В день, когда отмечается 85-летие актрисы, вспоминается не ее трагедия и страдания, а яркий фильм «Три плюс два». В нем кумиры целой эпохи предстают молодыми, красивыми и счастливыми. И именно такими хочется сохранить их в памяти…
Наталия Кустинская
В молодые годы Наталия Кустинская, часто именуемая Натальей Кустинской, была настоящим секс-символом Советского Союза. Фильмы с ее участием были и остаются любимыми у миллионов зрителей, как в России, так и в других странах бывшего Советского Союза. Однако в самые яркие для нее моменты никто из ее коллег и поклонников даже не догадывался о том, как печально сложится ее судьба и биография в дальнейшем.
Наталия Николаевна Кустинская появилась на свет весной 1938 года в Москве. Несмотря на то, что ее родители не были звездами остросюжетных фильмов, им удалось преуспеть в артистической сфере. Отец, Николай Кустинский, работал как куплетист, а мать занималась эстрадным вокалом.
Семья проживала на Малой Бронной улице и славилась своим радушием. Их квартира всегда была полной гостей, многие из которых являлись известными личностями. Лидия Русланова, Клавдия Шульженко и Изабелла Юрьева — эти имена для Наталии были не просто звездами, а добрыми знакомыми, с которыми ее родители общались.
Кустинская росла в тепличных условиях и ни в чем не нуждалась. У девочки была няня, присматривавшая за ней, пока родители были заняты работой. Эта женщина стала первой, кто заметил, что Наталии явно предназначено артистическое будущее и ей стоит попробовать себя на сцене.
В детстве Наталия часто сопровожала родителей на концерты, бывая за кулисами, когда отец готовился к выступлениям, и встречая таких артистов, как Мария Миронова и Александр Менакер. Именно в те годы она впервые познакомилась с юным Андреем Мироновым.
Наталия унаследовала от своих родителей самые лучшие качества: от мамы — красоту и хороший музыкальный слух, а от отца — артистизм и жизнерадостный нрав. Она не стеснялась декламировать стихи, исполнять песни и танцевать. В раннем возрасте ее отдали в музыкальную школу имени Гнесиных, которую она успешно окончила, получив диплом по классу рояля.
Судьба выбрала для юной красавицы дорогу артистки, и она с радостью приняла этот выбор, легко поступив в Щукинское театральное училище и во ВГИК. В итоге Наталия остановила свой выбор на ВГИКе, где она обучалась на курсе у известных мастеров — Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В 1961 году, завершив обучение, она начала свою карьеру в кино.
Фильмы с Наталией Кустинской
Кинематографическая карьера Кустинской началась, когда она была всего лишь студенткой четвертого курса. Известный режиссер Григорий Рошаль, создававший культовую драму «Хождение по мукам», заметил эту загадочную студентку в коридорах учебного заведения и настоял на ее участии в съемках. Он взялся за продолжение драмы под названием «Хождение по мукам. Хмурое утро». Отказаться от предложения Рошаля никто не осмелился, несмотря на строгий запрет ВГИКа, который запрещал студентам покидать стены учебного заведения до получения диплома.
После выхода на экран этого фильма, где Наталия исполняла роль Маруси, появились первые восторженные отзывы о ее актерском мастерстве. Критики с энтузиазмом встречали появление новой звезды советского кино в лице Кустинской.
Не за горами оказалось ее первое замужество, которое вызвало зависть у многих коллег. Ее супругом стал известный режиссер Юрий Чулюкин, однако несмотря на статус своего мужа, Наталия не получала главных ролей в его фильмах. К концу их совместной жизни она снялась лишь в одном успешном фильме — комедийной мелодраме «Королевская регата».
Но, увы, о главной роли в комедии «Девчата» Наталия могла только мечтать. По одним источникам, художественные руководители фильма Михаил Ромм и Юлий Райзман посчитали, что актрисе с ее яркой внешностью не подходит роль поварихи. Согласно другим данным, ревнивый Чулюкин хотел, чтобы его супруга проводила время дома, создавая уют. Ходили слухи, что Наталие предлагали сыграть Анфису, но она сама отклонила это предложение, заявив, что лучше, если вместо нее съемки согласится провести Светлана Дружинина. В результате роль Тоси досталась Надежде Румянцевой, что сильно задело Кустинскую.
Тем не менее, громкая слава всё же пришла к актрисе. В 1963 году на экраны вышла легкая и яркая комедия «Три плюс два», снятая Генрихом Оганесяном. В этом фильме свои роли исполнили как уже известные звезды, такие как Андрей Миронов, так и новые имена — Наталья Фатеева, Евгений Жариков и Геннадий Нилов.
Лента стала настоящим кинохитом, мгновенно завоевавшим популярность, а все участники съемок получили свою долю известности. Белокурая красавица Кустинская стала объектом восхищения и огромного количества любовных писем, а ее фотографии на открытках начали массово продаваться в киосках Союзпечати.
Наталия пользовалась высоким спросом у режиссеров, однако порой из-за различных причин роли могли срываться. Например, актрисе предложили главную роль в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница», но она отказалась, так как уже согласилась на участие в другой картине — военной драме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша», где ее утвердили без проб. Однако актрису настигло заболевание — воспаление легких, и, в конечном итоге, она не снялась ни в одном из этих проектов.
В 70-80-е годы Кустинская продолжала активно сниматься. Однако не удавалось создать такое количество хитовых фильмов, как ранее. Одной из ярких ее ролей стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию», в которой актриса сыграла любовницу режиссера Якина. Позже она также снялась в сериале «Вечный зов», интерпретировав образ Полины Лахновской. Однако с тех пор она не получала главных ролей, которые бы засвидетельствовали ее статус звезды.
Интересно, как могла бы сложиться судьба Кустинской, если бы ей удалось сняться в немецкой драме «Волшебная гора», снятой по мотивам произведения Томаса Манна. Известно, что советскую актрису пригласили в проект, в котором ее партнерами должны были стать Шон Коннери и Шарль Азнавур. По утверждениям самой актрисы, запрет на ее съемки наложил один из высокопоставленных работников КГБ, что и помешало её карьере.
Фото: Наталья Кустинская
Биография Натальи Кустинской
Наталья Николаевна Кустинская — одна из самых прекрасных актрис советского времени, пользовавшаяся всемирной известностью в середине 1960-х годов. Ее часто сравнивали с Брижит Бардо, называли роковой женщиной, секс-символом СССР, а также златокудрой волшебницей. Французский журнал Candide даже включил ее в список десяти самых красивых актрис мира. В ее актерской карьере было чуть более двадцати ролей, начавшись с драмы «Хмурое утро», она запомнилась зрителям благодаря своим выдающимся талантам, особенно в комедиях «Три плюс два», «Иван Васильевич меняет профессию» и в киноэпопее «Вечный зов».
Судьба щедро одарила Кустинскую всеми необходимыми талантами — она прекрасно играла на фортепиано, обладала бархатным, грудным голосом, выразительной речью и неплохими танцевальными способностями. Однако, несмотря на удачу, она столкнулась с рядом трагедий, включая гибель сына и внука.
Не могла простить предательства
В 1959 году состоялся выход на экраны фильма «Хмурое утро», третьей части режиссерской драмы «Хождение по мукам», в которой Наталья сыграла роль Маруси. Хотя во время обучения участвовать в съемках было строго запрещено, исключение было сделано для талантливой актрисы по разрешению режиссера Григория Рошаля.
К тому времени Наталия уже была замужем. Неподалеку от всех остатков своих юных лет ее покорил своими чарами режиссер Юрий Чулюкин, который был старше ее на девять лет.
Именно комедия «Девчата», главной ленты Чулюкина, стала роковой для их отношений. Режиссер пообещал Наталии роль Тоси, репетируя с ней сцены и оттачивая их. Однако художественный совет, посчитав, что Кустинская слишком яркая и привлекательная для образа Тоси — персонажа, который в начале фильма выглядит весьма скромно. Роль она была исполнена незабвенной Надеждой Румянцевой, а Наталия ужасно обиделась на мужа.
«Я не могла простить Юру такого предательства!» — вспоминала актриса. — «Не только он меня не снимал, он даже не отпускал к другим режиссерам. Говорил, что я стану знаменитой и уйду от него…»
Вышла в халатике
После роли, после которой Кустинская обрела всесоюзную известность, она снялась в 1963 году в фильме «Три плюс два». Съемки проходили в Крыму, в живописном Новом свете, где Наталия появилась в купальнике, что на тот момент считалось довольно смелым решением для российской киноиндустрии. Говорят, когда на съемочную площадку приезжал муж Кустинской Юрий Чулюкин, он был в ярости, увидев откровенные наряды актеров.
В 1966 году Чулюкин все же пригласил супругу сыграть в своей картине «Королевская регата», но их отношения все еще продолжали оставаться сложными. За спиной Наталии донесли слухи, что у режиссера есть любовница, даже указали ее адрес. Актриса, озадаченная, отправилась на Новопесчанную улицу, где ей открыла именно та женщина, находившаяся в халатике. Она воскликнула: «Как хорошо, что вы пришли! Он вас не любит, он любит меня!» — рассказала Наталья Николаевна. «Я тут же заявила, что все кончено…»
Чулюкин, желая вернуть свою любовь, просил прощения, но преданная актриса решила оставить мужа и навсегда вычеркнуть его из своей жизни.
Брак с режиссёром
Первый раз Кустинская сочеталась узами брака с кинорежиссером Юрием Чулюкиным, который был старше ее на девять лет. Однако их отношения претерпели слом после совместной работы над фильмом «Королевская регата» в 1966 году. В то время Наталия получила главную роль, но фильм оказался неудачными в прокате, что стало началом конца их любви. В итоге в том же году они подали на развод.
Следующим ее избранником стал переводчик Олег Волков, но их союз продлился всего два года и распался после рождения сына Дмитрия. Споры и конфликты между супругами становились все чаще, позже Наталья завела роман с космонавтом Борисом Егоровым, из-за которого он развелся со своей женой — актрисой Натальей Фатеевой.
Со своим новым партнером Наталия прожила 19 лет — с 1970 по 1989 год. За эти годы Дмитрий, их сын, сменил свое отчество на Борисович и фамилию на Егоров. Но, к сожалению, позже Егоров охладел к Кустинской и начал проявлять интерес к более молодым женщинам. Рассказывалось, что последние годы их совместной жизни стали для Кустинской настоящим испытанием.
Череда трагедий
После расставания с космонавтом на плечи Натальи свалились новые беды: ей диагностировали перелом позвоночника, развился диабет. Ее уже не звали в кино, ведь в возрасте 60 лет актрисы не так востребованы, как в молодости.
Спустя некоторое время она снова вышла замуж. Ее четвертым мужем стал профессор МГИМО Борис Хромушин, совместно они пережили утрату внука Натальи, который ушел из жизни в семимесячном возрасте из-за гидроцефалии. Их брак длился до 2002 года, но, к сожалению, Хромушин неожиданно ушел из жизни.
Он поскользнулся, упал и сломал плечо. Операция прошла неудачно — возникла инфекция. Пришлось провести вторую операцию. Когда он вернулся домой, вроде начал поправляться. Но однажды, после выхода на короткую прогулку, он упал, не дойдя нескольких шагов до нашей двери, и трагически скончался.
В том же году произошла трагедия — ушел из жизни и сын актрисы. Существуют данные, что он страдал от злоупотребления наркотиками и алкоголем. После этого ряда потерь Наталия мучилась в течение двух лет, восстанавливаясь от стрессов и утрат.
Кино
После своего яркого дебюта, Кустинская ощутила, что значит быть звездой. Ее стали приглашать на съемки, в том числе и на главные роли. В 1959 году она снялась в фильме «Сильнее урагана», а в 1960-1961 годах уже играла ключевую героиню в двухсерийной экранизации произведения Якуба Коласа «На росстанях». Затем последовали ленты «Годы девичьи» и главная роль.
Однако настоящим секс-символом СССР Наталия обрела статус после выхода комедии «Три плюс два». В это время ее начали сравнивать с Брижит Бардо, и она стала получать множество любовных писем.
К моменту завершения своей карьеры, Наталья Кустинская громко покинула экран. Она снялась во всеми любимом фильме «Иван Васильевич меняет профессию» и затем в третьем сезоне сериала «Вечный зов».
В декабре 2012 года Наталия Кустинская была госпитализирована в состоянии комы, после перенесенного инсульта, и вскоре скончалась. Ее похоронили на Кунцевском кладбище рядом с сыном.
Награды
В 1999 году Наталия Кустинская была удостоена звания заслуженной артистки России.
Она ушла из жизни 13 декабря 2012 года.
- Светик (1989)
- Вечный зов (1983)
- Шофер на один рейс (1982)
- Мой папа — идеалист (1980)
- Гражданин Лешка (1980)
- Пробивной человек (1978)
- Стажер (1976)
- Авария (1975)
- Иван Васильевич меняет профессию (1973)
- Весенняя сказка (1971)
- Кочующий фронт (1971)
- Десять зим за одно лето (1969)
- Королевская регата (1966)
- Спящий лев (1965)
- Три плюс два (1963)
- После свадьбы (1962)
- Увольнение на берег (1962)
- Годы девичьи (1961)
- Первые испытания (1961)
- Сильнее урагана (1960)
- Хождение по мукам (1959)