Ср. Май 27th, 2020

Сказки и утопии немецкого кино

Сказки и утопии немецкого кино

Последние годы немого кино, выпавшие на второю половину 1920-х годов прошлого века, для немецкого кинематографа стали периодом упадка. В те годы экономика страны находилась в плачевном состоянии, а власти переживали кризис. Многие немецкие кинематографисты начали эмигрировать в Америку.

Во главе кинематографической студии UFA («Универсум-фильм-акциенгезельшафт») был поставлен тайный советник Гугенберг, который спустя пять лет привёл к власти Гитлера. UFA и её филиалы сконцентрировались на выпуске пропагандистских фильмов и светских комедий.

Из крупных немецких режиссёров, прославившихся до 1925 года, в Германии оставался только один – Фриц Ланг. Свой первый фильм под названием «Харакири» он снял в 1918 году. Среди самых значительных его фильмов – «Доктор Мабузе – игрок», созданный в стиле киноэкспрессионизма. Однако творчество Фрица Ланга чаще всего связывают с другим течением – неоромантизмом.

Фильм Ланга «Усталая смерть» киноведы называют «полулегендой, «полуволшебной сказкой». Он был снят в 1921 году, и даже шёл в советском кинопрокате, правда, под другим названием – «Четыре жизни». В основе сюжета – сон, состоящий из трёх новелл. «Усталая смерть» и по сюжету, и по атмосфере близка к экспрессионистским фильмам, но не так мрачна.

Картина воспевает силу и самоотверженность любви, что делает её скорее романтической. «Усталая смерть» принесла Фрицу Лангу европейскую известность. Однако по-настоящему прославили его две другие ленты, созданные в 1920-е годы: «Нибелунги» и «Метрополис».

Сюжет первой из них основан на мотивах германского эпоса и повествует о легендарном герое Зигфриде. И если «Нибелунги» отсылают зрителя в далёкое мифическое прошлое, то «Метрополис», напротив, уводит его в возможное будущее.

В «Метрополисе» режиссёр показывает гигантский город с огромными небоскрёбами, с интенсивно движущимся транспортом, который, не помещаясь в узкие русла улиц, перемещается по специальным путям, проложенным высоко над землёй. Вся надземная часть города принадлежит привилегированному классу, а рабочие ютятся в подземельях. Солнечный свет, чистый воздух, трава, деревья для них недоступны. В их рядах постепенно зреет бунт. Среди них появляется пророчица по имени Мария, вещающая о том, что вскоре наступит день, когда все они смогут «вырваться наружу».

Под её влиянием рабочие бросаются ломать машины, они разрушают электростанцию, и вода заливает подземелье. В конце концов мятежники мирятся с миллионером Фредерсоном, который правит всем городом, а Мария находит своё счастье с влюблённым в неё сыном Фредерсона.

Фильм «Метрополис» потребовал по тем временам колоссальных затрат, в итоге финансировавший его киноконцерн UFA оказался на грани банкротства. Поступления от проката не спасли положения дел, поскольку картина собрала лишь седьмую часть вложенных в неё средств.



Катастрофу довершила критика, которая буквально ополчилась на этот фильм. Режиссёра упрекали в отсутствии убедительной идеи, в которую мог бы поверить зритель, в особенности в утопичный финал с примирением классовых антиподов.

После провала «Метрополиса» продюсеры перестали доверять Лангу, и впоследствии ему пришлось довольствоваться гораздо менее скромными проектами. Одним из них стал первый звуковой фильм Фрица Ланга под названием «М», снятый в 1931 году.

После прихода к власти в Германии нацистов Ланг уехал во Францию, а затем перебрался в США. На голливудских киностудиях он зарекомендовал себя профессионалом высокого класса. Однако фильмы, которые он снимал в Америке, не смогли подняться до уровня, когда-то достигнутого на его родине. В конце 1950-х годов

Ланг вернулся обратно в Германию (тогда уже ФРГ). Там он снял новые версии своих собственных фильмов, которые пользовались огромной популярностью в начале 1920-х годов.