Книга Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты», опубликованная в 1936 году, оказала значительное влияние на развитие психоанализа и вдохновила множество последующих исследователей в этой области, включая Владлена Давыдова.
Доктор Фрейд хотел мальчика
Зигмунд Фрейд, фигура, которой прославился психоанализ, известен даже теми, кто лишь поверхностно знаком с его учением. В то время как имя его дочери, Анны Фрейд, остается менее известным, ее вклад в психоанализ и психологию значительно. Анна была младшим, шестым ребенком в большой семье Фрейдов.
Зигмунд надеялся, что у него родится сын. Он даже думал назвать его Вильгельмом в честь своего друга, Вильгельма Флисса, создателя теории бисексуальной природы человека. К сожалению для него, родилась девочка, которая впоследствии стала верной союзницей и наследницей научного наследия отца.
В детстве Анна не имела возможности много общаться с отцом, который работал до 18 часов в сутки, чтобы обеспечить семью. Её ближайшей подругой была няня. Это недостаток внимания в детстве в значительной мере определил её будущую карьеру — в возрасте зрелости она глубоко заинтересовалась вопросами детской психологии и стала основательницей направления, известного как детский психоанализ.
Спицы судьбы
В юности Анна не планировала продолжать дело своего отца. После окончания школы она получила образование в области педагогики и проработала учительницей в течение пяти лет.
Тем не менее, её интерес к исследованиям отца никогда не угасал — первый разговор на тему психоанализа состоялся, когда Анне было всего 13 лет. Уже будучи учительницей, она начала посещать публичные лекции Зигмунда. Очень скоро Фрейд, оценив способности дочери, стал её личным учителем, вводя её в основы психоанализа.
Личная жизнь Анны, в отличие от её братьев и сестёр, оказалась менее удачной, что способствовало сближению с отцом. Фрейд порой шутил о её увлечении вязанием — по его мнению, это было выражением замещения её сексуальной жизни.
С 1918 года Анна начала активно участвовать во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1922 году ей удалось провести первое психоаналитическое исследование 15-летней девочки и сделать свой первый доклад под названием «Фантазия избиения и сновидение наяву». Это стало необходимым условием для приёма в Венское психоаналитическое общество.
Нежеланный ребенок
В домашнем хозяйстве семьи Фрейд все роли были чётко распределены: Зигмунд занимался научным трудом и обеспечивал финансовую сторону жизни, в то время как его супруга Марта заботилась о детях и домашних делах (в их семье было шесть детей).
Анна появилась на свет 3 декабря 1895 года как младшая дочь в семье. Однако радость при рождении малышки была главным образом сдержанной. Марта и Зигмунд были перегружены заботами о пятерых детях, а Зигмунд лишь начинал свою карьеру в психоанализе. Ученый, глубоко погруженный в свои исследования, не мог уделять времени уходу за новорождёнными, и лишь мысль о том, что «должен родиться мальчик», заставила его смиренно относиться к новому пополнению в семье.
Анна, будучи самой младшей, ощущала себя нежеланным ребенком, поскольку тепло и внимание родителей преимущественно получали старшие братья и сестры.
Сами же родители, зная, что не уделяли должного внимания своим детям, решили отправить Анну в Англию летом 1914 года, чтобы она могла отдохнуть и также улучшить знания английского языка. Однако именно в эту поездку у неё завязался роман, который едва не окончился свадьбой, хотя сам Фрейд выступал против этой идеи. Начало Первой мировой войны заставило Анну вернуться, и хотя после этого её ухаживало несколько молодых людей, довольствоваться этим она не могла. Таким образом, Анна так и не вышла замуж — единственным и самым важным мужчиной в её жизни оставался её отец, Зигмунд Фрейд.
Поддельный интерес
В воспитании детей Зигмунд проявлял расчетливость и холодность — он верил, что для гармоничного развития детям необходима свобода, в том числе и от родительского влияния. Такой подход был обусловлен его собственным детским опытом, когда он рос в окруженииmaternal care и плохо видя своего отца.
Хотя Фрейд, возможно, и любил своих детей, он часто не демонстрировал это. Начав разрабатывать теории бессознательного, он стал уделять своим исследованиям много часов, практически не оставляя времени на общение с детьми, которые оставались на попечении нянь.
Тем временем, хотя старшие братья и сестры Анны занимались учебой и играми, она, будучи младшей, пыталась привлечь внимание любимого отца. В результате девочка начала проявлять интерес к психоанализу, и это сыграло свою роль в её дальнейшей жизни.
На фото: Зигмунд, Анна и племянница Ева
Когда Анне исполнилось 13 лет, Фрейд заметил её способность вести интеллектуальные разговоры. Осознав, что она интересуется психологией (хотя в этот момент интерес был, возможно, не совсем искренним), он согласился проводить ей частные уроки. Анна испытала огромную радость — теперь несколько раз в неделю внимание её отца было сосредоточено лишь на ней!
Чтобы сохранить положительное внимание и респект отца, Анна усердно занималась, достигнув значительных успехов в изучении психоанализа. Фрейд даже начал брать её с собой на научные мероприятия и конференции. В то время как её старшие братья и сестры создавали собственные семьи, Анна посвятила свою жизнь помощи отцу и научным исследованиям.
Анна Фрейд
Анна Фрейд появилась на свет в 1895 году и была младшим ребенком в семье, где у родителей, Марты и Зигмунда, было шесть детей. В течение своего детства ей часто не хватало родительского внимания, которое получали её старшие братья и сестры, однако сама Анна никогда не жаловалась на это. Зигмунд Фрейд все же проявлял особую привязанность к своей младшей дочери, ставшей его главным помощником.
Поскольку родители понимали, что редко баловали Анну, они устроили ей поездку в Англию летом 1914 года, чтобы она смогла отдохнуть и улучшить свои навыки английского языка. Но в Англии у Анны завязался роман, который чуть не закончился свадьбой, хотя сам Фрейд был против этого. Однако начало Первой мировой войны вынудило её вернуться домой. После этого у Анны было несколько ухажеров, но они не привели к браку. Таким образом, главной фигурой в её жизни остался её отец – Зигмунд Фрейд.
Анна обладала глубоким интересом к психоанализу, разделяя серьезные увлечения отца. Более того, она стала не только его коллегой, но и секретарем, проявляя терпение и заботу во время его творческих капризов. То, что Зигмунд смог продолжать работу до глубокой старости, благодаря ее поддержке и преданности, не вызывает сомнений. Анна внесла важный вклад в развитие теории психоанализа, углубляя понимание механизма функционирования Эго и описывая механизмы психологической защиты.
Работа Анны с детьми началась с педагогической деятельности в начальной школе и продолжилась в качестве психолога и психоаналитика после начала войны, что позволило ей глубже изучить особенности детской психологии. Она считала, что детская психика функционирует совершенно иначе, чем у взрослых. Однако ее взгляды иногда отличались от взглядов Мелани Кляйн, другой основательницы детского психоанализа, утверждавшей, что к детской психике применимы взрослые методы анализа. Анна часто говорила, что ее жизнь можно описать одним предложением — она работала с детьми.
Анна Фрейд стала автором более 88 докладов и приблизительно 90 научных статей, и её идеи и разработки продолжают сохранять свое значение в научной и культурной сферах, будучи полезными как психоаналитикам и психологам, так и родителям.
Сведения об образовательной организации
Приветствуем вас на странице связи с приёмной комиссией и подачи заявок на поступление!
Если возникает сомнение в выборе программы обучения или если вам нужно уточнить условия поступления и порядок дистанционного обучения, закажите бесплатный звонок. Наш менеджер свяжется с вами и предоставит подробную консультацию.
Если вы уже выбрали программу, вы можете сразу оформить заявку на поступление.
Мы рады приветствовать вас на сайте нашего Института, где мы используем файлы cookie для удобства работы сайта.
Основные работы
Анна Фрейд внесла значительный вклад в создание области детского психоанализа и увеличила понимание детской психологии. Она заметила, что симптомы у детей отличаются от симптомов у взрослых, и часто имеют связь с этапами их развития.
Её наиболее выдающаяся работа, «Эго и механизмы защиты», представляет собой расширение теории её отца о механизмах психологической защиты, что получило широкое признание.
Личная жизнь и наследие Анны Фрейд
Личная жизнь Анны Фрейд остаётся загадкой для биографов. Она так и не вышла замуж и не стала матерью. Это частично объясняется её преданностью своей профессиональной деятельности и нежеланием отвлекаться от работы. Более того, она всю свою жизнь боролась с ощущением несоответствия, будучи постоянной тенью своего выдающегося отца.
Наследие Анны Фрейд трудно переоценить. Её вклад в психоанализ неоспорим, и она сделала значительный вклад в понимание детской психологии. Её работы о защитных механизмах, психологии масс и работе с детьми до сих пор влияют на психоаналитиков и психотерапевтов.
Защитные механизмы
Анна Фрейд значительно расширила теорию защитных механизмов, предложив более глубокую классификацию и рассмотрение их роли в нормальном развитии личности.
Она ввела в использование концепцию психологической идентификации, описывающую процесс, через который ребёнок усваивает ценности и убеждения родителей или других важных для него взрослых.
Психология масс
Анна также изучала психологию масс, продвигая идеи своего отца о толпе и лидере.
В своей классической работе «Психология масс и анализ Я», она утверждала, что толпы демонстрируют регресс в более ранние поведенческие формы, когда индивидуумы ведут себя иррационально и в слиянии друг с другом.
Работа с детьми
Одним из самых значительных вкладов Анны Фрейд стала её работа с детьми.
Она основала клинику детской терапии Hampstead в Лондоне, которая стала прибежищем для детей, пострадавших от войны и различных травм. Её методы лечения, основанные на психоаналитической теории, характеризуются высокой чувствительностью к потребностям детей и сегодня продолжают использоваться по всему миру.
Наследие Анны Фрейд как выдающегося психоаналитика и пионера детской психологии продолжает вдохновлять и направлять специалистов в области психического здоровья на протяжении многих лет.
Близкие отношения и семья
Анна Фрейд очень любила и ценила свою семью. Она считала своих близких главной опорой и поддержкой в жизни. Её отношения с младшим братом Эрнстом были особенно близкими, и они провели вместе всю свою жизнь. Анна, хотя и не вышла замуж, всё же создала свою семью, которая состояла из детей, доверенных ей во время войны.
Всё своё время Анна посвятила работе и заботе о детях и подростках. У неё не было своих, но она относилась к своим подопечным как к собственным детям. Она основала специальную школу для детей с проблемами в развитии и фонд помощи детям-беженцам, и для неё не было большего счастья, чем видеть, как её воспитанники становятся успешными и счастливыми людьми.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!