Кроме денежных сборов существовал и натуральный налог в виде продуктов питания, что тоже зависело от региона и местных властей. Решения о том, сколько необходимо собрать на образовательные нужды, принимались на местах, что взаимосвязано с тем, как функционировали школы. В некоторых случаях, например, партийным и правительственным органам приходилось разъяснять, что плата за обучение была добровольной, и отсутствие оплаты не могло служить основанием для исключения учащихся, так как это обесценивало достижения Октябрьской революции.
В 1924 году был принят декрет, освобождающий от оплаты за среднее образование рабочих и служащих с зарплатой ниже 50 рублей. Платить за обучение приходилось за неимущих детей обеспеченным родителям. Также в ряде школ создавались комитеты, которые определяли, на что потратить собранные средства, обеспечивая, при возможности, бесплатные учебники и питание для бедных учеников. Отметим, что в учебных заведениях, расположенных при фабриках и заводах, введение платы за обучение было запрещено.
Хотя меры по введению соборов назывались временными до тех пор, пока ресурсы государственных учреждений не окрепнут, на самом деле они длились долго. В 1930-х годах в системе начального и среднего образования была проведена реформа, предполагающая её унификацию. В рамках этой реформы были введены стандартизированные предметы и программы, повышены заработные платы педагогов, но обязательные финансовые взносы на содержание школ от родителей не отменены.
Всё ради заводов
В 1940 году платное обучение официально было введено по всему Советскому Союзу. Согласно постановлению Совета Народных комиссаров от 2 октября, бесплатное обучение отменялось для последних трех классов школы и специализированных учебных заведений среднего образования. Полное среднее образование фактически зачитывалось по окончании 10 классов, а базовое среднее — по окончании семи классов. Платить за обучение должны были все без исключений, однако вскоре начали появляться определенные льготы: освобождались от платы дети пенсионеров-инвалидов с единственным источником дохода и воспитанники детских домов. Позже появилась возможность избежать платы и для детей учителей. Дополнительные льготы касались высшего образования, которое также становилось платным: это касалось только военных факультетов, авиационных учебных заведений и национальных школ в художественных вузах, в которых плата была наиболее высокой.
Стоимость обучения в выпускных классах на первый взгляд выглядела довольно приемлемо: в столицах союзных республик, таких как Москва или Ленинград — 200 рублей в год, а в остальных городах и селах — 150 рублей. По статистическим данным, в 1940 году средняя зарплата рабочих и по всей стране составляла 340 рублей. Однако в сельском хозяйстве доходы были существенно ниже и варьировались от 229 рублей, что зависело от многоплановой природы отношений — трудодней и натуральных выплат, и фактически ограничивало структуру возможностей для оплаты обучения.
«Мои родители работали в колхозе на трудоднях и оплатить сразу в сентябре не могли, иначе пришлось бы продать что-то из хозяйства», — вспомнила белоруска Нина Тикач. «Классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда я принесу деньги. Но в итоге меня не исключили из школы.»
В других секторах экономики плата также сильно давила на финансовые возможности родителей. В преамбуле указа сообщалось об увеличении уровня жизни трудящихся. Однако, по официальным данным, потребление основных продуктов было значительно ниже, чем в конце 1920-х. С сохранением общего уровня покупательной способности вновь возросло материальное неравенство между населением. Нужно учитывать, что в довоенные годы среднее количество детей в одной семье варьировалось от 3,5 до 6,8. Конечно, не все дети доживали до старшей школы или стремились в неё поступать, но в одной семье могло быть несколько старшеклассников. Если плата в вузах могла быть покрыта за счет стипендий, назначавшихся только тем, кто проявлял высокие достижения в учебе, то за школу эти расходы полностью ложились на плечи родителей.
Каково было влияние нововведения на динамику численности учащихся в старшей школе, сказать сложно, поскольку в следующем году началась Великая Отечественная война. Эта ситуация естественно спровоцировала рост числа льготников — детей военнослужащих, инвалидов и погибших.
Постановление о введении платы за обучение явно вызвало беспокойство в стране. Во-первых, оно возникло в октябре, вводя плату задним числом за уже начавшийся учебный год. Родителям предоставлялось менее месяца для того, чтобы собрать необходимую сумму для первого полугодия — до 1 ноября. Далеко не каждый мог так быстро найти средства, к тому же в постановлении не упоминались возможности кредита или отсроченных платежей.
Александр Гладков,
житель Москвы, драматург
«Указы о введении платы за обучение очень волнуют молодежь. Говорят, что процент учащихся, покидающих вузы и школы резко возрос. Среди молодежи только и разговоров об этом и о стипендиях».
Во-вторых, указ был опубликован в тот же день, что и приказ о государственных трудовых резервах СССР, где альтернативой платному обучению могла стать работа для молодежи. Колхозы и городские советы должны были мобилизовать нужное количество молодежи в ремесленные, железнодорожные и фабрично-заводские училища, численностью от 14 до 17 лет. Выпускники таких учреждений были обязаны провести как минимум четыре года на государственных предприятиях. Нельзя было скрывать, что это делалось для обеспечения притока рабочей силы на шахты, рудники, в транспорт, фабрики и заводы. Учеба в училищах начиналась 1 декабря 1940 года, таким образом, школьникам, не оплатившим обучение, проще было начать трудовую карьеру в том же году. Также годом ранее был снижен призывной возраст, что означало, что многие молодые люди из малообеспеченных семей могли уйти в армию.
Как в СССР вводили плату за обучение
Постепенно, начиная с 1923 года, в СССР вводилось платное обучение с установленным годовым тарифом. Это произошло после выхода декрета Совета народных комиссаров «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного комиссариата просвещения».
В начале 1930-х годов содержание и методы обучения в школах подверглись существенным изменениям. Школьные программы были переработаны, созданы новые учебники, введено преподавание всемирной и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стали уроки, установлены строгие расписания занятий и правила внутреннего распорядка. В результате сложилась устойчивая система образования с преемственными ступенями. В учебные заведения пришло новое поколение педагогов.
Постановлением правительства от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8-10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специализированных средних заведений.
Подтверждением необходимости этих мер в документе явилось заметное увеличение уровня материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского правительства на строительство, оборудование и содержание постоянно расширяющейся сети средних и высших учебных заведений.
Годовая плата приблизительно соответствовала средней месячной номинальной заработной плате граждан СССР (в 1940 году 300-350 рублей).
Тем не менее, даже такая сумма лишала множество подростков возможности продолжать образование после 7 класса. Принимая во внимание обязательные облигационные займы, составлявшие от 20 до 25% от заработка, реальная годовая зарплата в крупных городах равнялась 3400 рублям, а в сельской местности нередко лишь 1000 рублей. В крупных городах, таких как Москва и Ленинград, обучение в старших классах обходилось в 200 рублей в год, в вузах — 400. В регионах расценки были чуть ниже — 150 и 300 рублей, соответственно. В 1940-е годы плата за обучение занимала приблизительно 10% от месячного заработка взрослого человека, а в 1950-1956 годах составляла около 5%.
Сотрудники НКВД фиксировали негативную реакцию населения
В том же 1940 году был издан указ «О государственных трудовых резервах СССР». Совнарком получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 миллиона молодых людей в училища и фабрично-заводские школы. По окончании обучения выпускники получали направления на работу, где были обязаны проработать четыре года. Совсем скоро также появился указ об уголовной ответственности сроком до одного года за самовольный уход или за систематическое нарушение школьной дисциплины, что могло привести к исключению из учебного заведения.
По сути, государство прикрепляло учащихся к фабрично-заводским училищам.
Службы НКВД фиксировали факты роста недовольства и ежедневное стремление учащихся массово покинуть учебные заведения. Замечалось, что студенты были не настроены к занятиям и не готовились к ним. Многие возмущались несоответствием между Конституцией, которая гарантировала бесплатное образование, и новыми указами о введении платы. Зафиксированы случаи употребления спиртных напитков среди студентов. Похожие чувства наблюдались также и среди взрослого населения, где многие выражали недовольство крупными суммами, превышающими месячные оклады неквалифицированных рабочих. Сотрудники вузов отмечали, что советская власть критиковала старые порядки, а сама подражала им.
В результате проведенных преобразований общее количество выпускников средних школ и вузов сократилось в два раза. Во время Великой Отечественной войны власти решили отменить плату за обучение на отдельных национальных окраинах. В 1943 году очередным постановлением Совета Народных комиссаров бесплатное обучение было введено в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане. В остальных республиках СССР продолжало действовать постановление от 26 октября 1940 года. Бесплатными для всех категорий оставались только военные училища.
Во время войны прием в вузы был сокращен на 41%. Количество вузов уменьшилось с 817 до 460, а число студентов сократилось в 3,5 раза.
Цели благие, средств не хватает
Однако необходимо рассмотреть ситуацию несколько глубже. В 1918 году большевики сформулировали принципы новой образовательной системы: единая, светская, бесплатная и общедоступная.
Тем не менее, с первых шагов эти принципы столкнулись с суровой реальностью, когда средств не хватало ни на оборудование школ, ни на достойное содержание преподавателей. Да и само количество учителей, необходимых для всеобщего устройства, иметь не существовало. В итоге финансирование образовательных учреждений было осуществлено за счет сообществ и местных властей, что привело к введению на местах оплаты. При этом уровень оплаты не должен был становиться препятствием для доступа к образованию широких слоев населения. Поэтому существовало множество льготников, которых, учитывая непростую финансовую ситуацию семей, освобождали от каких-либо платежей.
Важно отметить, что внедрение платы за обучение означало, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы на народное образование, и поэтому частично перекладывает эти расходы на население, предоставляя широкие льготы трудящимся и возлагая большую тяжесть на более обеспеченных родителей, — так звучало разъяснение Наркомпроса, выпущенное в 1921 году.
Льготники и сборы на шторы
Декрет Совета народных комиссаров от 28 июля 1924 года «О дополнении к постановлению о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Наркомпроса» гласил: 1. Рабочие и служащие, работающие за заработок ниже 55 рублей по первому поясу, 50 рублей по второму и 45 рублей по третьему, освобождаются от платы за обучение своих детей в школах первой и второй ступени.
2. Правила и нормы взимания платыза обучение детей устанавливаются на местах губернскими исполнительными комитетами в сотрудничестве с губернскими советами профессиональных союзов так, чтобы отчисления не превышали 5% от получаемого жалованья, независимо от числа обучающихся детей.
5% от жалования для родителей, не относящихся к числу малоимущих, — сумма, не принуждающая и не лишающая детей природного права на образование.
К 1930-м годам эта финансовая нагрузка переместилась на уровень самих школ, что означает, что сборы на шторы и другие нужды появились именно тогда.
Тем не менее, стоит отметить, что задачи, поставленные перед собой в сфере образования, постепенно решались большевиками. Удалось ликвидировать неграмотность среди взрослых, и обучение детей охватила всеобщее образование вплоть до семи классов, что по мировым меркам на тот момент считалось настоящим прорывом.
Кто в СССР платно ходил в школу, и как поступали со злостными прогульщиками
Для того чтобы получать лучшие статьи на почту раз в сутки, рекомендуется присоединиться к нам на Facebook и ВКонтакте.
Советское образование было качественным, доступным и бесплатным. Однако в истории образования в СССР есть период, когда обучение в старших классах стоило денег. Соответствующее постановление было принято в конце октября 1940 года, а уже в следующем году, в 1941-м, вступил в силу указ об уголовной ответственности за нарушение школьной дисциплины. Злостные нарушители могли быть исключены из учебного заведения и подвергнуты уголовному преследованию, вплоть до исправительных работ.
Образование после царизма
Молодое советское государство унаследовало от царского режима значительное число безграмотных трудящихся. Доля грамотных россиян накануне Октябрьской революции едва превышала 30%. В начальной школе обучалось менее половины русскоязычных граждан школьного возраста, а дети от представителей других национальностей, как правило, не посещали школу. Основным инструментом повышения культурного уровня населения большевики сделали общеобразовательную школу — начальную, семилетнюю и среднюю. Сразу после Октябрьской революции новоиспеченное правительство, несмотря на всемирный кризис и тяжелое состояние хозяйства, начало осуществление мероприятий по расширению школьного образования.
Позже право советских граждан на образование было закреплено законодательно и занесено в сталинскую Конституцию. Государство гарантировало всемобязательное начальное образование, бесплатное семилетнее обучение, систему государственных стипендий для отличившихся, обучение на родном языке в каждой местности, в зависимости от региона проживания, а также организацию бесплатного технического, производственного и агрономического обучения в трудовых коллективах.
Нагрузка на образовательную систему
С введением платной системы число старшеклассников значительно сократилось.
Постановлением ЦК ВКП(б) для детей 8–10 лет было введено обязательное начальное обучение в 4 класса, начиная с 1930—31 учебного года. Подростки, которые не посещали начальную школу, имели возможность пройти ускоренные 1-2-годичные курсы. Дети, получившие начальное образование (в школе первой ступени), были обязаны окончить семилетнюю школу. Вместе с увеличением количества учащихся заметно возросли государственные расходы на сферы образования. Так, в 1929—1930 гг. сумма, выделенная на школы, в десять раз превысила расходы 1925—1926 учебного года.
Быстрая строительная программа позволила за два пятилетки ввести в эксплуатацию около 40 тысяч учебных заведений. Параллельно возрастала необходимость в подготовке педагогических кадров. Учителя и другие работники школ стали получать увеличенные оклады, что теперь зависело от их квалификации и стажа работы. К началу 1933 года почти 98% детей младшего школьного возраста регулярно посещали занятия, что успешно справилось с проблемой всеобъемлющей безграмотности.
Сколько стоило школьное образование
Небесплатное образование: когда и почему в СССР старшеклассники и студенты платили за обучение
Многие считают, что в СССР граждане никогда не платили за образование. Однако это далеко не так. Чтобы получить среднее образование, а затем и высшее, начиная с 1940 года и до 1956 года, родителям необходимо было нести расходы. То есть обучение в старших классах (8-10 классы) и высших учебных заведениях становилось платным.
1. Советская довоенная система образования
Советская система образования была хорошо продуманной, избежала множества реформ, будь она стабильной, без лишних нововведений, такая система действительно была, но не всегда. Это утверждение больше относится к периоду, когда у власти находились Хрущев и Брежнев. В более ранние времена в образовательной системе происходили масштабные изменения.
Практически сразу после революции 1917 года людям было предоставлено право на образование. Оно стало доступным для всех, независимо от пола, этнической принадлежности и религиозной веры. При этом существующая система обучения, включая школьную и университетскую, была активно разрушена. Произошло разделение школы и церкви: из программы исключили не только Закон Божий, но также и изучение древних языков, историю.
Абитуриентам не требовалось сдавать вступительные экзамены, а также предъявлять какие-либо документы, подтверждающие окончание средней или начальной школы. Таким образом, наблюдался не только заметный прогресс в борьбе с безграмотностью, но и резкое снижение уровня школьного и университетского образования.
К тому же в стране царила полная разруха, подорваны были основы хозяйственного состояния в результате Гражданской войны. В сложившихся условиях человек был вынужден вносить плату за обучение, иначе здания школ приходили бы в полное запустение, а учителям не хватало бы средств на зарплату. Единственное, что делали власти, это следили за величиной взимаемой оплаты, чтобы она не превышала разумных размеров.
Во второй половине 1920-х годов в стране начали стабилизироваться события, что значительно повысило уровень жизни образовательных учреждений.