Данная техника применяется в рамках китайской терапии, использующей коммуникацию с образами ICP, и направлена на анализ структуры личности клиента, выявление и ведение диалога с актуальными частями его сущности. Анализ и общение с образами субличностей позволяют:
Любовь и субличности. Обиженный ребенок, защитник и другие части Я, которые влияют на романтические отношения
В издательстве Манн, Иванов и Фербер вышла книга психотерапевта по вопросам семьи и брака Лэйр Торрент под названием «Практика любви. Осознанный подход к восстановлению и развитию отношений». Автор, объединяющий основы западной психологии с буддийскими практиками, делится подходами к созданию устойчивых отношений и восстановлению утраченной близости. Мы публикуем отрывок из главы, посвященной тому, какие части нашего Я проявляются в моменты, когда наши отношения подвергаются испытаниям.
В каждом из нас живут субличности, даже если внешне мы выглядим единым и монолитным целым.
На первом этапе клиенты обычно не воспринимают концепцию субличностей всерьез и утверждают: «Нет, у меня есть только одно «Я»». Я соглашаюсь с ними, но делаю уточнение: «Существует множество его версий». И моя задача состоит в том, чтобы познакомить вас с ними.
Когда различные части нашего Я смещаются местами, одна из них становится доминирующей, меняя наши взгляды и установки. Эта смена ролей происходит вполне естественным образом в разных окружениях, ситуациях и обстоятельствах, однако в большинстве случаев, проводя большую часть жизни на автопилоте, мы не осознаем этого.
Одна из ваших субличностей, например, осуществляет свои обязанности на работе. Если поразмыслить над этим, то можно заметить, что на рабочем месте вы чувствуете и ведете себя совершенно иначе. Для таких сотрудников, которые получают похвалу и вознаграждения за свою работу, эта часть личности проявляет уверенность в себе. Возможно, под руководством этой части вашего Я вы действительно по-другому себя ведете в ситуациях, связанных с вашей личной жизнью. Теперь сравните эту часть себя с той, которую вы демонстрируете в кругу семьи. Различия могут быть довольно явными.
Мой клиент Марк, услышав это, сказал:
— Ничего себе! Получается, что вы правы. Моя семейная часть на работе просто бы не выжила, а домашние не смогли бы взаимодействовать с рабочей частью.
Марк работал в финансовой компании на Уолл-стрит, в условиях сильной конкуренции. Чтобы успешно работать в таком окружении, ему пришлось найти субличность, которая могла бы это сделать. Он сам описал ее так: «Пленных не беру, не имею права на ошибку и слабость». Впервые осознав наличие у себя субличностей, он рассмеялся:
— Надо же, никогда не думал, что на самом деле я — это два разных человека. Коллеги просто не представляют, какой я тёплый и мягкий дома, с женой и детьми.
Многие людей пугает сознание о существовании субличностей. Некоторые клиенты полагают, что я намекаю на диссоциативное расстройство идентичности. Однако между ними и концепцией субличностей есть существенная разница. Диссоциативное расстройство идентичности — это психическое заболевание, возникающее после физического, эмоционального или сексуального насилия в детстве. У таких людей также могут быть субличности, но они сталкиваются с серьезными проблемами восприятия, а также с так называемой диссоциативной амнезией. Эти люди могут терять ощущение времени и забывать, что происходило с ними, в масштабах, не сопоставимых с обычной забывчивостью.
Существует мнение, что субличности на самом деле не являются частями Я, а лишь индикаторами настроения. Тем не менее, на протяжении истории развития психологии многие теоретики продуктивно использовали концепцию субличностей для объяснения душевного устройства человека. Например, идеи о Ид, Я и Супер-Я Фрейда или комплексах Юнга иллюстрировали, как разум обрабатывает наши переживания. Юнг описывал разум не как единое целое, а как организм, состоящий из независимых субличностей. В подходах, таких как гештальт-терапия, транзактный анализ и когнитивно-поведенческая терапия, также применяются аналогичные схемы для описания внутренних процессов. Знаменитая психологиня Вирджиния Сатир утверждала, что внутри каждого человека происходит частное торжество. В числе последних разработок стоит отметить модель внутренней семьи Ричарда Шварца.
Обиженный Ребенок
Мы приходим в этот мир абсолютно беззащитными и уязвимыми, и задаем себе вопросы: «Я в безопасности? Меня любят? Я важен? Я достаточно хорош?» Да, в раннем детстве мы ставим эти вопросы невербально, а повзрослев — бессознательно, обращая их к родителям, родственникам и ближайшему окружению. Ответы на них формируют наш смысл существования и осознание своего места в мире.
Если хотя бы один из этих вопросов остается без положительного ответа, это вызывает внутреннюю боль. Когда подобные ситуации повторяются, это ранит нас ещё сильнее. В результате формируется субличность, которую называют Внутренним, или Обиженным, Ребенком.
Обиженный Ребенок — это часть или несколько частей личности человека, которые не смогли вырасти и продолжают страдать. Эти части нас навсегда оставлены в прошлом и постоянно переживают травмирующие моменты. Когда Обиженный Ребенок выходит на передний план, мы испытываем беспомощность и оказываемся затянутыми в водоворот эмоций.
Ещё до того, как я начал обучаться на психотерапевта, я однажды утром, балансируя между сном и бодрствованием, внезапно столкнулся со своим Обиженным Ребенком. Я увидел, как я, семилетний, сижу на переднем сиденье школьного автобуса рядом с водителем, тогда как мама стоит на ступеньках. Я вижу только её голову, но хорошо слышу её голос. Остальные дети молча слушают. Обычно родителей не пускали в автобус, и тем более не разговаривали с водителем, миссис Джонсон, на повышенных тонах. Но моя мама именно это и делала.
— Он будет сидеть спереди, с ровесниками, а не сзади в компании хулиганов. Они его дразнят, и я этого не потерплю! Если вас что-то не устраивает, обращайтесь ко мне, но не смейте сажать его назад. Они вдвое старше и ведут себя неподобающим образом, он ещё мал, — говорила мама.
Двери закрылись, мама осталась на остановке. В автобусе воцарилась тишина. Миссис Джонсон крикнула мне:
— Марш назад! — и все начали смеяться и заигрывать со мной. Я не подчинился, и по её сигналу один из её приспешников потащил меня на свободное место за шиворот.
— Вот уж слабак, — проговорил я в полусне будучи уже двадцатилетним. Я вспоминал этот случай много раз, и каждый раз приходил к одному и тому же выводу. Меня охватывала волна стыда, и я думал о том, каким же убожеством я был.
Обиженный Ребенок внутри нас хранит постыдные секреты. Неважно, насколько сильно нас обидели или нет, когда мы чувствовали отсутствие любви или угрозу, нам казалось, что мы недостаточно хороши или не нужны — мы не обвиняли в этом родителей, а считали ущербными самих себя. И теперь нам стыдно за это. Джон Брэдшоу в книге «Избавление от пут стыда» идеально описал переживания Внутреннего Ребенка: «Стыд маскирует сокровенные секреты и внушает нам убеждение в собственной дефективности. Мы чувствуем себя настолько ужасными, что нам самим противно на это смотреть, не говоря уже о том, чтобы показывать это другим.»
Взрослые не считают себя детьми, потому что не хотят быть слабыми, уязвимыми и беззащитными. Но Обиженный Ребенок внутри нас напоминает о старой ране, которая время от времени реагирует на плохую погоду. В какой-то мере мы привыкли к дискомфорту. Боль остается рядом, но она скрыта от посторонних глаз, пока её не затронут. Предположим, в шестилетнем возрасте один из родителей перестает обращать на вас внимание или вообще уходит.
В результате ваша шестилетняя субличность всегда будет ощущать себя брошенной и будет приходить в ужас только от мысли о том, что партнер может оставить или предать. Когда эта часть Я выходит на поверхность, возникает ощущение беззащитности. Связь с партнером начинает казаться хрупкой и небезопасной, растет недовольство от того, что ваш партнер, возможно, менее заинтересован в отношениях, чем вы. Обиженный Ребенок сигнализирует о потенциальных опасностях и ставит нас перед необходимостью принять защитные меры. Обычно мы пытаемся изолировать себя от чувств Обиженного Ребенка, тогда как Защитника либо Внутреннего Критика воспринимаем как часть себя. К сожалению, такие защитные меры препятствуют нашей способности любить, мыслить и слушать. Мы пробуем вытеснить Внутреннего Ребенка, и он страдает в темных глубинах нашего подсознания. Травмирующий детский опыт повторяется и остается необработанным и неизлеченным.
Субличности человека: виды и методы работы с ними
Субличностью в психологии принято называть второе Я, альтернативную сущность человека, которую он иногда воспринимает как автономное образование и не отождествляет с собой. Разнообразные реакции на схожие ситуации могут быть продиктованы именно наличием субличностей.
Существует множество субличностей. Для корректного взаимодействия с каждой из них необходимо заведомо понять их природу и использовать специальные упражнения, чтобы их контролировать.
Виды субличностей
В психологии выделяют два основных типа альтернативных Я. Осознанные или ясные — это те статусы, установки, роли, с которыми личность себя отождествляет. Например: «Я — бизнесмен», «Я — дочь/мать». Неосознанные или теневые — это те субличности, о которых человек не рефлексирует, тем не менее они постоянно его сопровождают. Личность может сказать о них только: «Я не знаю, что мною движет, не понимаю, откуда такая боль и усталость.»
Можно также разделять личность на доминирующие и вспомогательные. Обычно вспомогательные субличности относятся к неосознанным Я.
В характере человека могут проявляться следующие поведенческие модели:
- волк — агрессия и злость;
- лиса — хитрость;
- заяц — трусость, нередко приводящая к пассивности;
- поросенок — патологическая жадность, доходящая до компульсивного накопительства;
- баран — глупость, отрицание логических доводов, упрямство.
Этот список архетипов далеко не исчерпывающий. Также в личности человека могут присутствовать эгоист, добряк, терпила, святоша, нахал и многие другие.
Чтобы субличности не вышли из-под контроля, не поглотили основное Я и не стали причиной психических расстройств, их необходимо прорабатывать. В этом помогут специальные методики.
Рассмотрим несколько техники, которые помогают в работе с альтернативными Я.
Диалог с внутренним критиком
Эта компонента присутствует в каждом наборе личностей. Чтобы взаимодействие было легче, можно визуализировать внутреннего критика, изобразив его как условное лицо. Далее полезно задавать себе такие вопросы:
- Каким он является?
- Как он проявляется?
- Какое влияние он оказывает на вас и ваши поступки?
- Какова его реакция на разумные доводы и противоречия?
- Что чаще всего является объектом критики — вы или ваше окружение?
Изучив критику, вы сможете понять, кому принадлежит этот голос, насколько он важен для вас, и хватает ли этой субличности умений справляться с результатами тех действий, к которым она вас подталкивает или от которых отговаривает. В процессе общения объясните, какие замечания от него вам действительно полезны, а какие, наоборот, могут вызвать у вас отчаяние.
Круг субличностей
С помощью этой техники вы сможете выявить, какие из ваших альтернативных Я являются позитивными. Техника знакомства состоит из следующих шагов:
- Составьте список своих нематериальных желаний. Важно записать все, что придет на ум. Постарайтесь указать не менее двадцати пунктов.
- Перечитав список, сосредоточьтесь на каждой позиции. Возможно, какая-то из них вызовет у вас внутренние протесты: «А что подумают люди?» или «Да, все этого хотят.»
- Выберите 5-6 пунктов, которые считаете наиболее значимыми.
- Нарисуйте круг радиусом 20 см. Внутри нарисуйте еще один окружность. В центре разместите ваше доминирующее Я.
- Внутри меньшего круга запишите ваши 5-6 выбранных желаний.
- Оставшиеся области большего круга заполните менее важными пунктами.
- Подпишите каждое желание значимым для вас именем, так как все эти пункты — это субличности.
- Задумайтесь, где и как еще эти альтернативные Я проявляются.
Такое знакомство поможет вам лучше контролировать субличности и развивать позитивные.
Ведение дневника
Записывая в дневник яркие события и эмоции, особенно те, что сопровождаются внутренним маркером «не понимаю, почему так происходит», вы сможете отследить определенные закономерности. Это поможет выявить различные модели поведения, предложенные вам субличностями.
Процесс изучения своих субличностей
Изучение субличностей поможет вам лучше понять мотивы своих действий. Исследовать части своей личности стоит в три этапа:
Наблюдайте за своим поведением в различных сферах жизни. Если вы неадекватно реагируете на определенные типы ситуаций, скорее всего, у вас есть субличность, возникшая в результате негативного опыта.
Например, женщина проявляет агрессию и грубость, когда посторонние просят её что-то сделать срочно. Возможно, подобная реакция связана с тем, что в детстве и подростковом возрасте ее родители гиперопекали. У девочки не было свободы действий, она не могла контролировать свою жизнь, поэтому во взрослом возрасте ей совершенно не нравится, когда кто-то пытается навязать своего мнения.
Чтобы обнаружить свои субличности, можно вести личный дневник. Это поможет вам проанализировать свои действия за длительный промежуток времени. Также стоит спрашивать близких о ваших особенностях поведения. Иногда окружающие лучше воспринимают изменения именно с боку.
Важно отследить, какие переживания чаще всего вас беспокоят. Это могут быть страхи, связанные с личными комплексами, романтическими отношениями, мнением окружающих и так далее.
Как только вы идентифицируете субличность, дайте ей имя, которое запечатлит её специфику. Например: Ревнивец, Лентяйка, Трудоголик, Требовательная жена, Перфекционист и так далее.
Людям полезно знать не только о собственных субличностях, но и о сторонах личности своего партнёра, чтобы:
Если гармонизировать взаимодействие субличностей партнёров, то отношения станут более прочными.
Лучше всего в письменном виде детально описать выявленную субличность. Укажите, через какие поступки, типичные мысли и убеждения она даёт о себе знать.
Например, поведение, характерное для субличности Перфекционист:
— нежелание делегировать даже незначительные задачи близким;
— медленное принятие решений, так как каждый вариант нужно тщательно проконсультировать;
— прокрастинация из-за страха начать дело, в каком человек не разбирается на высшем уровне;
— затраты значительного времени на перепроверку результатов труда;
— требование от окружающих соответствовать высоким стандартам.
Мысли, связанные с проявлением субличности Перфекционист:
— Моя случайная ошибка в документах обесценивает качество всей работы;
— Я бы лучше ничего не делал, чем выполнил задачу плохо;
— Почему все остальные вокруг меня недостаточно стараются?;
— Я обязан выполнить все задачи в срок, иначе произойдет что-то плохое;
— Меня уволят, если я не выйду на работу в выходные.
После детального анализа постарайтесь выяснить, под влиянием каких обстоятельств была сформирована эта субличность. Например, Перфекционист мог возникнуть еще в детстве из-за чрезмерной критики родителей. Поэтому теперь этот человек стремится делать все идеально, чтобы завоевать любовь окружающих.
Рассмотрите, нужно ли вам менять эту субличность. Подумайте, оказывает ли она вредное воздействие на вашу жизнь. Можно даже составить список недостатков конкретной субличности. Например, недостатки Перфекциониста включают — он мешает пробовать себя в новых сферах, портит отношения с близкими, ухудшает психологическое состояние, снижает уверенность в себе и так далее.
Техники работы с субличностями
Чтобы развивать внутренний диалог с субличностями, можно использовать разные подходы:
- Пустой стул: представьте, что субличность сидит перед вами на стуле. Вы можете вести диалог на любую тему, например, обсудить внутренний конфликт.
- Визуализация: нарисуйте, как выглядят ваши субличности. Для понимания структуры личности вы можете изобразить связи между внутренними сторонами себя в виде карты.
- Обращение к телу: сосредоточьтесь на физических ощущениях, когда находитесь под воздействием различных субличностей. Обратите внимание на психосоматические проявления — например, ощущение сжатия в груди, трудности с дыханием, головная боль и так далее.
- Мета-рефлексия: рассмотрите свои мысли, эмоции и поведение с разных точек зрения, основываясь на различных субличностях.
Эти техники можно применять как самостоятельно, так и в сотрудничестве с психологом.
Определение субличности-менеджера, активирующей защитные механизмы
Болезненные переживания субличностей-изгнанников блокируют действительность субличностей, которые часто называют менеджерами. Эти субличности предохраняют человека от поведения, способного разблокировать личность-изгнанника и вызвать страдания, осуществляя пристальное наблюдение за средой: что человек носит, с кем общается, какую работу выбирает.
Например, менеджер-перфекционист стремится выполнять всё идеально, чтобы подавить воспоминания о том, как в детстве от него требовали лишь отличных оценок и игнорировали или унижали, если этого достичь не удавалось. Если не заблокировать опыт, формируемый изгнанником, то человека охватывает ощущение своей неполноценности и некомпетентности.
Аналогично заканчивается и история с субличностью, пережившей травлю — её охраняет защитник, который проявляет агрессию и не доверяет никому. Он препятствует формированию дружеских и романтических отношений, ведь это потенциально опасно.
Что делать. Менеджеры как правило контролируют всё, критикуют, выставляют высокие требования и стремятся быть занятыми и отстраненными. Задумайтесь, в каких обстоятельствах такие черты проявляются у вас. Это может помочь идентифицировать менеджера — перфекциониста, внутреннего критика, мизантропа или кого-то еще. Как только вы поймете, кто это, попробуйте дать такому же детальное описание, как и в случае с изгнанником.
После этого обсудите с менеджером, чего он боится, от чего пытается защитить, и что, по его мнению, произойдет, если он перестанет это делать. Ответ на этот вопрос может направить вас к изгнаннику — страхи защитника часто непосредственно связаны с травматичными переживаниями.
Размышляйте, когда действия менеджера приносят вам пользу, а когда в итоге портят ситуацию. Постарайтесь пересмотреть свое отношение к нему и понять его потребности. Субличности могут изменяться, если им в этом помочь. Например, вы можете обнаружить внутреннего критика, проявить к нему сострадание — и тогда он может изменить свою роль на внутреннего советника.
Идентификация субличности-пожарного, заглушающего душевную боль
Механизмы защиты, действующие в качестве менеджеров, не могут сдерживать изгнанников вечно — рано или поздно воспоминания о травме вновь всплывают в сознание. В этот момент на болезненные ощущения реагируют защитники-пожарные.
Запускаясь, «пожарные» побуждают человека принимать действия, которые могут помочь заглушить боль и вновь блокировать изгнанников. Проблема заключается в том, что нередко такие способы оказываются нездоровыми. Например, «пожарный» может уговорить человека заглушить переживания алкоголем или погружаться в сериалы. С точки зрения терапии субличностей, именно действие таких частей личности может приводить к зависимостям, самоповреждениям и нарушениям пищевого поведения.
Впрочем, это не значит, что эти субличности плохи, так как они действуют с благими намерениями — просто методы, которые они используют для достижения своих целей, как правило, неправильные.
Предположим, человек работает в офисе, задерживается до позднего вечера, возвращается домой после полуночи, поужинав сразу же берется за отчеты. Трудоголизм — один из видов зависимостей и самоуничтожающего поведения. Из-за действий «пожарного-трудоголика» страдает здоровье и личная жизнь человека — не остаётся ни времени, ни сил на них.
Тем не менее, даже у этой, казалось бы, деструктивной части личности есть солидный мотив. Например, внутренний трудоголик может служить средством, позволяющим пережить болезненное расставание — так он может избежать погружения в печаль и потери работы из-за тяжёлых эмоций.
Что делать. Как и в случае с изгнанниками и менеджерами, важно изучить пожарного — понять его переживания и функции, которые он исполняет. Если вам удастся это сделать, вам будет легче идентифицировать остальные субличности, так как они тесно связаны.
«Пожарные» отключают эмоции, связанные с травмой. Следовательно, методы экспрессивного письма помогут в налаживании отношений с ними. Это метод, когда человек в свободном стиле описывает травматичные воспоминания, сосредотачиваясь на своих чувствах. Такой подход может помочь в проработке связанных с травмой эмоций. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может способствовать улучшению психического состояния, в частности, уменьшению симптомов депрессии.
Кроме того, стоит осваивать новые способы регулировки эмоций, заменяя старые деструктивные. Это можно делать совместно с психологом или самостоятельно находить те методы, которые помогают справляться с тяжелыми переживаниями: ведение дневника, практики осознанности, методики из психотерапии, просто прогулки в парке. Чем больше таких методов будет найдено, тем лучше для психического здоровья.
Знания о психологии и функционировании мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, можно найти в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий: @t_dopamine
Регистрация характеристик каждой субличности
Психотерапевт может направлять клиента, комбинируя первоначальный образ с другими. Например, образы дома или травянистого луга могут служить исходными точками. Инструкция, которую психолог дает клиенту, может звучать так:
У каждого человека много разнообразных сторон. Теперь вы можете удобно устроиться, закрыть глаза и расслабиться. Представьте, что вы попадаете на травянистую поляну или луг. Внимательно посмотрите на траву. Какого цвета трава? Какой у неё рост? Она подстрижена или растет свободно?
Теперь вы можете позвать свои субличности и сказать им: Пожалуйста, проявитесь. Я надеюсь на встречу с вами.
Просто спокойно ждите, пока они начнут проявляться. Позвольте вашему сознанию быть свободным и ждите, пока образы субличностей естественным образом появятся и станут вам видимыми. Когда вы их увидите, пожалуйста, сообщите мне. Не судите о них, не бойтесь их. Они являются частью вашей личности. Ничто из них не является ни хорошим, ни плохим.
Далее просто ожидайте. Каждая субличность должна появиться в сознании естественным образом, одна за одной.
Чтобы полноценно и тщательно понять каждую субличность, психотерапевту необходимо записать все их характеристики, такие как имя, пол, возраст, внешний вид, предпочтения, антипатии, характер и дополнительные примечания (например, отношения между субличностями).
Интересно отметить, что когда субличность полностью проявляет себя, выражение лица, тон голоса и поза клиента могут быстро и явно меняться, чтобы соответствовать характеру этой субличности. Например, выражение лица станет спокойным, и клиент будет говорить нежным тоном, если имеет дело с мирной молодой девушкой-субличностью. Даже если этот клиент мужчина, его голос все равно останется мужским, но будет мягким. Его поза также будет демонстрировать сдержанность. В то же время голос резко изменит свою тональность и поза тела станет агрессивной, когда персонаж, о котором говорит клиент, проявит гнев.
Психологу с большим клиническим опытом будет довольно легко распознать смену субличностей, основываясь на едва уловимых изменениях в выражении лица, тоне голоса и позе клиента. Эти изменения могут проявляться как в выражении лица, голосе, так и в почерке, стиле рисования, выборе слов и пр.
Тщательное изучение этих особых черт различных аспектов может быть проведено после того, как клиент предложил свои субличности.
Психотерапевт должен фиксировать эти характеристики:
Имя: Клиенту предлагается дать имя каждой субличности, чтобы отличить её от остальных и иметь возможность адресовать информацию в процессе общения. Попросите клиента погрузиться в субличность и идентифицироваться с ней. Спрашивайте её: Как тебя зовут? Пожалуйста, назови себя.
Затем дождитесь ответа. Имейте в виду, что имя, возникшее в сознании клиента, не всегда может говорить о текущей субличности, если клиент не полностью с ней идентифицировался. В такой ситуации может выступить имя другой доминирующей субличности. Именно по этой причине стоит ожидать ответ лишь тогда, когда клиент утверждает, что смог полностью погрузиться в текущую субличность и идентифицироваться с ней. Эту информацию следует сохранять в протоколе сеанса. Субличности животного и духа не обязательно должны иметь имя. Собака остается собакой, тигр — тигром. Иногда собака может называться «Шарик», а кот — «Васька».
Метод окончания деконструкции:
Как правило, субличности человека проявляются в начале сессии, тогда как животные чаще появляются ближе к завершению. После присутствия животных возможны редкие появления человеческих субличностей. Поэтому, когда в сознании клиента выявляются несколько животных субличностей, можно смело заключить, что новые не будут появляться, и работу стоит завершить на данный момент.
Перед завершением сеанса можно произнести: Мы завершаем работу через пять минут. Если есть какие-либо непроявившиеся субличности, они могут проявиться. Осталось всего пять минут — теперь, если ничего не появится, другого шанса больше не будет! Не раз аспект ограничения времени стимулирует скрытые субличности выйти на поверхность.
Каждый человек носит в себе множество субличностей. Для одной комплексной деконструкции образов личности требуется от двух до четырех часов. Однако некоторым клиентам может потребоваться гораздо больше времени.
У этой методики есть определенные недостатки: психотерапевт и клиент могут ощутить усталость от продолжительной работы. Чтобы сократить время можно работать с несколькими связанными субличностями одновременно. Записи результатов можно осуществлять с помощью матричной диаграммы.
Я работаю в подходе эмоционально-образной терапии ЭОТ Н.Д. Линде и всегда готов оказать психологическую помощь или провести консультации.