Ия Саввина

После завершающих репетиций вся труппа собиралась на квартире у Всеволода Шестакова, расположенной на Фрунзенской набережной. Отец Всеволода занимал высокую должность в правительственных структурах, что привлекало множество гостей в их дом. Спустя несколько лет после этих встреч молодые люди сыграли свадьбу, тем самым скрепив свои отношения.

Ей завидовала Гурченко, а Любовь Орлова спасла ей голос: Ия Саввина

Ия Саввина когда-то училась на факультете журналистики, но её заметил известный актер Алексей Баталов во время студенческого спектакля. С тех пор жизнь Ии Саввиной изменилась кардинально: Баталов предложил ей сняться в экранизации повести «Дама с собачкой». Однако работа над образом оказалась сложной, поскольку ей пришлось научиться многим вещам, которые актеры обычно осваивают на протяжении нескольких лет. Зато после премьеры Саввина мгновенно достигла известности и стала считаться одной из лучших среди актеров-журналистов, как она сама с юмором отмечала.

Сегодня мы отмечаем 87 лет со дня рождения этой замечательной актрисы.

Имя Ия в переводе с грузинского означает «фиалка». Хотя в её семье никогда не было грузин, имя стало необычайно красивым и звучным. Когда девочке исполнилось пять лет, разразилась Великая Отечественная война, и её мать оказалась единственным врачом в нескольких деревнях. В это время родители Ии развелись, и её отчим-военный часто перемещал семью, что в конечном итоге привело их в Москву. После этого Ия, став золотой медалисткой, успешно поступила на факультет журналистики.

Ия Саввина: биография, роли и фильмы, фото, личная жизнь, муж и сын

Из студенческого театра — в «Даму с собачкой»

Занятия в университете проходили у Ии увлекательно, но значительно больше её интересовал театр. За время учёбы она написала множество статей и очерков о таких выдающихся актёрах, как Фаина Раневская и Любовь Орлова, Сергей Юрский и Михаил Ульянов. Кроме того, сама Ия активно участвовала в постановках студенческого театра МГУ, который уже тогда славился своей работой. В один из дней её заметил Ролан Быков и пригласил в свой спектакль. Однако у Ии был очень тихий голос, и ей не хватало сил, чтобы донести его до зрителей.

Ролан Антонович, обладая выдающимся талантом и фантазией, тогда сказал: «Иечка, вам нужен посыл, посыл в зрительный зал». Эти слова остались у неё на всю жизнь, ведь посыл действительно очень важен для театрального успеха, даже при норме давления 90 на 60, — вспоминала Ия Сергеевна.

Вскоре её заметил и Баталов. Он сразу понял, что нашел подходящую кандидатуру на роль чеховской Анны Сергеевны. Хотя его выбор многих удивил, Людмила Гурченко, также пожелавшая сыграть в этом фильме, позже призналась: «Я искренне расстроилась, что такую неприметную девушку взяли на «Даму».

Ия Саввина

Театр

Театральная карьера Ии начинается ещё в студенческие годы. Она играет в спектакле Ролана Быкова «Такая любовь». Вначале её голос был настолько тихим, что зрители в первом ряду не слышали её. После одной из постановок режиссер объяснил ей, что артисту необходим мощный посыл к зрителю, и эта фраза запомнилась ей на всю жизнь.

Вскоре Ия смогла справиться с этим недостатком, и спектакль с её участием стал культурным событием — туда приходили и обычные зрители, и известные актёры, восхищенные её природным талантом. В её студенческом репертуаре также присутствовали такие постановки, как «Машенька» и «Как пришить старушку».

Олег Ефремов и Ия Саввина

В 1960 году Ию пригласили в Театр имени Моссовета, где она играла вместе с такими великими актерами, как Фаина Раневская и Вера Марецкая. Её дебют в главной роли в спектакле «Нора» был удачным — это вызвало восторг среди зрителей, и в знак признательности Любовь Орлова прислала ей корзину цветов. Позже Ия успешно перевоплощалась в различные образы, включая Сонечку Мармеладову в «Петербургских снах» и Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».

Во второй половине 70-х Олег Ефремов пригласил её в МХАТ, где она служила последующие десять лет. После раскола театра она пополнила труппу МХТ имени Антона Чехова. Впервые на сцене мхатовцев Ия Сергеевна появилась в роли Марьи Львовны в спектакле «Дачники». Её ждало множество ярких сценических работ, за которые она била награждена премией «Хрустальная Турандот» за постановку «Рождественские грёзы».

Фильмы

Кинокарьера Саввиной началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер Иосиф Хейфиц, искал актрису, и на основе советов Алексея Баталова, который был впечатлён её игрой в театре, пригласил её на роль. Фильм получил признание не только в Советском Союзе, но и за рубежом, его показывали на фестивалях, в том числе в Каннах, где Ия была удостоена специального приза. После премьеры она получила восторженное письмо от Фаины Раневской.

Она с уважением вспоминает работу Хейфица, благодаря его профессионализму она научилась любить кинематограф. Успех в этой картине открыл двери в мир кино для других режиссёров, заметивших её талант.

Это интересно:  Ева Польна/Eva Polna

Кинокарьера развивалась стремительно, и Ия смогла воплотить на экране огромное количество женских образов. В её фильмографии есть такие ленты, как «Кроткая» и «Грешница», где актриса также сыграла главные роли, доставляя зрителям эмоции и сопереживание.

Особенно значимой для неё была роль Аси Клячиной в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского. С самого начала режиссер был осторожен с выбором актрисы и сказал, что ему нужна деревенская девушка. Ия herself, также сомневалась в своей способности сыграть с актерами, большинство из которых были местными жителями и колхозниками. Съемки завершились в 1967 году, но долгие 20 лет фильм оставался на полках вплоть до его выхода.

Когда лента наконец попала на экраны, она произвела фурор. Успех картины вдохновил режиссера на создание продолжения, но Саввина отказалась от этой идеи, поскольку посчитала, что характер её героини кардинально изменился, и сама она больше не напоминает себя. В итоге ее заменили на Инну Чурикову.

Ия Саввина в фильме Дама с собачкой

В 60-х Ия сыграла множество классических ролей, среди которых работа в фильме «Лика — большая любовь Чехова», где она сыграла сестру писателя. Она также принимала участие в экранизации «Анны Карениной» по роману Льва Толстого, где играла Долли. Критики этой эпохи отмечали естественность и доброту всех её персонажей.

В следующем десятилетии Ия решила изменить образ многолетней положительной героини, и начала заниматься разнообразными ролями, включая тех, которые не вызывали симпатии у зрителей. Это решение обогатило её репертуар.

Среди ощутимых успехов, ей удалось сыграть одну из самых запоминающихся ролей — Лидии Владимировны из трагикомедии «Гараж» Эльдара Рязанова. Этот образ заместителя председателя гаражного кооператива стал неоднозначным, но фразы её героини вошли в цитаты.

Фильм стал таким успешным, что его увидели почти 30 миллионов советских зрителей. Режиссёр восторженно отзывался об Ие Сергеевне, которая быстро адаптировалась к необычной технике съёмки с использованием трех камер под разными углами.

Однако в 80-е годы наблюдается спад в кинокарьере Саввиной — за этот период она появилась только в девяти фильмах. Но она всё равно блистала в главной роли драмы о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье», где её партнером был Олег Ефремов. В 1987 году она снялась в фильме Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 90-х и 2000-х годах актриса продолжала сниматься, хотя её роли стали более эпизодическими. В 2003 году зрители увидели Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она сыграла мать одного из главных героев. Последними работами Ии стали фильмы «Ты меня слышишь?» и «Слушая тишину».

Актерская карьера

Ия Саввина и Алексей Баталов

Алексей Баталов, утвердившийся на роль Дмитрия Гурова, пришел к режиссеру фильма Иосифу Хейфицу и рассказал, что нашел подходящую кандидатуру для этой роли. Когда режиссер познакомился с Ией, он согласился с Баталовым. Во время съемок Ия Саввина не чувствовала волнения, как позже признавалась сама артистка:

«Я даже не осознавала, что это кино. Главное, что это «Дама с собачкой». Первый кадр: проход. Никакого волнения. Страшно стало, когда в жару в 35 градусов шпиц начал буянить и лезть под лавки, и я не могла его удержать!»

Эта ситуация разрешилась благодаря партнеру по съемкам Алексею Баталову, который усмирил собаку.

Ия была в восторге как от самой съемки, так и от всей творческой группы, а после премьерного показа в 1960 году восторг зрителей и кинокритиков был безмерен. Фильм отправился на 13-й Международный Каннский кинофестиваль, где актриса за свою роль в «Даме с собачкой» получила специальный приз.

После этого успеха Саввина была приглашена в Театр имени Моссовета, где в то время работала Фаина Раневская. Сначала молодая актриса не нашла приёма у публики, однако Раневская взяла её под своё крыло и вскоре разговоры недовольных смолкли. Их дружба сохранялась до самой смерти Фаины Георгиевны. Ия Саввина и Фаина РаневскаяПервая роль Ии в Театре Моссовета состояла в спектакле «Нора», который поставили по пьесе Генрика Ибсена «Кукольный дом» в 1960 году. Саввина оставалась в этом театре до 1977 года, за время работы она сыграла в спектаклях «Ленинградский проспект», «Странная миссис Сэвидж», «Петербургские сновидения». Ия Саввина в молодостиАктёрского образования у Ии не было, но ей повезло встречать на своём пути выдающихся людей:

«Это была моя школа, это были все. Театрального образования у меня нет. Именно поэтому всю свою школу я воспринимаю как людей, с которыми встречалась: Быков, Хейфиц, Москвин Андрей Николаевич, в 1958 году признанный лучшим оператором мира, и, конечно же, Алексей Баталов».

В 1967 году на экраны вышел фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», в котором Ия Саввина сыграла роль Аси-хромоножки. Кадр из фильма История Аси Клячиной

В 1968 году она сыграла Сашу в киноленте «Служили два товарища» рядом с Владимиром Высоцким и Олегом Янковским. Кадр из фильма Служили два товарища

С 1969 по 1972 годы она также принимала участие в озвучании мультипликационного фильма о Вини-Пухе — её голосом говорил Пятачок.

70-е годы стали для Ии Саввиной эпохой множества запоминающихся образов в кино. Она сыграла знаменитого хирурга в «Каждый день доктора Калинниковой» (1973), школьного завуча в «Дневнике директора школы» (1975), учёного-микробиолога в «Открытой книге» (1979) и члена правления гаражного кооператива в фильме «Гараж» (1979). Она блестяще запечатлела образ русской женщины во всех её проявлениях. Саввина с Олегом Ефремовым

Это интересно:  Тильда Суинтон

Её первой ролью на сцене МХАТа была Марья Львовна в спектакле «Дачники». Позже зрители наслаждались её игрой в образах Галины в «Утиной охоте» (1978), Полины Андреевны в «Чайке» (1980), Войницкой в «Дяде Ване» (1985), Шарлотты в «Вишневом саду» (1989) и Софьи Ивановны в «Рождественских грезах». Также её талант был зарыт в образе Аделаиды Брукнер в «Кошках-мышках». В спектакле Дядя Ваня

Несмотря на свою внешнюю хрупкость, Ия Саввина обладала сильным характером. Она никогда не соглашалась на роль, если считала, что персонаж в сценарии показан неправильно или неприемлемо для неё. Когда Андрей Кончаловский, спустя почти тридцать лет после выхода фильма об Асе Клячиной, решал снять продолжение и прислал Ие сценарий, она, прочитав его, категорически отказалась участвовать, так как была уверена, что её героиня не могла так измениться за это время. Кадр из фильма Слушая тишину

Личная жизнь Ии Саввиной

По воспоминаниям друзей и коллег, Ия Саввина была людьми, которые не терпели несправедливости в любых её проявлениях. Она не боялась высказывать своё мнение, невзирая на звание и статус. Коллеги относились к ней с уважением и даже немного опасались.

Известно, что с какими-либо сомнительными предложениями к Ие лучше было не обращаться, как рассказывал о ней режиссер Александр Митта, с которым Ия работала в киноповести «Звонят, откройте дверь». Актер и поэт Валентин Гафт в одной из своих эпиграмм писал:

«Все это действительно так, и это вовсе не вымысел, и не шизофрения. В Крыму гуляли две собаки: поменьше — шпиц, побольше — Ия».

На эпиграммы Гафта Ия не обижалась. Она могла внезапно вспылить, обогатив свою речь крепкими словами, но в то же время обладала удивительным чувством юмора и любовью к окружающим, а также милосердием. Эти качества её многогранного характера неоднократно помогали ей справляться с трудностями в жизни, которых у неё было предостаточно.

С первым мужем – Всеволодом Шестаковым

С первым мужем, Всеволодом Шестаковым, Ия познакомилась во время учёбы в университете. Он был старше Ии на восемь лет, занимал должность куратора факультета геологии и также играл в студенческом театре МГУ. В частности, он был участником спектакля «Такая любовь», который стал судьбоносным для Саввиной. В 1958 году их отношения увенчались свадьбой. В браке с Всеволодом у Ии родился сын Сергей. Мальчик страдал синдромом Дауна. Врачи не раз настоятельно рекомендовали ей отказаться от ребенка, утверждая, что такие дети редко доживают до 16 лет, но Ия, сама испытала предательство от бывшего мужа, даже не могла думать о таком шаге.

Ия сделала всё, чтобы её сын смог развиваться и жить как обычный ребенок, несмотря на тотальные предвзятости общества в отношении особенных детей. Ия Саввина с сыном СергеемЕё забота принесла свои плоды: хоть развитие мальчика остановилось на уровне семи лет, он мог прекрасно рисовать, читать, писать, играть на рояле и переводить тексты с английского языка. Сергей оставался добрым и улыбчивым ребенком, каким и был до конца своей жизни. Для Ии он был как счастьем, так и источником боли. На фото: Сергей ШестаковВ 1974 году, спустя 16 лет совместной жизни, их брак с Всеволдом окончательно распался. Всеволоду уже надоели как взрывной характер Ии, так и то, что её сердце было отдано только Сереженьке.

В 1979 году Ия отправилась на отдых на Соловки, где встретила других актеров театра. Среди них был и актер Анатолий Васильев. У них оказалась много общего: оба любили природу, театр и оба испытывали неустроенность в личной жизни. Ия Саввина и Анатолий ВасильевВскоре эти общие интересы привели к тому, что Ия и Анатолий решили жить вместе. Их семейная жизнь была наполнена весельем, трагедией, драма, с криками, смехом и слезами — так описывал свою семейную жизнь с Саввиной Анатолий в передаче «Что будет без меня?» Он понимал, что всплески её бурного характера были адресованы только тем, кто ей действительно дорог, и поэтому не сердился на её эксцентричность. Могила Ии Саввиной

С последних лет своей жизни Ия думала исключительно о своём родном человеке — о Сергее: «Я молю Бога, чтобы Он собрал нас вместе». Ия боялась, что без неё её сын не сможет выжить, и, осознавая, что её дни сочтены, этот страх заставлял её бороться за жизнь. Анатолий Васильев заботился о Сергее после смерти Ии

Однако Сергей пережил свою мать на целых десять лет. После её потери заботу о нём принял на себя Анатолий Васильев. Сергей умер в октябре 2021 года от раковой опухоли, ему было 64 года.

80 лет со дня рождения Ии Саввиной. Лучшие роли легендарной актрисы

Дама с собачкой (1959).

Ия Саввина в роли Долли Облонской в фильме Анна Каренина (1967).

Ия Саввина в роли Долли Облонской в фильме «Анна Каренина» (1967).

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967).

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967).

Кадр из фильма Служили два товарища (студия

Фильм Сюжет для небольшого рассказа (1969) режиссёра Сергея Юткевича. Ия Саввина в роли Марии Павловны Чеховой и Марина Влади в роли Лики Мизиновой.

Заслуженная артистка РСФСР Ия Саввина в роли Сони в спектакле Петербургские сновидения (1969) по роману Федора Достоевского в постановке театра имени Моссовета.

В роли члена правления гаражного кооператива Аникеевой в культовом советском фильме Гараж (1979).

В роли члена правления гаражного кооператива Аникеевой в культовом советском фильме «Гараж» (1979).

В художественном фильме Частная жизнь (1982) режиссёра Юлия Райзмана.

Сцена из спектакля Дядя Ваня (1988) по пьесе Антона Павловича Чехова. В роли Войницкой — народная артистка СССР Ия Сергеевна Саввина. Московский Художественный Академический театр СССР имени М. Горького.

Слушая тишину (2006).

Просила об эвтаназии, чтобы прекратились муки

После столь удачного дебюта было бы неправильно отказывать режиссёрам в работе с Ией Саввиной. Как же могла 23-летняя дебютантка без профессионального образования, ни разу не выходившая на экран, сыграть чеховскую Анну Сергеевну («Дама с собачкой»), и лишь глядя на её игру, многие по сей день не могут понять? Она не только выглядела естественно и убедительно, но и получила специальный приз на международном фестивале в Каннах. Это происходит в одном случае из тысячи. Вечная память гениальному Алексею Баталову. Это он, увидев молодую актрису в студенческом театре МГУ, порекомендовал Иосифу Хейфицу пригласить её на роль.

Это интересно:  Вахиде Гердюм

Дама с собачкой, 1960 год.

Ия снималась рядом с Михаилом Ульяновым (в «Частной жизни») и Владимиром Высоцким (в «Служили два товарища»). У Эльдара Рязанова она сыграла заметную роль в «Гараже». Однако самой лучшей своей работой актриса считала «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского. Этот фильм пролежал на полке 20 лет, а потом был признан шедевром. В 1990 году все создатели картины, включая Ию Саввину, были награждены запоздалой Госпремией.

Её профессиональная жизнь была насыщена съемками, репетициями и премьерами, а дома она до конца своих дней оставалась матерью, которая заботилась о своём «солнечном» мальчике. Ия Сергеевна больше всего боялась оставить Сережу одного. Она говорила: «Мы должны уйти вместе». Неизлечимо больная, она понимала, что её дни с каждым мгновением уменьшаются. В последние минуты она просила об эвтаназии, чтобы прекратились муки. За десять дней до смерти она решила заключить брак с актером и режиссером Анатолием Васильевым, с которым прожила более тридцати лет. Брак был заключён лишь для того, чтобы он стал законным опекуном её взрослого, но практически беспомощного Сережи (в этом году сыну Ии Саввиной исполнилось 64 года).

Ия и Анатолий соединили свои судьбы, когда ей было уже за сорок. Во время совместной работы они поняли, что у них множество общих интересов, включая увлечение рыбалкой. Отношения развивались стремительно. Через несколько месяцев актриса обнаружила, что беременна. Она успела полюбить плод своей любви. Анатолий, который был на три года моложе Ии и ещё не имел детей от предыдущего брака с Мариной Нееловой, хотел стать отцом. Однако страх Ии снова родить больного малыша оказался сильнее её желания.

Как много лет назад, находясь в роддоме, она стояла у окна, не удерживая слёз. Они текли непрерывно, и совершенно не высыхали. Ия ещё не знала, что по-настоящему рыдать ей придётся после аборта. Она узнала, что избавилась от двух девочек, и простить себя после этого было невозможно.

Особенный ребёнок играл на пианино и знал английский

Ия Саввина не только блестяще играла на театральной сцене и в кино, но также была матерью «особенного» ребенка. Её сын Серёжа появился на свет у Ии и Всеволода Шестакова 27 марта 1957 года. У малыша был синдром Дауна. После рождения мне предлагали отказаться от него, говорили, что проживёт он не больше 16 — 20 лет. Но Саввина ни за что не собиралась оставлять своего сына и забрала его домой.

Она всю жизнь оставалась благодарной знаменитому педиатру, профессору Георгию Сперанскому, который оказывал ей помощь, объяснял, как лечить Сергея, какие массажи и медицинские процедуры проводить, говоря при этом, что будет трудно, но с этим она непременно справится. Важную помощь оказывала и её свекровь, педагог Янина Адольфовна, бросившая работу ради занятий с внуком. Ия Саввина и Всеволод Шестаков прожили вместе 16 лет, но, по признанию актрисы, семьи как таковой не было. В 1974 году их брак распался.

Благодаря усиленным усилиям Ии и её свекрови, Серёжа научился читать, писать, считать, играть на фортепиано. Более того, он знал множество стихов наизусть, освоил английский язык и даже писал картины, которые выставлялись и пользовались успехом. А также окончил вуз и стал заниматься переводами с английского!

Когда Ие было за 40, она познакомилась с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым. Это произошло в 1979 году. В том же году была выпущена известная картина «Гараж» Эльдара Рязанова, где она исполнила роль председателя правления гаражного кооператива. Актриса продолжала работать в МХАТе, сниматься в кино и писать статьи — ведь она получила журналистское образование в одном из самых основных вузов страны.

Сын пережил маму на 10 лет

Анатолий Васильев и Ия купили домик в деревне Дорофеево. Они проводили много времени там. В 2000-х годах Ия стала реже сниматься, её роли стали чаще второстепенными. В 2008 году у актрисы диагностировали меланому. Врачи удалили злокачественное образование, но она отказалась от химиотерапии. Через три года, весной 2011 года, с Ией произошёл инсульт. В июле того же года она попала в ДТП, в котором пострадали два пассажира, в том числе и сама Ия. Это все стало причиной рецидива её болезни.

27 августа 2011 года Ия Саввина скончалась. Ей было 75 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Анатолий и Ия прожили вместе более 30 лет. За две недели до её ухода они провели официальную регистрацию брака. После её смерти формально опекуном её 54-летнего сына Сергуме стал Анатолий Васильев. 22 октября 2021 года, спустя 10 лет после смерти своей матери, Сергей ушёл из жизни в возрасте 64 лет.

Оцените статью
Добавить комментарий