Художник Илья Репин был свидетелем того, как его друг пожилого возраста отменил свадьбу с молодой женщиной, поскольку не хотел, чтобы его сравнивали с персонажем картины Василия Пукирева «Неравный брак».
Неравный брак (картина)
Нера́вный бра́к — это известное произведение русского художника Василия Пукирева. Оно было завершено в 1862 году, вскоре после завершения его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первое публичное представление этого полотна состоялось на академической выставке в 1863 году, после чего картину приобрела Государственная Третьяковская галерея. Это полотно выделялось выразительной композицией, внушительными размерами для бытового сюжета и высоким уровнем мастерства, благодаря чему оно значительно укрепило положение Пукирева в русской живописи и способствовало его избрание на должность профессора Академии художеств.
Предыстория
Вторая половина XIX века в Российской империи была временем, когда общественность остро обсуждала проблему положения женщин, вынужденных входить в брак без собственного согласия. Эти случаи имели место быть в частности среди тех, для кого брак воспринимался как способ достижения материальных благ и социального статуса. В это время вопрос о неравных браках, особенно о союзе с заметной разницей в возрасте между супругами, стал особенно актуальным.
В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Александра Островского «Бедность не порок», которая поднимала проблему неравных браков и социальной несправедливости, преобладавшей в обществе того времени. В феврале 1861 года Святейший Синод издал Указ, осуждающий практику вступления в брак с явной разницей в возрасте между супругами. Этот документ отражал нарастающее беспокойство общества по поводу моральных аспектов таких союзов.
Существует мнение, что идея создания картины, посвященной неравному браку, возникла в результате бесед художника Василия Пукирева с другом, также художником, который занимался изучением обычая купеческого сословия. Этот друг обратил внимание на циничный подход и чрезмерное стремление к материальной выгоде в этой социальной группе. Именно данный взгляд и одновременные обсуждения могли стать источником вдохновения для Пукирева при создании его работы, освещающей трагические последствия браков, базирующихся не на любви, а на расчетах и экономической целесообразности.
Был ли Пукирев известным художником?
Определить Василия Пукирева как широко известного художника сложно. Он родился в Тульской губернии, изучал иконопись в Могилеве, работал на храмы, а затем поступил в Московское художественное училище и какое-то время проживал на Большой Лубянке. В контексте известнейших мастеров русского искусства Пукирев не выделялся, однако в 1862 году он создал картину «Неравный брак», которая сразу предстала перед общественностью и быстро завоевала популярность. Полотно было выставлено в Петербурге, а затем отправлено на всемирную выставку в Париж.
— Существуют музыканты, которые прославились благодаря одной песне, и художники, известные благодаря одной картине. К последним относится и Пукирев, который стал известен благодаря работе «Неравный брак», за которую он быстро получил звание профессора живописи в Академии художеств, — говорит Дмитрий. — В дальнейшем её для своей коллекции приобрел Третьяков. Больше ничего значительного художник не создал и сам себя не превзошел. Возможно, именно поэтому в 1875 году, спустя 13 лет, он создает копию «Неравного брака». Возможно, он делал это только ради заработка, что не было чем-то постыдным. Например, Василий Максимов сделал 30 копий своей работы «Все в прошлом», потому что эти авторские копии пользовались большой популярностью. Позже Пукирев стал преподавать, но в конечном итоге его жизнь закончилась в полной бедности. Он даже распродавал свою коллекцию работ других художников, чтобы свести концы с концами. Хоть его и не забыли, в конце жизни дела у него шли крайне плохо.
Что изображено на полотне?
На картине изображена сцена венчания пожилого жениха и молодой невесты, которая явно не по своей воле согласилась на этот обряд и не может сдержать слез. Гости, наблюдающие за происходящим, располагаются за спинами молодоженов.
Существует несколько теорий о том, почему Пукирев решил взяться за эту сложную тему. Вот некоторые из них:
- Идея была подсказана другом Пукирева, художником Петром Шмельковым.
- Друг Пукирева Сергей Варенцов влюбился в Софью Рыбникову, которую родители выдали замуж за богатого купца Андрея Карзинкина. Они имели 13-летнюю разницу в возрасте. Жизнь сложилась так, что Варенцов оказался вынужденным присутствовать на свадьбе своей возлюбленной в качестве шафера. Первоначально художник намеревался изобразить Сергея на картине, но из-за его гнева полотно потребовалось переделать.
- Сам художник был в аналогичной ситуации; об этом упоминал известный журналист Владимир Гиляровский, отметив, что родители девушки предпочтли более обеспеченного жениха.
Одиночество среди толпы
Цветовая палитра картины мрачная и приглушенная, что усиливает тяжесть момента и его драматизм. Особое внимание стоит уделить взаимодействию света и тени: свет, падающий на лицо девушки, делает её еще более уязвимой и беззащитной.
Молодая невеста представлена потерянной и одиночной даже среди толпы присутствующих. Поникший взгляд и напряженная осанка выдают тот факт, что выбор, сделанный ею, был навязан обстоятельствами. В то же время пожилой жених стоит прямо, гордо и уверенно, его фигура доминирует на полотне, символизируя его социальное и материальное превосходство.
Работа Пукирева является критикой общественных норм и традиций, которые порой заставляют молодых девушек вступать в брак с пожилыми мужчинами из-за материальных и социальных обстоятельств.
А какой смысл несет картина другого художника XIX века Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Узнайте больше в нашем материале:
Судьба невесты
Завесу тайны над судьбой невесты приоткрывает другой художник. В 2002 году в Третьяковскую галерею был передан рисунок художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. На листе бумаги простыми карандашами была изображена пожилая женщина в скромной одежде и с печальными глазами.
Работа была подписана автором, который сообщил, что это:
«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев создал свою знаменитую картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова проживает в Москве, в Мазуринской богадельне.»
Можно лишь догадываться, как сложилась судьба Прасковьи Варенцовой в замужестве. Одно можно сказать с уверенностью: если она оказалась в старости в богадельне, то в её браке не было ничего хорошего. Одиночество и заброшенность среди себе подобных — вот итог этого и множества других неравных браков, заключенных ради денег или звания.
Что касается самого Василия Пукирева, его жизнь также не была простой. После своего успеха, связанного с «Неравным браком», художник создал еще несколько достойных картин, однако ни одна из них не достигла успеха его первой работы. В старости он встретил одиночество и нищету.
Картине Пукирева удалось внести более значимый вклад в борьбу с неравными браками, чем Указ Синода. Художник Илья Репин отмечал, что «по его картинам много крови было испорчено не одному старому генералу». Известный российский историк Н. Костомаров и вовсе признался, что картина подтолкнула его к переосмыслению своей совести, что привело к отказу от женитьбы на молодой особе.
Если вам интересны необычные истории знаменитых картин, вам будет захватывающе узнать, как на самом деле называется картина Репина «Приплыли» и почему ее называют неправильно.
Кстати, у нас есть Telegram-канал!
Подписывайтесь на него, если вы любите красивые фотографии и интересные истории!
Покойная жена князя
Интересно, что взгляды на князя с укором направлены не только со стороны художника. По правую руку от жениха можно увидеть пожилую женщину в свадебном венке и белом платье, которая выглядывает из-за его плеча.
Женщина смотрит на князя с упрекающим и осуждающим выражением лица. Она изображена менее четко и размыто по сравнению с другими участниками церемонии.
Скорее всего, Пукирев изобразил покойную супругу князя в образе призрака. Что побудило его на это действие — загадка. Возможно, художник сильно осуждал князя за вступление в брак с юной девушкой, которую он, судя по всему, собирался сделать несчастной.
Он, возможно, искал поддержку своих мыслей, но когорт свершений никто не осуждал, так как неравные браки в XIX веке были обычным явлением. Поэтому живописец предпринял шаги, проявив свои чувства через изображение призрака покойной супруги князя на картине.
Вдобавок, Пукирев на картине изобразил аж два призрака. Если внимательнее присмотреться, можно увидеть голову пожилой женщины в свадебном венке, выглядывающую из-за спины священника. Она с сочувствием смотрит на молодую невесту, словно желая поддержать её.
В этих призраках кроется некая драма. Неясно, это ли два призрака одной жены, или князь Цицианов пережил двух супруг. Художник никаких заметок не оставил, что оставляет это в загадке для зрителя, пытающегося понять, что он имел в виду. Не исключено, что во время написания картины Пукирев находился в сильной внутренней борьбе, что отбилось в его работах.
Печальный конец драматичной истории
Хотя в царской России неравные браки встречались, их исход мог быть различным. Иногда срабатывала поговорка «Стерпится — слюбится», с которой родители провожали своих дочерей под венец.
С течением времени молодая жена могла привыкнуть к супругу, рожать детей, и они могли прожить в относительном благополучии до его смерти. Оставшаяся вдовой, она могла наслаждаться оставшейся жизнью в достатке, а порой выходить замуж второй раз, уже по любви.
Однако случались и другие варианты. Подобные союзы часто заканчивались трагически, когда молодая супруга не желала мириться с навязанной ей судьбой. Судя по всему, судьба Прасковьи Варенцовой оказалась достаточно непростой.
Владимир Сухов увидел её в 1907 году. Она была уже в возрасте и проживала в Мазуринской богадельне в Москве. Сухов набросал её портрет и подписал его следующим образом:
«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев создал свою знаменитую картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова проживает в Москве, в Мазуринской богадельне.»
Этот портрет долго оставался неизвестным, пока в 2002 году его не передали в Третьяковскую галерею. В этом портрете пожилой женщины действительно можно разглядеть черты юной невесты из картины Пукирева.
В богадельнях, как правило, находились нищие и бездомные, не имеющие ни крова, ни средств на существование. Как Варенцова оказалась в таком положении — неизвестно. Возможно, она разозлила князя чем-то, и тот лишил её наследства, может быть, князь сам разорился, или произошло что-то еще. Это по-прежнему остается загадкой.
Что касается Василия Пукирева, то он так и не женился и умер в бедности в возрасте 57 лет.