9 августа 2023 года ушла из жизни Вера Васильева. О горькой утрате сообщила администрация Театра сатиры, подчеркивая, что это тяжелая потеря не только для коллектива, но и для всех её поклонников. За день до этого скончалась также её близкая подруга Юлия Борисова.
Вера Васильева
Возраст женщины — тема для обсуждения в обществе довольно щепетильная, но Вера Васильева никогда не делала тайны из того, сколько ей лет. Она была народной артисткой СССР, любимицей зрителей и вдохновением для молодых актёров. В последние годы жизни актриса продолжала приносить радость публике, оставаясь преданной сцене театра. Вера Кузьминична всегда отличалась безупречным чувством стиля, умело выбирая обувь на высоких каблуках и неизменно улыбаясь, что создавало на её лице знакомые ямочки.
Вера Васильева появилась на свет в Москве 30 сентября 1925 года. Её родители обладали весьма различными жизненными взглядами и социальным статусом. Кузьма Васильевич, родившись в деревне Сухой Ручей, был известен как человек скромный и кроткий. Александра Андреевна, наоборот, была городской женщиной, окончила коммерческое училище и владела французским языком. Молодая жена тяготилась обыденностью и укладом жизни, привычным для её свекрови, и мечтала о переезде в столицу.
Семья Васильевых поселилась в коммунальной квартире на Чистых прудах в Москве, но условия жизни не значительно улучшились по сравнению с деревенскими. Вера Кузьминична вспоминала, что перед выходом из комнаты ей приходилось громко топать ногами, чтобы отогнать мышей, которые порой ужаcали её.
Артистка росла среди своих старших сестёр, Антонины и Валентины, а перед началом войны в семье появился и младший брат Василий. Многодетная семья столкнулась с финансовыми трудностями: Кузьма работал шофёром, а Александра отвечала за домашнее хозяйство. Часть женских обязанностей также ложилась на shoulders Кузьмы, но она старалась внести в дом красоту.
Во время Великой Отечественной войны Вера осталась в Москве с отцом; её мать с маленьким сыном была эвакуирована в Башкирию, а сёстры также были переведены в безопасные места: одна из них работала в наркомате обороны, другая имела медицинское образование и также была эвакуирована. Воспоминания о тех страшных временах остались с ней на всю жизнь: она не забыла панику, охватившую город, бомбардировки и ночёвку в метро. Чтобы пропитать себя, Вера устроилась на завод.
Из-за тяжелых условий быта и войны родные даже не заметили, что Вера увлеклась театром. Всё изменилось, когда подруга её матери пригласила её в Большой театр на спектакль «Царская невеста». Это событие произвело на девушку огромное впечатление благодаря шикарным декорациям, и с этого момента она заболела театром. В 1943 году Вера поступила в театральное училище, что стало огромным сюрпризом для её близких.
Фильмы
Фильмография Веры Кузьминичны началась, когда она всё ещё училась в театральном училище, с эпизода в комедии «Близнецы». Однако настоящую известность актрисе принесла роль в фильме «Сказание о земле Сибирской», и по слухам, после просмотра этой картины Иосиф Сталин был настолько тронут, что распорядился о её награждении. В 1948 году она стала лауреаткой Сталинской премии первой степени на сумму 100 тысяч рублей.
В процессе подготовки к съёмкам Вера старалась выглядеть безупречно — она красилась и заплетала волосы в кудри. Однако на кастинг её приёмная версия не соответствовала задумке, и режиссёр Иван Пырьев попросил привести её в порядок и изменить имидж. Даже в финале съёмок директор придумал добавить округлости в области груди, поместив в декольте скрученные чулки.
Безусловно, роль в «Сказании» обеспечила актрисе любовь зрителей, которую сопутствовал фильм «Свадьба с приданым», экранизация одноименного спектакля, за участие в котором Вера снова получила Сталинскую премию, но уже третьей степени на сумму 25 тысяч рублей. Эта комедийная музыка также привела к знакомству с её будущим супругом.
Среди запоминающихся ролей Веры нельзя не отметить её участие в детективном цикле «Следствие ведут ЗнаТоКи», где она сыграла мать одного из ключевых персонажей — Маргариту Николаевну Знаменскую. В этом амплуа она появлялась не только в 1970-е, но и в 2000-е годы.
Васильева Ольга Родионовна (1882—?)
Ольга Родионовна Васильева, которая родилась в 1882 году, познакомилась с А. П. Чеховым в 1898 году в Ницце. Она пользуется известностью как одна из первых переводчиц его рассказов на английский язык и вела переписку с ним.
Татьяна Васильева (в девичестве Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. Её родители познакомились в институте, где учились на экономическом факультете. С началом войны её отец, как один из первых добровольцев, ушёл на фронт.
Вера ВАСИЛЬЕВА
Первая любовь Веры Васильевой оказалась противоречивой и тяжёлой. В 1951 году она влюбилась в известного театрального режиссёра Бориса Равенских, который ставил в Театре сатиры спектакль «Свадьба с приданым». На тот момент Равенских имел семейные обязательства.
Екатерина Васильева познакомилась со своим первым мужем, кинорежиссёром Сергеем Соловьёвым, в середине 1960-х годов, когда они вместе учились во ВГИКе. Она обучалась на актёрском факультете, а он — на режиссёрском. Поражающая искренность и обаяние Васильевой произвели впечатление на многих, включая Соловьёва.
Биография Веры Васильевой
Вера Васильева была советской и российской актрисой театра и кино, носила звание Народной артистки СССР (присвоено в 1986 году) и была лауреаткой двух Сталинских премий (1948, 1951). Её самые известные роли исполнены в таких фильмах, как «Чук и Гек», «Карнавал», «Выйти замуж за капитана», а также в культовых сериалах «Пока цветет папоротник» и «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в районе Чистых прудов (хотя по некоторым источникам — в деревне Сухой Ручей под Тверью, откуда родом её отец). Семья Васильевых, состоящая из заводчан, жила в условиях предельной бедности. Помимо Веры у неё было ещё трое детей: брат Василий (на 13 лет младше Веры) и старшие сестры Антонина и Валентина. Все они вдвоём с родными ютятся в коммуналке. Позже актриса вспоминала, что с трудом могла заставить себя покинуть собственную комнату, часто распугивая мышей. Из-за крайней нищеты девушка дважды доходила до попытки суицида, но каждый раз её что-то останавливало.
Эти воспоминания о детстве актрисы она сама описала следующим образом: «Все это впоследствии стало частью моего детства… Я никому не жаловалась, слава Богу, я держалась». Так она однажды заявила в интервью документального фильма, посвящённого её карьере.
Впервые Вера попала на представление оперы «Царская невеста» Н.И. Римского-Корсакова в Большом театре, когда её подруга привела её туда. Этот случайный визит оказал на молодую женщину вдохновляющее воздействие. Вера с подругой собирали деньги, чтобы посетить спектакль, даже продали учебники, оставив себе только один комплект на двоих. Во время войны Вера осталась один на один с отцом — её сестры разъехались по командировкам, а мать с младшим братом были эвакуированы. Она, как и многие её сверстники, активно помогала на заводе, носила ящики с песком и дежурила, поддерживая дух своих родных и тех, кто воевал. В те страшные дни войны её мысли упорно стремились к театру. После окончания школы Вера предприняла попытку поступить в цирковое училище, однако провалила первый экзамен, поэтому подала документы в Московское городское театральное училище. В 1948 году она успешно получила диплом драматической актрисы.
Актерская карьера
По окончании училища Вера была принята в труппу Московского академического театра сатиры, где за первые два года достигла статуса примы. На её счету более 60 ролей. Актриса продолжает удивлять зрителей своими выступлениями в спектаклях, таких как «Роковое влечение» (с 2015 года), «Таланты и поклонники» (с 2002 года) и «Орнифль» (с 2001 года). Кроме того, артистка работала с рядом областных театров (например, в Брянске, Твери, Орле), в конце 1990-х годов выступала на сцене Московского Нового драматического театра, а с 2006 года сыграла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Театра кукол имени С. В. Образцова. В 2010 году Васильева также реализация свои службы на сцене столичных Театра Модернъ и Малого театра. Её дебют в кино состоялся в 1945 году с небольшой ролью в фильме Константина Юдина «Близнецы».
Первая значимая роль досталась Вере два года спустя, когда она сыграла официантку Настеньку Гусенкову в драме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Чтобы получить эту роль, разработанная концепция которой заключалась в том, что героиня должна отображать художественные стереотипы, Вере пришлось значительно изменить свой внешний вид: она наполнила свой декольте чулками и смыла макияж, чтобы выглядеть более естественно для роли. Старания оправдались — эта работа принесла молодой актрисе не только популярность, но также Сталинскую премию. В 1950-х годах Вера уделяла основное внимание театру и появилась лишь в четырёх фильмах, включая фильм-спектакль «Свадьба с приданым», за участие в котором она снова была награждена Сталинской премией.
В 1970-е годы Вера исполнила несколько ярких и запоминающихся ролей, появляясь в популярном детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», а также в кинофильмах, таких как «Это мы не проходили» о студентах педагогического университета и в драме Владимира Рогового и Эдуарда Тополя «Несовершеннолетние», которая получила статус лидера советского показателя в 1977 году.
Одной из самых известных ролей Веры Кузьминичны можно с уверенностью считать роль в комедийной мелодраме «Карнавал», снятой Татьяной Лиозновой. В этой трогательной истории о провинциалке Нине Соломатиной, которая мечтала завоевать Москву, Васильева сыграла мать студента-красавца Никиты (которого исполнил Александр Абдулов), любимого Нины (Ирина Муравьёва). Так же зрители оценили её выступление в музыкальной комедии Владимира Рогового «Женатый холостяк», где она сыграла мать главной героини Тамары (в исполнении Ларисы Удовиченко).
В 1985 году Вера Кузьминична сыграла роль материи в мелодраме «Выйти замуж за капитана», где её партнёршами стали Вера Глаголева и Виктор Проскурин. В тот же год актриса также снялась в комедийном фарсе «Зловредное воскресенье», где среди прочих звезд отечественного кинематографа можно было увидеть Михаила Пуговкина, Валентину Талызину, Борислава Брондукова и Михаила Кокшенова.
Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Тверской области, в деревне Сухой Ручей, в семейства рабочих.
Её мама, Александра Андреевна, окончила коммерческое училище, изучала французский язык и всегда мечтала о жизни в большом городе. Она работала на заводе, заботилась о трёх дочерях и, по вечерам, посещала курсы инженеров в отделе планирования. Отец, Кузьма Васильевич, работал шофёром на том же заводе.
С ранних лет Вера была увлечена театром, когда случайно наткнулась на оперу «Царская невеста». Она была так впечатлённая сценической атмосферой, что дома устраивала собственные театральные представления: писала арии, шила костюмы из подручных материалов и пела для ребят во дворе. В 12 лет она записалась в хор.
Учёба в школе не приносила радости, хотя она старалась успевать по всем предметам. Часть своего свободного времени Вера проводила в театральной библиотеке, изучая всё, что связано со сценой. Вместе с подругой Екатериной Розовской (в будущем ставшей известным театроведом) она увлекалась старыми спектаклями МХАТа, мечтая однажды оказаться на сцене.
С началом войны Вера была вынуждена пойти работать фрезеровщицей на завод, одновременно учась в вечерней школе и посещая драмкружок во Дворце культуры завода ЗИЛ. Мечта стать артисткой не оставляла её даже в самые трудные времёна.
Вера Васильева: «Я даже торф таскала на болотах. Но ведь шла война, мы все работали. И в юности всё кажется несложным. Но я точно знала, что стану актрисой. Если бы этого не произошло, я бы покончила с собой».
В результате войны и эвакуации её родные оказались разбросаны по разным уголкам России. Мать с маленьким братом Васе были эвакуированы в Башкирию, старшая сестра распределена в Киргизию, после окончания медицинского института, а вторая сестра отправилась в эвакуацию. Вера осталась в Москве и в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище.
В 1948 году, завершив своё профессиональное обучение, Васильева стала актрисой столичного Театра Сатиры, который стал основным местом её работы на всю оставшуюся жизнь. Она выходила на подмостки более 70 лет и сыграла более 60 ролей, среди которых одной из самых сильных, по мнению её коллег по сцене, стала роль графини Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Финансовые трудности не помешали Вере продолжать выступать на сцене даже в возрасте более девяноста лет. Свое 93-летие в 2018 году она отпраздновала премьерой моноспектакля «Вера» с пьесой, написанной по её воспоминаниям. Режиссёром этой постановки стал Сергей Коковкин.
Спектакль было сконструирован в формате диалога; автор, которого играли то сам Коковкин, то Антон Булгаков, расспрашивал актрису о её жизни, ролях и о том, что она бы хотела исполнить. В ходе представления Васильева делилась воспоминаниями о своём детстве, родителях и учёбе в театре.
Эта постановка требовала тщательной подготовки в течение более полугода и стала своеобразной исповедью, наполненной любовью и сомнениями. Вера Васильева прошла долгий и трудный путь, и как говорил Коковкин, далеко не всё из своего прошлого актриса была готова обсуждать.
Вера Васильева: «Этот спектакль — моё сообщение неведомому другу, которому я могу доверить хоть что-то, даже свои печали о новой жизни в XXI веке, свои наблюдения за возрастом, который начинает проявляться».
Личная жизнь
Более полувека Вера Васильева была замужем за актёром Театра Сатиры Владимиром Ушаковым. Отсутствие детей не мешало двум творческим натурам быть счастливыми вместе. Их разлучила смерть Ушакова — он скончался от инфаркта 17 июля 2011 года.
После утраты мужа, уход которого стал для Веры тяжелым испытанием, её единственной отрадой оставался театр. Но, как оказалось, даже раньше, примерно за 20 лет до его гибели, когда у Владимира уже было слабое сердце, Вера познакомилась со своей поклонницей Дарьей Милославской, которая впоследствии стала для неё как бы дочерью. Дарья предложила помочь с тяжёлыми сумками, и таким образом стала близким человеком для Васильевой. В результате актриса обрела новую семью, в которую вошла не только «дочка», но и внучка.
Увидел и влюбился
Спектакль «Свадьба с приданым» стал для Веры судьбоносным, его поставил в Театре Сатиры режиссёр Борис Равенских. Он имел огромный успех — спектакль был сыгран больше 900 раз и был награждён Сталинской премией. Однако широкой публике больше знаком фильм, снятый по его мотивам.
В спектакле роль её жениха Максима принадлежала Лёше Егорову, но вскоре пришёл актёр Владимир Ушаков, и ему отдали её. Позже Ушаков вспоминал, что в тот момент, как увидел спектакль, он влюбился в Верочку, как привычно называл её. Несмотря на свои нежные чувства, она держала дистанцию, считая, что обниматься можно только с тем, кого реально любишь. Тем не менее, её сердце уже было завоевано — она влюбилась в своего режиссёра Бориса Равенских, человек с невероятным обаянием и умом, 남는 словами о любви на сцене.
Вращаясь в середине театральных событий, она всё чаще ощущала, как давление Равенских подрывает её уверенность. Володя же поддерживал её, говоря: «Вера, ты должна выйти замуж за меня. Вот как мы на сцене соединимся, так и в жизни!» Когда Вера осознала, что её чувства к Равенским не взаимны, она согласилась на предложение Ушакова, крепко его любившего многие годы. Он много делал для её счастья, понимая, что её сердце принадлежит театру и её карьере, и стремился сделать всё, чтобы она добилась успеха. Даже домашние дела всегда были на его плечах.
Конечно завидую
Володя часто делил актёрскую комнату с Андрюшей Мироновым, что позволяло им часто общаться. Миронов был известен лёгкостью общения и необычными рассказами из жизни. Иногда Вера шутя говорила Ушакову: «Как ты завидуешь своему другу, который всегда влюблён!» На что он всегда отвечал: «Ну, конечно, завидую». Часто они проводили время на даче родителей Андрюши, и тогда Володя с удовольствием наблюдал за множеством увлекательных событий и происшествий вокруг. Он всегда восхищался удачами других, никогда не испытывая к ним зависти — лишь радость и гордость за друзей. Андрюша даже однажды поспорил с ними, что самым большим подарком, который он может сделать, является приглашение в его родительский дом. Вера и Ушаков нередко бывали в гостях у Александра Менакера и Марии Мироновой.
Андрей Миронов ушёл из жизни, когда Вера с Ушаковым были на гастролях в Риге; В тот день Володя горько плакал.
Как же Вера обрела дочку? Однажды она получила от незнакомой девочки письмо с добрыми стихами о её спектакле и была тронутой. Вскоре, когда она несла свою еду мужу в больницу (Володя долго имел проблемы со здоровьем), пришла эта девочка с предложением помочь. Она и стала тем самым «солнышком», которое согрело её жизнь, и уже позже Вера обзавелась внучкой.
В Театре сатиры Вера проработала 70 лет. Долгие годы худруком был Валентин Плучек, и её роли в те времена очень важны для неё, включая графиню в «Фигаро», Анну Андреевну в «Ревизоре», Дамоклов меч Назыма Хикмета, и Пролитую чашу — о китайской Джульетте.
Последний период её жизни восстановился под руководством Александра Ширвиндта, который был единогласно избран директором театра после ухода Валентина Николаевича. К её 90-летию Ширвиндт сказал: «Верочка, прочти эту пьесу», принёс пьесу Житинкина «Роковое влечение». Она прочитала и была удивлённой! Пьеса создана по известному американскому фильму «Бульвар Сансет», представляя вымышленную звезду, которая забыта всеми. Образ из этой пьесы требует много, в нем собраны её знания о профессии и женской роли в театре. Она удивила её, предоставив возможность быть и смешной, и трогательной, и наивной, и эксцентричной, и даже трагической. Всё то, о чём мечтала она в юности, объединилось в одном образе. С годами старость ни в коей мере не ассоциировалась с печалью; она, напротив, испытывала огромную благодарность за людей, с которыми свела её жизнь и театр. А зрителям Вера Васильева всегда хотела сказать спасибо — именно они давали ей возможность продолжать жить.