Майя Плисецкая и Родион Щедрин: балеты вместо букетов

Судя по всему, данное изображение было сделано после завершения концерта. Его автор, известный фотограф Александр Карзанов, в те годы работал в популярном журнале «Юность».

Майя Плисецкая и Родион Щедрин: 57 лет совместной жизни в любви. Что побудило их заключить брак и почему они не стали родителями?

Именно Майя Плисецкая стала инициатором их свадьбы с композитором Родионом Щедриным.

На момент их встречи Родион Щедрин, уже прославившийся как выдающийся композитор, едва перешагнул двадцатилетний рубеж. А Майя Плисецкая была знаменитой и очень востребованной балериной. Хотя они не спешили связывать себя узами брака, тем не менее, их совместная жизнь длилась почти 57 лет. В этой статье расскажем о том, как балерина Майя Плисецкая покорила сердце композитора Родиона Щедрина и почему у них не было детей.

Встретились две талантливые души

Первую встречу Майи Плисецкой и Родиона Щедрина можно отнести к вечеринке у Лилии Брик, которая состоялась в начале 50-х годов. Тогда Родиону исполнилось всего 22 года, и он был полностью сосредоточен на музыке, что сразу привлекло внимание яркой и эффектной балерины.

«Он был красив и выделялся среди остальных», – делилась воспоминаниями о своём супруге Майя Плисецкая, знавшая, что он младше её на семь лет.

И Майя, в свою очередь, покорила его своей красотой, шармом и обаянием. В тот вечер Щедрин предложил довезти её до дома на своём новом автомобиле марки «Волга». Однако их отношения начали развиваться только спустя три года, когда Большой театр заказал у Родиона музыку для балета «Конёк-Горбунок».

«Мы были как две рыжие кошки — на одной волне. Может, сама природа решила сделать нас еще ближе друг к другу, чем в обычной жизни», – так описывала в своих мемуарах Майя Плисецкая их первую встречу.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин: балеты вместо букетов

Получайте на почту одну самую читаемую статью раз в сутки. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая. / Фото: audiocircle.com

Родион Щедрин и Майя Плисецкая. / Фото: audiocircle.com

История полна примеров, когда встреча двух талантливых людей приводит к вспышке страсти и, как правило, кратковременному роману. Однако есть случаи, когда встречаются две действительно выдающиеся личности, которых связывают не только сильные чувства, но и общие интересы, схожие взгляды на жизнь. Эта встреча становится судьбоносной. Именно таким было знакомство балерины Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина.

Они встретились, чтобы больше не расставаться. Их семейный и творческий союз продлился почти шесть десятилетий и стал источником настоящих шедевров мирового искусства, признанных культурным достоянием.

Композитор и балерина

Майя Плисецкая на сцене. / Фото: kp.by

В 1955 году гостиная известной женщины Лили Брик, в тот момент супруги Василия Катаняна, была полна различных личностей. Среди гостей на музыкальном вечере оказались и молодой композитор Родион Щедрин, и талантливая балерина Майя Плисецкая. В процессе развлекательной программы Щедрин сел за пианино и исполнил несколько произведений, которые тронули сердца слушателей. Плисецкая пришла на вечер немного отдохнуть, так как переживала развод с мужем, который продолжался всего три месяца.

Родион Щедрин за роялем. / Фото: shchedrin.de

Её поразило великолепное исполнение произведений Шопена и Левого марша. Однако в тот вечер Купидон, похоже, не был наготове: хотя балерина обратила внимание на талантливого музыканта, она не думала о больше. После окончания вечера Щедрин предложил подвезти домой пару французов и, конечно, заодно пригласил к себе в автомобиль и Майю. Он хитро выбрал маршрут, чтобы высадить её последней. На прощание балерина попросила нового знакомого привезти для работы ноты мелодии из фильма «Огни рампы».

Это интересно:  5 причин, почему звезда Дневников вампира Нина Добрев не смогла стать востребованной актрисой

Майя Плисецкая и Родион Щедрин: это любовь! / Фото: missiya.info

Щедрин с радостью выполнил её просьбу, но с новым танцем дело не заладилось. Композитор огорчился и даже отказался прийти на день рождения примы-балерине. Следующая их встреча состоялась только через три года. Разумеется, как профессионалы искусства, они периодически пересекались, обменивались приветствиями, но роман как-то не складывался.

Любовь у балетного станка

Супруги за работой. / Фото: missiya.info

В 1958 году. Композитор Родион Щедрин получил заказ от руководства Большого театра написать музыку к новому балету «Конёк-Горбунок». Ему было нужно вдохновение для этой серьезной работы. Хореограф Радунский пригласил композитора посетить репетиции балерин. Когда, заглянув утром в балетный класс, Щедрин увидел Майю у станка, была на ней обтягивающее трико, подчеркнувшее её красоту и грациозность, он влюбился. Позже композитор признавался, что был поражён её красотой, стройной фигурой, шикарными волосами и проникающим взглядом. Восхищённый музыкант предложил балерине прогуляться, и Плисецкая согласилась. Этот момент стал началом романа, который длился полгода.

Когда легко – непривычно

Майя Плисецкая и Родион Щедрин познакомились благодаря Лиле Брик. В 1955 году она организовала вечер, посвящённый французскому актёру Жерару Филипу. Они немного пообщались, но затем не встречались три года, пока снова не пересеклись в 1958 году на репетиции балета «Конёк-Горбунок», в котором Майя танцевала партию Царь-девицы. Эта встреча и привела к их любви на всю жизнь.

– Кстати, Андрей и Зоя тоже были знакомы с Лилей Брик, и она благословила их брак. Брик всегда была очень уважаемой фигурой в культурных кругах. Зоя Борисовна вспомнила: «Почему-то я ей сразу понравилась». Более того, Лиля Брик была соседом Андрея и Зои в Переделкино. В архиве сохранилась переписка Брик и Богуславской, – отметил Михаил Гершзон.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая поженились в 1958 году. На тот момент звезда Большого театра не могла покинуть страну, что сильно её огорчало, и она вспоминала, что встреча с Щедриным вернула ей надежду и уверенность в том, что всё будет хорошо.

Балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин на торжественном вечере, посвященном 15-летию Национальной театральной Премии

Балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин на торжественном вечере, посвященном 15-летию Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Все свои балеты Щедрин писал с учётом партнёрства с Майей Плисецкой: с 1970-х годов она танцевала в его произведениях «Кармен-сюита», «Конёк-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», сама создавая хореографию. Когда ей позволили гастролировать, она получила предложение возглавить балетную труппу Римского театра оперы и балета, а потом – Национальный балет Испании. В то время как Родион Щедрин добился успеха на родине, возглавив Союз композиторов РСФСР, не раз его оперы и балеты ставились в лучших театрах России. В 1990-х, когда культурная ситуация в стране ухудшалась, супруги стали проводить больше времени за границей. Отношения с Большим театром у Майи начали портиться, и в начале 90-х они переехали в Мюнхен. Плисецкая писала: «Жить стало легче, но странно».

Композитор и сейчас живет в Германии, продолжая творить. В 2022 году Мариинский театр отметил его 90-летие большим фестивалем.

Майя Плисецкая часто возвращалась в Москву и Петербург, проводила мастер-классы и встречалась с учениками. Мне посчастливилось присутствовать на встрече с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным в Санкт-Петербургском государственном университете в 2011 году. Интонация, с которой она произнесла фразу «Моя судьба — мой муж», заставила всех присутствующих поверить в неизбежность их встречи и вечную любовь.

Плисецкая скончалась в 2015 году, не дожив несколько месяцев до своего 90-летия. Однако они встретятся вновь – балерина завещала смешать свой прах с прахом мужа и развеять его над Россией, чтобы, таким образом, не расставаться впредь и остаться там навсегда.

Главное – продолжать играть

Мстислав Ростропович, как и все присутствующие на фотографии, испытал главный дар судьбы – настоящую любовь, а также одно из главных испытаний в Советском Союзе – яркий талант.

Это интересно:  Привет из нулевых. Как устроили жизнь экс-солистки Пропаганды

На 1960-е годы, как раз когда была сделана эта фотография, по словам самого Ростроповича, пришелся его расцвет. Музыкант получил признание ещё в юности, а в 21 год уже преподавал в консерваториях Москвы и Ленинграда. Однако в следующем десятилетии отношение к Ростроповичу в СССР изменилось. После того как он написал открытое письмо Л. И. Брежневу в защиту Александра Солженицына, а затем в 1972 году подписал обращение Андрея Сахарова «Обращение к Верховному Совету СССР» поднимая вопрос амнистии политзаключённых и об отмене смертной казни, его выгнали из Большого театра, закрыв все доступные возможности. Он остался без работы и средств к существованию. Более того, в 1978 году он и его жена, выдающаяся оперная певица Галина Вишневская, были лишены советского гражданства и были вынуждены покинуть страну.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.

За годы в эмиграции Мстислав Ростропович стал одним из самых известных дирижёров на планете, получив множество международных наград, включая пять наград «Грэмми». Тем не менее, как только выпала такая возможность, в 1991 году Мстислав и Галина счастливо вернулись на родину.

В 2007 году, после продолжительной болезни, Мстислав Ростропович ушёл из жизни. Он никогда не питал зла, говорил, что времена были непростыми. Главное, что нужно было делать, – это продолжать играть.

Главное, чтобы купальник сидел

Майя Плисецкая в фильме 1965 года «Новогодний календарь»

Встреча таких гениальных людей, как Щедрин и Плисецкая, с трудом уживавшихся с советской властью, могла быть предопределена свыше. Но осуществила ее известная Лиля Брик, великий интерес и любовь Маяковского. В её салоне, даже в советское время, собирались VIP-персоны. Туда приходила Майя Плисецкая. Брик разработала целую стратегию, чтобы помочь Майе выехать за границу.

Однажды Брик предложила Щедрину послушать балерину, исполняющую музыку Прокофьева к балету «Золушка». Щедрин был удивлён, узнав, что танцовщица обладает абсолютным слухом и красивым голосом. Затем они познакомились лично. Окончательно Щедрин влюбился, когда Плисецкая пригласила его в балетный класс. На ней был импортный купальник, облегающий её прелестную фигуру. Они поженились 2 октября 1958 года и прожили вместе почти 57 лет.

Майя Плисецкая готовится к выступлению. globallookpress.com

Родион Щедрин написал не только балеты для Майи Плисецкой. Он является автором семи опер, созданных на основе произведений Гоголя, Лескова и Набокова, пяти балетов, каждый из которых так или иначе действительно связан с Плисецкой, трёх симфоний, четырнадцати концертов и множества других музыкальных произведений. Скрипка писалась им и для кинофильмов, как анимационных, так и драма театра.

Майя Плисецкая, Владимир Тихонов в балете Родиона Щедрина «Анна Каренина» по роман Л. Н. Толстого.

Родион Константинович всегда был прекрасным пианистом, и ещё во время учёбы в консерватории он думал забросить сочинительство и сосредоточиться на исполнении. К счастью, его отговорили. Он много работал, как отмечала Плисецкая, и рано вставал, иногда уже в шесть утра.

Особенно хорошо работалось Щедрину в Литве, где ещё в советские времена супругам выделили участок, а после отделения этой республики им предоставили почётное гражданство. Завистники часто обсуждали, что пара почти не живёт в России. Но когда все их сбережения оказались в пустую, когда народу стало не до классической музыки, а Плисецкая не находила применения своим способностям на родине, известное немецкое музыкальное издательство предложило Щедрину создать хотя бы три музыкальных произведения, он же написал их в десять раз больше.

Мы долгое эхо друг друга

Родион Щедрин и Майя Плисецкая в 2009 году. globallookpress.com

Слухи о Щедрине и Плисецкой были постоянно распространены. Говорили, что у композитора был роман с актрисой Марией Шелл, и что она якобы подарила ему их квартиру в Мюнхене, где Плисецкая и Щедрин часто проводили время в последние годы. Родион Константинович отвечал, что действительно дружил с Марией, но никакого романа между ними не было. Плисецкой приписывали романтические отношения и с молодыми танцовщиками Большого, и с артистами, и даже с высокопоставленными политическими деятелями, включая Роберта Кеннеди. Щедрин всегда смеялся над этими слухами и говорил, что полностью понимает всех мужчин, которые влюблялись в Майю Михайловну.

Это интересно:  Актеры из Сумерек тогда и сейчас: как сложилась судьба звезд культовой подростковой франшизы

Владимир Путин, Майя Плисецкая и Родион Щедрин на концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра в Петербурге. 2 мая 2013 года. Wikimedia

Когда два человека вместе почти 60 лет и оба являются гениями, между ними может произойти что-то такое, что не предназначено для посторонних. Однако одну свою боль Родион Константинович не скрывал — он очень хотел детей. Некоторое время мы обсуждали эту тему, — деликатно делился композитор. – И каждый раз Майя обещала: вот сейчас станцую этот номер, вот отрепетирую другое… Но детей у них так и не появилось.

Любили ли Плисецкая и Щедрин друг друга? На этот вопрос можно ответить однозначно. Достаточно было взглянуть на Родиона Константиновича во время концерта, посвящённого 90-летнему юбилею великой балерины. Майя не дожила до этого юбилея полгода. Она ушла внезапно, после обширного инфаркта. И до последних дней обсуждала все детали предстоящего празднования, готовилась к нему, постоянно перемещаясь между городами.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1999 год. globallookpress.com

Смотря на сцену, Родион Константинович, возможно, вспоминал эти обсуждения до мельчайших деталей, вновь слышал голос Майи, представлял её перед собой — всегда гордую, ослепительную, остроумную. Слёзы катились по его лицу.

Любовь у балетного станка

В 1958 году композитор Родион Щедрин получил заказ от Большого театра на создание музыки к балету «Конёк-Горбунок». Эта работа требовала серьезной концентрации, и маэстро нуждался в вдохновении. Хореограф Радунский пригласил композитора посетить репетиции танцовщиц. Когда щедрости он заглянул в балетный класс, увидел Майю у станка в обтягивающем трико, подчеркивающем её фигуру и грациозность — касаясь чувств и эмоций, он влюбился в неё. Позже композитор вспоминал, как его поразила её красота, её стройность и очарование, пронизанные глубиной её взгляда. Вдохновленный музыкант пригласил Плисецкую на прогулку, и их роман длился полгода.

Они встречались, он бывал на всех её выступлениях в Большом театре, а потом увозил её домой. В те времена Плисецкая переживала сложный период — ей инкриминировали шпионскую деятельность, а за ней постоянно следили люди в штатском. Она находилась на грани морального срыва. Щедрин решил, что её сейчас необходимо поддержать, и увёз в отпуск в Карелию. По возвращению они посетили ЗАГС, где 2 октября 1958 года зарегистрировали свои отношения. Когда работник ЗАГСа пожелал им «состариться на одной подушке», Плисецкая и Щедрин достойно исполнили этому пожеланию.

Больше полвека совместной жизни

Роман, начавшийся среди линий Большого театра, длился целых 57 лет. Эти годы были наполнены музыкой, балетом, взаимным пониманием и настоящей любовью. Многие произведения Щедри́на были написаны специально для жены и преподносились ей как подарки; она же великолепно блистала в партиях, написанных для неё супругом.

Несомненно, композитор радушно дарил своей жене цветы по особым случаям и в праздники, однако больше всего Майя любила слушать новые произведения, созданные мужем. А для него наилучшим подарком были её потрясающие выступления и бесконечное внимание. Они были идеальны друг для друга и в творчестве, и в жизни. Плисецкая всегда имела сложный характер, однако была очень отходчивой. Щедрин всегда проявлял терпение и вниманием к ней. В одном из интервью композитор рассказал, что секрет их долгого и счастливого совместного проживания заключался в общем деле, интересах и отсутствии времени для ненужных споров и обид.

К сожалению, пришёл тот день, когда великая балерина Майя Плисецкая покинула этот мир, оставив завещание: «Наши тела после смерти сжечь, а когда придёт печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, либо в случае одновременной смерти, оба наших праха объединить и развеять над Россией».

Оцените статью
Добавить комментарий